Продовольственная проблема в Восточной Европе и странах СНГ

Уровень производства продовольствия в странах Восточной Европы, СНГ и Прибалтийских странах не соответствует их реальным возможностям. Одна Россия, обладая обширными территориями по возделыванию различных земледельческих культур и ведению животноводства, имеет огромный потенциал не только для полного обеспечения необходимым продовольствием своего населения, но и для оказания помощи другим странам. Однако в настоящее время страны СНГ и прибалтийские страны выступают импортерами продовольствия. В 80-е годы ежегодно СССР закупал зерна в среднем на 5 млрд. долл., что заметно влияло на цены зерна на мировых рынках. После распада СССР и формирования новых государств эти страны вынуждены были, залезая в долги, сами закупать зерно и продовольствие, в результате общий объем затрат на эти цели в 1993 г. возрос до 8 млрд. долл.

Из восточноевропейских стран более или менее обеспечиваются продовольствием Венгрия (полностью), Чехия, Словакия, а Болгария, Польша, Румыния выступают устойчивыми импортерами зерна и мяса. К ним присоединилась Монголия. В последнее десятилетие КНР прекратила импорт мяса, риса и пшеницы, полностью перешла на самообеспечение и стала экспортировать продовольствие. Норма питания в КНР хотя и не соответствует в полной мере критериям ВОЗ ООН, но уже не уступает в среднем восточноевропейским странам, а по ряду показателей (овощи, фрукты, свежая рыба) превосходит их.

В России же и других странах СНГ непродуманное проведение экономических реформ, произвольные действия по разрушению многих коллективных хозяйств без учета специфики, сложившейся в АПК, ставка на ускоренное развитие фермерских хозяйств без соответствующего подкрепления их материальными и финансовыми ресурсами и технологиями привели к тому, что производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции существенно сократилось. Так, производство мяса (промышленная выработка) в 1994 г. снизилось с 7,7 млн. до 6,8 млн. т, животного масла – с почти 732 тыс. до 488 тыс. т, пшеницы – с 43,5 млн. до 32,1 млн. т, ржи – с 9,2 млн. до 5,9 млн. т. Сократилось производство молока, яиц, сахарной свеклы и т.д. Продолжалось падение сельскохозяйственного производства в 1995 и 1996 гг. Помимо отмеченных выше причин одной из проблем, влияющих на сужение продовольственного обеспечения населения, является проблема сохранения продукции, ее переработки, хранения, развития современной инфраструктуры и т.д. Многие из этих задач аналогичны тем, которые существуют в развивающихся странах.

Продовольственная проблема в развивающихся странах

Обеспечение продовольствием быстро растущего населения развивающихся стран относится к числу наиболее неотложных глобальных проблем современности. Решение продовольственной проблемы развивающихся стран связано с преодолением их экономической и научно-технической отсталости и лежит на путях радикальных социально-экономических преобразований, ликвидации отсталых форм землевладения и землепользования, подъема сельского хозяйства на основе внедрения передовых научных методов его ведения.

Несмотря на то, что сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики большинства развивающихся стран, его без преувеличения можно назвать наиболее слабым звеном экономических структур этих стран. Использование отсталых агротехнических методов, низкий уровень производительности труда предопределили такое положение, при котором один занятый в сельском хозяйстве в развивающихся странах едва может прокормить себя и свою семью, в то время как один фермер в США обеспечивает потребности 59, в Западной Европе – 19, а в Японии – почти 14 человек.

Эта проблема будет усугубляться тем, что численность населения планеты, по прогнозам ученых, к 2025 г. увеличится – до 8,5 млрд. человек, 83% которых будут проживать в развивающихся странах. Однако вопрос о возможности удовлетворения потребностей такой численности населения в продовольствии и других сельскохозяйственных товарах за счет имеющихся ресурсов при нынешнем уровне развития технологии до сих пор остается открытым, что часто подчеркивалось в докладе Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в специальной главе «Содействие устойчивому ведению сельского хозяйства и развитию сельских районов».

В этой ситуации внимание стран мирового сообщества, и прежде всего развивающихся, а также СНГ, должно уделяться в первую очередь сохранению и наращиванию потенциала плодородных сельскохозяйственных земель и совершенствованию сельскохозяйственного производства с целью повышения его продуктивности, а также систем хранения и распределения продукции. В противном случае угроза нарастания голода на планете становитсявполне реальной. Достаточно сказать, что согласно прогнозам спрос на продовольствие в мире возрастет к 2010 г. на 50% и в три раза – к 2050 г. Соответственно возрастет, если не будут приняты серьезные меры, и социальная напряженность в географических зонах, характеризующихся неудовлетворительной продовольственной обеспеченностью, вплоть до появления районов голода.

Определение голода и его природа

По оценкам ФАО, общая численность людей, страдающих от острого голода, в начале 70-х годов составляла 400 млн. человек, в 1980 г. она уже приблизилась к 500 млн. человек, а впоследствии (в начале 90-х годов) в связи с кризисной продовольственной ситуацией в Африке колебалась от 600 до 700 млн. человек. Следует отметить, что критерием голода в данной оценке принята его крайняя степень, определяемая «критическим уровнем» энергетических потребностей организма, достаточным лишь для выживания. Если же для определения голода применить менее жесткий подход, то число голодающих в развивающихся странах окажется еще большим. Драматизм продовольственной ситуации заключается в том, что голод в освободившихся странах – явление не только массовое, но и постоянное, сопутствующее повседневной жизни широких слоев населения.

Чтобы понять природу голода как общественного явления, важно иметь в виду, что он проявляется в двух различных формах: «скрытой» (хронической) и «явной» – в виде вспышек массового голода вследствие недородов или полной гибели урожаев из-за стихийных бедствий или военных конфликтов. Первая форма – хронический голод на почве нищеты и соответственно чрезвычайно низкой покупательной способности населения – проявляется как своего рода «невидимый» кризис, вызывающий постоянные физические лишения сотен миллионов людей в ряде сменяющих друг друга поколений. Хронический голод стал неотъемлемой чертой образа жизни значительной части населения развивающихся стран, лишенной элементарных средств существования. Парадоксальным кажется, что от голода и недоедания страдают сами производители продовольствия – малоземельные и безземельные крестьяне, арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Задавленные нуждой, они оказываются не в состоянии ни производить, ни покупать продукты питания в количестве, достаточном, чтобы прокормить себя и свои семьи. В целом в развивающихся странах около 80% страдающих от хронического недоедания проживают в сельских районах.

Хронический голод наносит народам освободившихся стран невосполнимый ущерб в воспроизводстве трудовых ресурсов сокращает продолжительность жизни, способствует поддержанию высокого уровня смертности. В проявлениях голода в «скрытой» форме, не зависящей от величины собранного урожая и состояния национального продовольственного фонда, особенно четко прослеживаются социальные истоки этого бедствия.

Наши рекомендации