Азиатско-Тихоокеанский регион
В АТР наиболее значительными интеграционными объединениями являются АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и АТЭС.
АСЕАН была создана в 1967 г. после подписания Бангкокской декларации; в ее состав вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (в настоящее время членами АСЕАН являются также Мьянма, Бруней, Лаос и Вьетнам). Цель создания данной ассоциации – содействие социальному и экономическому развитию стран-членов ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ. В 1976 г. на первом совещании руководителей стран-членов АСЕАН были приняты Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларация АСЕАН – основные документы, которыми руководствуется ассоциация в своей деятельности. Декларация АСЕАН провозглашает, что страны, входящие в ассоциацию, будут занимать общую позицию по важнейшим вопросам и проблемам региональных и мировых экономических отношений.
Были созданы соответствующие руководящие и исполнительные органы, специализированные учреждения. В соответствии с принятыми документами намечались создание зоны свободной торговли АСЕАН к 2008 г., углубление сотрудничества через распространение его на такие сферы, как безопасность, финансы, телекоммуникации, туризм, окружающая среда, сельское хозяйство, транспорт и здравоохранение.
Экономический кризис 1997-1998 гг. наложил отпечаток на развитие стран-членов АСЕАН. В декабре 1998 г. главные страны-члены АСЕАН на конференции во Вьетнаме обсудили и наметили несколько путей выхода из кризиса:
♦ финансовая помощь со стороны Японии (в размере 30 млрд. долл. из организованного Японией для этих целей фонда содействия структурным реформам). Реально им смогли воспользоваться только Малайзия и Таиланд, получившие по 1,85 млрд. долл.;
♦ введение коллективной валюты стран–членов АСЕАН, контроль за миграцией капитала и усиление в целом государственного регулирования национальных экономик. Однако этот путь пока не получил всеобщего одобрения, но и не снят с повестки дня будущего развития региона.
В ноябре 1989 г. в АТР состоялась первая конференция министров иностранных дел и торговли, учредившая новую интеграционную экономическую группировку – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, объединившее 18 государств региона (Австралию, Бруней, Гонконг, Канаду, Китай, Кирибати, Малайзию, Маршалловы острова, Мексику, Новую Зеландию, Папуа – Новую Гвинею, Южную Корею, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), затем к этим государствам присоединились Вьетнам, Перу и Россия.
Таким образом, в АТЭС входят страны-члены НАФТА, АСЕАН, Австралийско-Новозеландской Зоны свободной торговли (АНСЕРТА).
С самого начала АТЭС был придан консультативный статус, т.е. все решения принимаются на основе консенсуса. Однако фактически в рамках его рабочих органов вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях. Такими органами являются комитеты по торговле и инвестициям, научным исследованиям в промышленности и технологиям, телекоммуникациям, транспорту, развитию людских ресурсов, энергетическому сотрудничеству, торговой и инвестиционной статистике, сохранению морских ресурсов, рыболовству, туризму, а также группа по малому и среднему предпринимательству и фонд образования.
На совещании глав правительств в 1994 г. (в Богоре, Индонезия) было принято решение о создании зоны свободной торговли и либерализации инвестиционной сферы к 2020 г. (для развитых стран – до 2010 г.), снижении барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО.
За годы существования АТЭС достигнуты определенные результаты: сформированы модель и параметры сотрудничества, учитывающие интересы развитых и развивающихся стран, восточные и западные традиции; достигнут консенсус относительно сроков формирования в регионе системы свободной и открытой торговли.
Характеризуя в целом АТЭС как глобальную по масштабам группировку, следует констатировать, что она превосходит остальные регионы мира: на ее долю (вместе со странами НАФТА) приходится 40% населения земного шара, около 60% валового мирового продукта и инвестиций, более 40% мирового экспорта. По мере расширения АТЭС будет играть все большую роль в мировом хозяйстве, углубляя и совершенствуя интеграционные процессы в глобальном масштабе.
Для России сотрудничество с АТЭС имеет принципиально важное, стратегическое значение. Вместе с тем развитие сотрудничества как с регионом в целом, так и с его отдельными странами не соответствует имеющимся потенциальным возможностям. Об этом свидетельствует доля региона во внешнеторговом обороте нашей страны в 2001 г. – 16,3%.
Темпы и масштабы сотрудничества со странами АТР должны соответствовать месту и значению этих стран в мировом хозяйстве. Россия имеет возможность использовать уникальные преимущества евразийской державы, находящейся на стыке североамериканской, восточноазиатской и европейской экономических систем. Наша страна является, с одной стороны, единственным европейским государством – членом АТЭС, а с другой – единственной азиатской страной, имеющей соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС; это дает ей ряд преимуществ, в частности она может стать важным звеном в развитии экономических отношений между Европой и Азией в качестве евроазиатского транспортно-коммуникационного моста. Используя в этих целях свои наземные, морские и воздушные пути сообщения, Россия сможет занять важнейшие позиции в глобальных торгово-экономических отношениях и получить доступ к значительным финансовым и технологическим ресурсам. Развитие международных отношений благоприятно скажется на экономическом положении восточных российских территорий, прежде всего Дальнего Востока и Сибири, которые неизбежно окажутся вовлеченными в региональную интеграцию.