Общие понятия мирового хозяйства, современные тенденции и закономерности его развития

И.А. СПИРИДОНОВ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Второе издание, переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 060600 «Мировая экономика», 351200 «Налоги и налогообложение»

Москва

ИНФРА-М

УДК 338(075.8)

ББК 65.5я73

С72

Спиридонов И.А.

Мировая экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М,2006. - 272 с. - (Высшее образование).

ISBN 5-16-001950-2

В учебном пособии дана характеристика современного мирового хозяйства, его сущности, основных тенденций и закономерностей развития. Анализируются глобальные проблемы в мировой экономике, прежде всего экологическая и продовольственная, международные экономические аспекты их решения. Охарактеризованы природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства, типы воспроизводства населения, использование трудовых ресурсов. Подвергнуты анализу отраслевая структура мировой экономики, основные структурные элементы экономического потенциала (топливно-энергетический, машиностроительный, агропромышленный, транспортный комплексы) и уровень социально-экономического развития различных стран – субъектов мирового хозяйства, место России в мировой экономике и проблемы ее вхождения в современное мировое хозяйство.

ВВЕДЕНИЕ

Современное мировое хозяйство (мировая экономика) представляет собой закономерно развивающуюся и усложняющуюся систему взаимодействия национальных экономик различных стран мира, которая проявляется в разнообразных формах их международных экономических отношений на основе международного разделения труда.

Последние десятилетия на рубеже XX-XXI вв. ознаменовались масштабными экономическими, политическими и социальными процессами, которые оказали и продолжают оказывать воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики.

Общественно-политические и экономические процессы обусловливают существенные сдвиги в мировом хозяйстве, формируя разнообразные и многовариантные ступени и пути его развития.

Меняется не только мир, но и его понимание: ныне уже довольно сложно провести четкую границу, которая совсем недавно делила его на две противоположные системы. В мире, особенно в Европе, произошли такие кардинальные изменения в расстановке сил и переоценка ценностей, что положения и стереотипы относительно проблем мирового хозяйства, международного разделения труда и международных экономических отношений, формировавшиеся в России и за рубежом десятилетиями, вплоть до 90-х годов XX в., изжили себя.

В современный период недостаточно понимания невозможности жить в условиях конфронтации – требуется конструктивное созидательное мышление, соответствующее новым реалиям.

Данное обстоятельство приобретает особую актуальность для российской экономической науки, которой предстоит сформировать новое экономическое мышление практически у всех категорий населения, вырваться из объятий догматизма и схоластики, обеспечить широкий выход на столбовую дорогу мировой экономической мысли.

Мировое хозяйство – закономерный результат развития интернационализации хозяйственной жизни, которая на рубеже XX-XXI вв. охватила не только сферу обмена, но и сферу производства. Вторая половина XX в. стала периодом развития новых тенденций в области интернационализации производства – переходом к международному обобществлению производства, который получил название интеграционного процесса, т.е. процесса хозяйственно-политического объединения стран и более глубокого их включения в мировую экономику. Потребности динамичного включения национальных экономических систем в мировое хозяйство представляют собой в современных условиях своего рода глобальную закономерность, являющуюся проявлением общих глобальных тенденций, свойственных современной мировой экономической системе.

В новых условиях усиления открытости российской экономики и признания международным сообществом России в качестве страны с рыночной экономикой постепенно начинают устраняться многие препятствия для активного и масштабного вовлечения нашей страны в интеграционные процессы. В связи с этим возрастает интерес к изучению теории и практики рыночных отношений, основ конкурентной экономики, формам и методам работы корпораций в сфере внешнеэкономических связей, вне которых невозможна нормальная экономическая жизнь любого общества.

Сейчас эти проблемы уже перестали быть предметом изучения узкого круга специалистов. Практическое признание тезиса о том, что национальная экономика – это часть мирового хозяйства, привело к пересмотру многих положений самого предмета, изучаемого в рамках курса мировой экономики и международных экономических отношений. Выход на внешний рынок российских предприятий, вхождение иностранных фирм в формирующийся национальный рынок товаров и услуг сразу выявили множество проблем, ранее не встречавшихся в хозяйственной практике. Стало ясно, что и в России, и в других странах СНГ не хватает специалистов, обладающих необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для работы в условиях рынка, и тем более международного.

Дисциплина «Мировая экономика» является фундаментальным курсом для экономистов-международников и обязательным разделом знаний практически для всех остальных экономических специальностей. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с новым Государственным стандартом специальность «Мировая экономика» включает в себя цикл из 10 специальных дисциплин (СД. 01 - СД. 10).

Так, содержательная часть специальной дисциплины «СД. 01. Мировая экономика» определена следующим образом: становление и сущность мирового хозяйства; тенденции развития мировой экономики; интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей; природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства; типы воспроизводства населения; использование трудовых ресурсов; отраслевая структура мирового хозяйства; экономический потенциал и уровень социально-экономического развития; классификация стран по уровню социально-экономического развития; преодоление разрыва в уровнях развития; место России в мировом хозяйстве. Это положение и определило структуру настоящего учебного пособия и логику изложения материала.

В первом разделерассматриваются общие понятия мирового хозяйства, закономерности и тенденции его развития на рубеже XX-XXI вв., современные глобальные проблемы в мировой экономике, а также факторы, влияющие на усиление тенденций глобализации в развитии всемирного хозяйства.

Во втором разделеанализируются основные структурные элементы экономического потенциала: природно-ресурсный потенциал современного мирового хозяйства, человеческие ресурсы в мировой экономике, основные направления демографической политики, трудовые ресурсы и занятость, взаимосвязь динамики населения и экономического развития в аспекте глобальных проблем мировой экономики, научно-технический и информационный потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства, а также место и роль России в мировой экономике.

В третьем разделе,посвященном отраслевой структуре мирового хозяйства, исследуются главные направления воздействия научно-технического прогресса (НТП) на структурные изменения в мировом хозяйстве; анализируются место и роль современной промышленности в мировой экономике, ее отраслевая и территориальная структура, динамика развития промышленности в целом и основных отраслевых комплексов на рубеже XX-XXI вв.; топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного, транспортного.

Работая над учебным пособием, автор постоянно обращался к опыту рассмотрения и анализа проблем, относящихся к мировой экономике, содержащегося в работах учебного характера как российских, так и зарубежных ученых, о чем свидетельствует перечень литературы, приведенный в конце пособия.

Учебное пособие подготовлено на базе уже читаемого автором курса «Мировая экономика» в Московском государственном открытом университете (МГОУ). В нем учтены замечания и пожелания, которые высказывали коллеги по кафедре «Мировая экономика и маркетинг» и студенты МГОУ. Тем не менее автор будет признателен всем читателям, которые выскажут замечания и пожелания по данной книге.

РАЗДЕЛ I

ГЛАВА 1

Ценовая конкуренция

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее практически неисчерпаемыми возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.

Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости давно замечена и внимательно изучается. Так, международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (ее центр в Женеве) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

Россия и страны СНГ

Особая проблема – перспективы экономических отношений России со странами ближнего (или нового) зарубежья. В общих рамках соблюдения интересов России рассматриваются разные модели ее отношений с бывшими республиками СССР. Раньше существовала экономическая система, которую называли единым народнохозяйственным комплексом. Сейчас это определение нередко воспринимают с иронией, но нельзя отрицать того, что степень взаимосвязанности и взаимозависимости союзных республик была очень высокой, и это не может, да и не должно исчезнуть.

Есть несколько моделей развития экономических отношений между новыми государствами, возникшими на месте бывшего СССР. Россия стремится по возможности сохранить глубокую интеграцию со всеми бывшими республиками СССР, но не только интересы одной России формируют реальность межгосударственных связей. В чем же суть интеграционной модели? Это единое экономическое пространство, характеризующееся общей денежно-кредитной системой, отсутствием каких-либо ограничений в движении товаров, услуг, капитала, свободным перемещением населения, скоординированной политикой, общим характером отношения к третьим странам. Ныне такой модели интеграции нет, но существуют ее отдельные элементы, и задачей является их поддержка, укрепление и развитие.

Вместе с тем ныне ясно, что в пространстве бывшего СССР нецелесообразно, да и просто невозможно строить какую-то однородную систему взаимоотношений. Происходит их дифференциация. В середине 90-х годов Россия наиболее тесные связи установила с Белоруссией и Казахстаном; необходим прогресс в экономических отношениях с Украиной.

Основу другой модели составляет таможенный союз: свободное движение товаров и услуг между членами союза, единая таможенная политика в отношении третьих государств.

Еще одна возможная модель – ассоциация или зона свободной торговли, т.е. беспошлинная торговля между партнерами, каждый из которых по отношению к третьим странам осуществляет собственную внешнеторговую, в том числе и тарифную, политику.

Наиболее вероятная модель будет представлять симбиоз всех перечисленных моделей.

Странам СНГ, с одной стороны, приходится отсекать то, что становится нежизнеспособным (например, упорядочивать денежно-кредитные, платежно-расчетные отношения при выходе страны из рублевой зоны). В вопросе о разделении собственности национальные интересы явно преобладают над стремлением сохранить общность. С другой стороны, появляются и объединяющие элементы: например, соглашение о таможенном союзе, договоренности об общих экологических программах, поддержании инфраструктуры, использовании воздушного пространства.

Таким образом, в регионе стран СНГ отчетливо проявляются две разнонаправленные тенденции: 1) обособление стран; 2) их сближение на основе интернационализации хозяйственной жизни и создания интеграционных объединений.

В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали договор о создании экономического союза, цель которого – формирование на рыночных основах единого экономического пространства. Однако страны СНГ так и не смогли приступить к реализации основных положений договора, ограничиваясь двусторонними экономическими соглашениями.

С целью активизации интеграционного процесса в рамках СНГ в марте 1996 г. был подписан договор о всестороннем сближении и углублении интеграции четырех стран – России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В новом договоре первостепенное значение придавалось таможенному союзу, в частности, предусматривался ряд конкретных мер: согласование таможенной политики, унификация правил доставки и досмотра грузов, взаимных расчетов, борьба с контрабандой и др. В феврале 1999 г. к этому договору присоединился Таджикистан.

Формирование таможенного союза является конкретным шагом на пути углубления экономической интеграции. В свою очередь, интеграция по мере углубления и совершенствования предполагает последовательную передачу отдельных функций государств наднациональным органам, т.е. частичный отказ от национального суверенитета. Эта одна из главных причин того, что многие страны СНГ предпочитают интеграции развитие традиционных торгово-экономических связей на двусторонней основе.

В данной ситуации, очевидно, целесообразно развивать интеграционные связи на принципах разумного прагматизма и не со всеми странами СНГ одновременно, а последовательно, в дальнейшем распространяя их на других участников. В этом плане наиболее продвинутыми представляются взаимоотношения России и Белоруссии. Весной 1997 г. были подписаны договор о Союзе России и Белоруссии и Устав Союза. В последнем документе отмечается, что перспективы развития Союза направлены на последовательное продвижение к добровольному объединению государств. В 1999-2001 гг. были подписаны документы о завершении формирования единого таможенного пространства Союза, о концепции безопасности Союза Белоруссии и России (в январе 2000 г. были сформированы руководящие органы союзного государства – Высший Государственный совет и Совет Министров), о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства и др. Однако для того, чтобы этот союз имел реальную силу, необходима прочная экономическая база, основывающаяся на последовательном прохождении всех ступеней интеграционного процесса – от таможенного до экономического и валютного союза.

В целом же следует отметить, что основой дальнейшей реальной интеграции стран СНГ является прежде всего экономическая заинтересованность участников, не идущая вразрез с их политическим и народнохозяйственным курсом. Каждая страна преследует свои геополитические цели и с их учетом определяет степень своего включения в интеграционный процесс. При этом для России интеграция со странами СНГ имеет широкие, далеко идущие перспективы.

ГЛАВА 2

СУБЪЕКТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Целенаправленная хозяйственная деятельность в мировой экономике осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения. Субъектами мирового хозяйства являются хозяйствующие единицы, способные по своим финансовым и материальным возможностям организовать производственную деятельность в международном масштабе и обладающие определенными международными правами и обязанностями. В число таких основных хозяйствующих субъектов входят национальные государства, ТНК, региональные интеграционные экономические объединения, международные экономические организации.

Основным субъектом мирового хозяйства является государство. Оно представляет собой форму политической и экономической организации общества, отражающую интересы господствующего класса, группы населения.

Роль государства в экономике проявляется прежде всего в создании гарантированных рынков для компаний внутри страны и за рубежом, его участии в накоплении капитала, регулировании внутренних и внешних экономических связей в общенациональных интересах, непосредственно в производстве валового внутреннего продукта (ВВП).

В современных условиях глобализации мирохозяйственных связей государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.

В соответствии с международной системой национальных счетов (СНС) субъектами мирохозяйственных связей являются частные (физические) лица и организации (юридические лица), осуществляющие международные экономические операции.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Резиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории данной страны, независимо от их национальной (государственной) принадлежности.

Нерезиденты – это хозяйствующие субъекты, постоянно находящиеся на территории иностранного государства, даже если они являются гражданами данной страны, но постоянно проживают за границей, или филиалами хозяйствующих единиц данной страны, расположенных за ее пределами.

В соответствии с СНС все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовать услуги, от своего имени заключать сделки с другими лицами.

СНС не устанавливает различий между субъектами национальной и международной экономической деятельности, поскольку в условиях открытой рыночной экономики все юридические и физические лица, реально существующие в экономике любой страны, одновременно и в том же качестве имеют право быть субъектами мировой экономики, т.е. вступать в разрешенные законом экономические отношения с любыми субъектами других стран или участниками международных экономических союзов.

Показатели вывоза капитала

Уровень экономического развития страны отражается и в показателях вывоза капитала (международного движения капиталов):

а) в объеме зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношении с национальным богатством страны. Как правило, страна с высоким уровнем экономического развития имеет большие возможности вложения капитала в экономику других стран;

б) в соотношении объема зарубежных прямых инвестиций данной страны с объемом иностранных прямых инвестиций на ее территории. Это соотношение характеризует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем развития национальной экономики стран – субъектов инвестирования капитала;

в) в объеме внешнего долга страны и его соотношении с ВВП/ВНП данной страны.

ГЛАВА 3

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Международная экономическая интеграция

Это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Самая простая форма экономической интеграции – зона свободной торговли,в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма – таможенный союз– предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложной формой является общий рынок,обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ кразного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, кновейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.

Первый этап

Связан с международной специализацией стран преимущественно на основе общего разделения труда, т.е. когда развивается обмен продукции одной отрасли производства (например, промышленности) на продукцию другой (например, сельского хозяйства).

Второй этап

Характеризуется интенсивным развитием межотраслевой специализации на базе частичного разделения труда, что связано прежде всего с усложнением отраслевой структуры материального производства, т.е. с дифференциацией отраслей промышленности. Выражается это в появлении международно-специализированных отраслей и производств, с продукцией которых страна выходит на международный рынок.

Третий этап

Характеризуется тем, что наряду с развитием международной отраслевой специализации, основанной на общем и частичном разделении труда, начинается процесс углубления международной внутриотраслевой специализации, основанной на частном, а также единичном разделении труда. Выражается это в обособлении производства отдельных частей продуктов (агрегатов, узлов, деталей) с целью достижения массового производства, высокого уровня производительности труда на базе новой техники и технологии, снижения издержек производства и пр. Естественно, что эта специализация требует широких кооперационных связей для создания конечного продукта (машины, агрегата, производственного объекта).

Базовые для производственного сотрудничества понятия – «международная специализация» и «кооперация производства» – неразрывно связаны.

Международная производственная кооперация – это непосредственное соединение в повседневном взаимодействии труда субъектов – юридических лиц разных стран в одном и том же либо в разных, но связанных между собой процессах производства. Таким образом, международная производственная кооперация объединяет ее участников единством конкретной производственной цели.

Система управления ЕС

Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС.

Совет министров (Совет) – законодательный орган, играющий славную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных Стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством (но на практике стараются добиваться единодушного голосования).

Европейский совет (Евросовет), в его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС. Здесь обсуждаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса.

Комиссия европейских сообществ (Комиссия, КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм.

Европейский парламент (Европарламент) – контролирующий орган. Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет.

Суд европейских сообществ (Суд) – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС.

Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования.

Правовая основа ЕС

Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран-участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС.

Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями.

Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран-членов ЕС и приобретают на их территории силу закона.

Директивы – законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-членов ЕС.

Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение.

Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению.

В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежный тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран-членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом.

В области внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность – субъектами системы права являются не только государства-члены ЕС, но и их граждане. Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность:

♦ вводить импортные квоты по товарам из третьих стран;

♦ заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея);

♦ сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.

Финансы и бюджет ЕС

ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним.

Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального Развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергическая и т.д. Европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией, финансирует капиталовложения ЕС региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий.

Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в сортирующей стране и на внешнем рынке; таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислении от налога на добавленную стоимость и прочих средств. Во-вторых, в доходную часть бюджета ЕС выделяется 1,2-1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств.

Расходы ЕС распределяются в последние годы примерно следующим образом (%):

административно-хозяйственные 4,5

на проведение политики:

единой сельскохозяйственной 66,5

региональной 7,5

социальной.... 6,6

энергетической 0,3

промышленной 0,1

научно-технической 3,5

в области информации и охраны окружающей среды 0,08

помощи развивающимся странам 2,1

на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС 8,4

Структурная политика ЕС

Важной составляющей механизма западно-европейской интеграции является совместное проведение структурной политики – отраслевой и региональной. Причем наднациональное регулирование применимо в отношении наименее конкурентоспособных отраслей и отсталых регионов.

Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратилась во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера. Аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу товаров с мирового аграрного рынка, который располагает избыточными ресурсами.

Эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям работников других сфер экономики. В перспективе главным направлением совместной сельскохозяйственной политики ЕС станет адаптация сельскохозяйственного производства к мировым условиям сбыта путем осуществления рациональной структурной политики, ликвидации неконкурентоспособных хозяйств на основе обеспечения альтернативных возможностей занятости.

Совместная научно-техническая политика

На начальных этапах развития ЕС совместные действия в области НИОКР были преимущественно направлены на развитие угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетики. В начале 80-х годов усилилась координация научно-технической деятельности. Первым шагом было принятие «рамочной» комплексной программы (1984-1987), которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности ЕС. Однако основополагающим в разработке единой научно-технической стратегии стало принятие в 1989 г. второй, а затем и действовавшей с 1995 по 2000 г. третьей комплексных программ. Они были нацелены на поддержку и усиление конкурентоспособности европейской промышлен

Наши рекомендации