Кафедра практического и проектного обучения

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»

Кафедра практического и проектного обучения

ПРОГРАММА

Производственной практики и методические указания по ее выполнению для студентов 3-и 4-го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния»

Квалификация выпускника «Бакалавр»

Форма обучения: очная, заочная

БЕЛГОРОД 2015

Программа производственной практики и методические указания по ее выполнению составлены на основании «Положения о практике обучающихся……» ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ утвержденного на заседании Ученого совета от 26.12.2014 г., приказ № 385-3.

Программа производственной практики для студентов 3–го и 4–го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния». Квалификация выпускника «Бакалавр» / Сост.: П.П. Корниенко, Н.Н. Швецов, Н.С. Трубчанинова, И.А. Бойко, Г.С. Походня, В.И. Гудыменко, А.П. Хохлова, Н.А. Маслова, А.В. Ковригин, С.А. Корниенко, А.Н. Добудько, О.Н. Ястребова, Ж.М. Яхтанигова, Г.П. Абрамова. – Белгород: Издательство Белгородского ГАУ, 2015. – 22 с.

Рецензенты:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Программа рассмотрена на заседании кафедры практического и проектного обучения «___»___________________ протокол №____

И.о. зав. кафедрой______________________Ж.М._Яхтанигова

Согласовано:

Начальник УМУ ________________________ Л.А.Манохина

Программа утверждена методическим советом Белгородского ГАУ «___» ______________. Протокол №____

© Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п\п Разделы Страницы
Цели и задачи производственной практики
Организация и порядок проведения производственной практики
Требования к студентам при прохождении практики
Обязанности руководителей практики
Содержание производственной практики
Защита отчетов по практики
Порядок защиты отчетов практики
Приложения

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ

Цель и задачи практики

Целью производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния, является закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин; приобретение навыков организационной работы по ре­шению социально-экономических вопросов в трудовых коллективах, формирование активной социальной позиции будущего специалис­та и организатора сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики; приобретение практических навыков: по организации производства и его управлению, овладению интенсивными технологиями производства мяса, молока, яиц и др. продукции, анализу и оценке производительной деятельности хозяйства в целом и его подразделений.

Задачи:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на основе изучения работы предприятий и учреждений;

- овладение передовыми методами и производственными навыками;

- участие в проведении мероприятий по пропаганде решений феде­ральных и областных органов власти по аграрному вопросу;

- проведение экологической оценки влияния животноводческих и птицеводческих комплексов на природные ресурсы.

Формы проведения практики

Знакомство с методами исследований в лабораторных и производственных условиях, составление баз данных с использованием современных методов получения информации.

Производственную практику студенты проходят на сельскохозяйственных предприятиях, оснащенных современным технологическим оборудованием и на передовых сельскохозяйственных предприятиях по переработке продуктов животноводства

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Руководство практикой

Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры практического и проектного обучения. Руководство практикой по месту ее прохождения осуществляется специалистом, назначенным руководителем организации (модератором).

Перед отъездом на практику студент получает необходимую консультацию у преподавателя - руководителя практики. Ему выдаются программа практики и методические указания, дневник и индивидуальный договор для прохождения производственной практики.

По прибытии на место прохождения практики студент знакомится с модератором, назначенным руководителем организации, и совместно с ним на основе программы намечает план работы в конкретных условиях.

Производственную практику студент может выполнять как в качестве практиканта, так и зачисленным на вакантную должность руководителя среднего звена, зоотехника-стажера и т.д. с полной ответственностью за работу этих подразделений. Однако выполнение программы производственной практики и в этом случае является обязательным.

В период производственной практики студент обязан:

При прохождении практики студент должен:

· соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

· выполнять действующие в хозяйстве правила внутреннего распорядка;

· своевременно выполнять задания, предусмотренные программой, и по­ручения руководителей практики;

· вести дневник практики;

· участвовать в научных разработках кафедр и их внедрении в производство.

По окончании практики дневник заверяется руководителем хозяйства или учреждения по месту прохождения практики, пишется отзыв на студента -практиканта.

Изменение места прохождения практики возможно в исключительных случаях, с разрешения руководителя практики от университета. В случае возникновения неувязок между руководством и студентом-практикантом последний должен поставить в известность об этом преподавателя-руководителя и совместно с ними принять решение.

Контроль прохождения производственной практики осуществляется выездом преподавателя на предприятие.

2.2. Методическое обеспечение студента на практике

1. Программа производственной практики и методические указания по проведению производственной практики магистрантов;

2. Дневник (для студентов заочного вида обучения не требуется).

3. Индивидуальный договор с предприятием для прохождения практики.

Информационное обеспечение студента на производственной практике

1. Сельское хозяйство и животноводство http://www.mobilnikplus.ru/

2. Значение животноводства как отрасли сельского хозяйства http://www.kgau.ru/distance/zif_03/razvedenie-111201/01.html

3. Основные отрасли сельского хозяйства и их взаимосвязь http://www.activestudy.info/osnovnye-otrasli-selskogo-xozyajstva-i-ix-vzaimosvyaz/

4. agro-portal24.ru/.../1215-zhivotnovodstvo-i-ego-rol-v-narodnom-hozya

5. economyar.narod.ru/kankulova.pd

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Сроки проведения практики устанавливаются в соответст­вии с учебным планом и графиком учебного процесса. Производст­венная практика по зоотехнии осуществляется в 6 и в 8 семестрах – 6 ЗЕТ (4 недели или 216 часов)

№ п/п Разделы (этапы практики) Трудоемкость, часы Формы текущего контроля
Ознакомительная лекция по практике, получение задания от дипломного руководителя, инструктаж по технике безопасности Дневник по практике
Вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте отчет
Общее ознакомление с предприятием, организационной структурой предпри- ятия, технологиями производства продукции животноводства, технологиями производства основных отраслей животноводства хозяйства, породный состав животных или птиц и их продуктивность за последние 3 года.
Оформление отчета
Защита отчета Дневник, отчет

3.1. В научно-исследовательских организациях и опытных станциях, во время прохождения практики студент работает по тематике этих учреждений. Знакомится со структурой учреждения, результатами работы и внедрением законченных научных разработок в сельскохозяйственном производстве. Принимает непосредственное участие в проведении лабораторных и производственных опытов, приобретает практические навыки по их постановке, в проведении сопутствующих наблюдений, обработке материалов эксперимента и ведении документации.

Студент изучает породный состав животных или птицы, их содержание и кормление, определяет использование их при проведении научных исследований и в производстве животноводческой продукции.

3.2. При прохождении практики в органах по сертификации студенту необходимо ознакомиться:

- с основными видами сертификации (обязательная, добровольная сертификация, сертификация по заявлению-декларации);

- процедурой, порядком и правилами сертификации (животноводческой продукции и продуктов переработки) ;

- видами нормативных документов;

- метрологическим обеспечением сертификационных работ;

- правилами отбора образцов для анализа;

- с показателями качества продукции;

- с показателями безопасности продукции;

- санитарно -эпидемиологическими показателями;

- с порядком инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, сертификацией импортируемой продукции;

- правилами и порядком растаможивания продукции.

3.3. При прохождении практикив учреждениях по мониторингу экосистем и комитетах по охране окружающей среды необходимо ознакомиться с компонентами экологического мониторинга, порядком его проведения, детально изучить перечень контролируемых параметров режимных наблюдений на стационарных участках мониторинга, маршрутной системы. Освоить методы дистанционного зондирования экосистем и критерии оценки экологической обстановки территории.

3.4. В хозяйстве студент должен изучить:

На этом этапе практики студент знакомится с:

· местонахождением хозяйства, его климатическими и почвенными условиями;

· специализацией хозяйства;

· размещением и размерами ферм;

· технология производства продуктов животноводства;

· обязанностями специалистов зооинженерной службы хозяйства;

· обеспеченностью кадрами структурных подразделений животноводства;

· организацией охраны труда и окружающей среды.

Производственных процессов

Студент знакомится со средствами механизации и автоматизации основных производственных процессов:

Ÿ машинами и оборудованием для заготовки соломы, сена, силоса, сенажа, корнеплодов, травяной муки и резки, подготовки кормов к скарм­ливанию и раздачи кормов;

Ÿ доильной установкой;

Ÿ оборудованием для первичной обработки молока;

Ÿ механизацией водоснабжения, навозоудаления, обеспечения микроклимата.

При наличии в хозяйстве других отраслей животноводства изучает техноло­гическое оборудование данной отрасли.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОТЧЕТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ

Итоговой формой аттестации прохождения производственной практики - является зачет, формой отчетности – отчет.

Отчеты по производственной практике заслушиваются преподавателем кафедры практического и проектного обучения, являющегося руководителем практики по направлению подготовки (специальности) на факультете.

Титульный лист

Форма титульного листа приведена в приложении 1.

Содержание

В оглавлении приводится перечень глав, разделов, и т.п. с указанием страниц. Оформляется оглавление после полного завершения отчета.

Введение

Во введение кратко освещаются цели и задачи практики, место и время прохождения, организация выполнения ее программы. Объем - 1 страница.

Кормление животных

Описание организации и оценки полноценности кормления животных необходимо начать с перечисления применяемых в хозяйстве типов кормления, рационов для различных видов и половозрастных групп. К отчету в качестве примера приложите ксерокопии 2-3 рационов для различных сезонов года.

Здесь же приведите режимы кормления, укажите их соответствие данному виду животных, уровню и направлению их продуктивности. Определите уровень механизации и автоматизации процесса раздачи кормов и поения, перечислите машины, механизмы и др. устройства, используемые для этого.

Содержание животных

В отчете желательно привести схему размещения всех животноводческих помещений и вспомогательных объектов, если они объединены территориаль­но, или схему одной фермы (комплекса) по выбору, сравнить их с нормами технологического проектирования для соответствующих животноводческих объектов. Также необходимо дать оценку санитарно-гигиенических параметров производственного помещения или одного из производственных помещений, летнего лагеря для крупного рогатого скота, пастбищ, прогонов, источников водопоя.

Укажите систему и способы содержания животных, приведите перечень механизмов и оборудования для поддержания оптимальных параметров микроклимата в помещениях, уборки навоза, водоснабжения.

Воспроизводство стада

В начале опишите разводимые в хозяйстве виды и породы сельскохозяйственных животных, дайте их краткую характеристику, зоотехническую и экономическую оценку. Затем охарактеризуйте технику ведения зоотехниче­ского учета: способы учета происхождения, контроля роста и развития молод­няка, показателей продуктивности высокопродуктивных животных, перечис­лите формы учёта (желательно приложить их ксерокопии) и способы мечения животных.

На основе сводной бонитировочной ведомости необходимо сделать заключение о качественном составе стада, а также ознакомиться с планом мероприятий, разработанным зоотехнической службой по результатам бонитировки. Опишите методы и формы отбора и подбора животных, применяемые в данном хозяйстве.

На основании анализа состояния стада дайте несколько предложений, на­правленных на его совершенствование.

Объём раздела 4-5 страниц.

4. Зоогигиенические мероприятия по охране окружающей среды

Этот раздел работы предусматривает анализ причин, вызывающих загрязнение окружающей среды при производстве животноводческой продук­ции той отраслью животноводства, по которой выполнены исследования.

Кроме вскрытия причин, в этом разделе должны быть предложены мероприятия по устранению факторов, оказывающих отрицательное влияние на экологическую обстановку региона, возникающих при производстве продук­ции животноводства, в связи с этим в период похождения производственной практики студент обязан изучить следующие вопросы:

- наличие в организации службы охраны труда (ОТ) или штатного специалиста по ОТ, а также комитета (комиссии) по охране труда;

- содержание планов работы по охране труда (годового, комплексного пятилетнего), наличие в них конкретных мероприятий с указанием сроков проведения работ, исполнителей и средств, необходимых для их реализации;

- распределение должностных обязанностей по ОТ среди руководящего состава предприятия, наличие инструкций по ОТ по профессиям и на отдельные виды работ;

- наличие санитарно -технических паспортов рабочих мест сельскохозяйственного предприятия или технологических карт паспортизации рабочих мест на их соответствие требованиям ОТ;

- контроль состояния ОТ на предприятии: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, административно общественный (трехступенчатый) контроль, контроль службы ОТ предприятия;

- контроль состояния ОТ на предприятии: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, административно общественный (трехступенчатый) контроль, контроль службы ОТ предприятия;

- выявление опасных и вредных факторов производственной среды на предприятии или участке выполнения работ,

- оборудование складов, секционирование, хранимые вещества и их класс опасности, доступность для посторонних лиц;

- использование средств индивидуальной зашиты;

- соблюдение мер безопасности при выполнении работ и правил личной гигиены.

- Состояние электробезопасности на предприятии и на отдельных рабочих местах;

- обеспечение предприятия, его цехов и отделений первичными средствами пожаротушения;

- использование сельскохозяйственной техники на нужды пожаротушения, оборудование противопожарных водоемов, наличие других водозаборных установок:

- работа пожарных формирований: создание пожарно-технических комиссий и добровольных пожарных дружин, наличие пожарно-сторожевой охраны.

- Защита работающих и материальных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Собранный материал необходимо проанализировать, сопоставить с законодательными и нормативными документами.

1. В период практики студент изучает на примере конкретного с/х предприятия планирование и использование средств по охране природных ресурсов и окружающей среды от загрязнения, систему контроля за ее состоянием.

2. Анализирует использование удобрений и средств защиты растений (транспортировку, хранение, приготовление, способы, сроки и дозы их внесения, соотношение вносимых элементов питания, утилизацию тары, оповещение о предстоящих обработках пестицидами, наличие допуска для работы с пестицидами и др.) и их влияние на загрязнение окружающей среды,

3. Выявляет влияние других видов хозяйственной деятельности (перерабатывающих предприятий, животноводческих ферм, летних лагерей животных, машинно-тракторного парка и др.) на почвенные и водные ресурсы, животный и растительный мир, воздух и дает рекомендации по устранению или снижению негативного воздействия этой деятельности.

4. Устанавливает наличие оврагов, смытых почв. Участвует в проведении мероприятий по борьбе с эрозией, засолением почвы, закреплению и освоению песчаных почв.

5. Изучает состояние баланса гумуса, основных элементов питания в почвах хозяйства, характеризующих устойчивость агроэкосистемы. В случае необходимости дает рекомендации по его оптимизации.

Выводы

Формулировка выводов - раздел, завершающий отчёт. Выводы должны вытекать из материалов отчета и соответствовать задачам, поставленным программой практики. По каждому из разделов необходимо подготовить 1-3 вывода.

Выводы должны быть краткими, лаконичными и объективными.

Объем 1-2 страницы.

Предложения производству

По согласованию с руководителями практики на основании анализа применяемых в хозяйстве технологий необходимо подготовить предложения по их совершенствованию. Недопустимо делать выводы по вопросам не касающимся программы практики.

Объём - 1-2 страницы.

Список использованной литературы

В список литературы включают те источники, которые были использованы при написании отчета, в том числе нормативная и производственная документация, не менее 5-10 источников.

Приложения

Эта часть работы уместна, когда необходимо показать большие и многочисленные таблицы первичных данных или когда материал требует большого числа иллюстраций, загромождающих тек­стовую часть.

Приложение облегчает восприятие рукописи и его делают для того, чтобы читающий без особой надобности не отрывался от текста. Ни к месту сделанное приложение наоборот затрудняет чтение работы, заставляет то и дело отрываться от текста. Не следует, например, извлекать из текста фото­графии, если без них трудно понять суть описания. «Приложение» должно быть составлено в соответствии с правилами оформления иллюстративного и табличного материала.

Студент, не выполнивший требования программы практики, полу­чивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из университета. При этом ему выдается справка о завершении программы теоретического обучения и предоставляется право восстановления в университете и дальнейшего обучения на платной основе. Учебу в университете восстановленный студент начинает с защиты отчета о производственной практике (или производственной деятельности за прошедший год).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Титульный лист отчета

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО « БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»

Кафедра практического и проектного обучения

ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Направление подготовки (специальность) _______________________

_____________________________________________________________

Выполнил:

ФИО _____________________________________ ____________

подпись

курс _________________ факультет ________________________

Руководитель практики от предприятия ______________________

должность

ФИО _____________________________________ _______________

подпись М.П.

Руководитель практики, принявший отчет ___________________

должность

ФИО ______________________________________ ______________

подпись

Дата защиты «_______ » _________________ 2015 г.

БЕЛГОРОД 2015

Приложение 2 Титульный лист дневника

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО « БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»

Кафедра практического и проектного обучения

ДНЕВНИК

М.П.

Белгород, 201__ г.

Приложение 3

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА

Дата Рабочее место Содержание выполненных работ Предложения студента Подпись руководителя
           
         
         
           

Приложение 4

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ

Обширный цифровой материал оформляют в таблицы, которые располагаются после первого упоминания той или иной таблицы в тексте.

Таблицу нумеруют арабскими цифрами. Номер таблицы ставят после слова «таблица» без символа «№». Применяют сквозную нумерацию таблиц.

Пример: Таблица 5 - (далее название таблицы).

Название таблицы должно быть лаконичным и отражать основное содержание цифрового материала.

Заголовки строк и граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных.

Не желательно формировать слишком громоздкие таблицы, не помещающиеся на странице.

Приведенные в работе фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др. иллюстративный материал нумеруют арабскими цифрами (рис. 1., рис. 2. и т.д.). Все иллюстрации сопровождаются заголовками, которые располагаются ниже приведенного материала после номера рисунка.

Приложение 5

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

В список литературы включают все литературные источники, которые использовались в процессе выполнения работы. Строиться он может по принципу расположения источников в алфавитном порядке (по фамилии автора) или в порядке упоминания в тексте (ссылки на источник информации в тексте даются номером источника в списке).

Список литературы оформляют в соответствии с требованиями библиографического ГОСТа 7.1-2003 «Бибилиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Например. 1. Козловский В.Г. Технология промышленного свиноводства / В.Г. Козловский. – М.: Россельхозиздат, 1984. – 334 с.

Характеристика

на студента __ курса _____факультета заочного образования

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»

Кафедра практического и проектного обучения

ПРОГРАММА

Производственной практики и методические указания по ее выполнению для студентов 3-и 4-го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния»

Квалификация выпускника «Бакалавр»

Форма обучения: очная, заочная

БЕЛГОРОД 2015

Программа производственной практики и методические указания по ее выполнению составлены на основании «Положения о практике обучающихся……» ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ утвержденного на заседании Ученого совета от 26.12.2014 г., приказ № 385-3.

Программа производственной практики для студентов 3–го и 4–го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния». Квалификация выпускника «Бакалавр» / Сост.: П.П. Корниенко, Н.Н. Швецов, Н.С. Трубчанинова, И.А. Бойко, Г.С. Походня, В.И. Гудыменко, А.П. Хохлова, Н.А. Маслова, А.В. Ковригин, С.А. Корниенко, А.Н. Добудько, О.Н. Ястребова, Ж.М. Яхтанигова, Г.П. Абрамова. – Белгород: Издательство Белгородского ГАУ, 2015. – 22 с.

Рецензенты:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Программа рассмотрена на заседании кафедры практического и проектного обучения «___»___________________ протокол №____

И.о. зав. кафедрой______________________Ж.М._Яхтанигова

Согласовано:

Начальник УМУ ________________________ Л.А.Манохина

Программа утверждена методическим советом Белгородского ГАУ «___» ______________. Протокол №____

© Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

№ п\п Разделы Страницы
Цели и задачи производственной практики
Организация и порядок проведения производственной практики
Требования к студентам при прохождении практики
Обязанности руководителей практики
Содержание производственной практики
Защита отчетов по практики
Порядок защиты отчетов практики
Приложения

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ

Цель и задачи практики

Целью производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния, является закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин; приобретение навыков организационной работы по ре­шению социально-экономических вопросов в трудовых коллективах, формирование активной социальной позиции будущего специалис­та и организатора сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики; приобретение практических навыков: по организации производства и его управлению, овладению интенсивными технологиями производства мяса, молока, яиц и др. продукции, анализу и оценке производительной деятельности хозяйства в целом и его подразделений.

Задачи:

- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на основе изучения работы предприятий и учреждений;

- овладение передовыми методами и производственными навыками;

- участие в проведении мероприятий по пропаганде решений феде­ральных и областных органов власти по аграрному вопросу;

- проведение экологической оценки влияния животноводческих и птицеводческих комплексов на природные ресурсы.

Наши рекомендации