Кафедра практического и проектного обучения
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Кафедра практического и проектного обучения
ПРОГРАММА
Производственной практики и методические указания по ее выполнению для студентов 3-и 4-го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния»
Квалификация выпускника «Бакалавр»
Форма обучения: очная, заочная
БЕЛГОРОД 2015
Программа производственной практики и методические указания по ее выполнению составлены на основании «Положения о практике обучающихся……» ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ утвержденного на заседании Ученого совета от 26.12.2014 г., приказ № 385-3.
Программа производственной практики для студентов 3–го и 4–го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния». Квалификация выпускника «Бакалавр» / Сост.: П.П. Корниенко, Н.Н. Швецов, Н.С. Трубчанинова, И.А. Бойко, Г.С. Походня, В.И. Гудыменко, А.П. Хохлова, Н.А. Маслова, А.В. Ковригин, С.А. Корниенко, А.Н. Добудько, О.Н. Ястребова, Ж.М. Яхтанигова, Г.П. Абрамова. – Белгород: Издательство Белгородского ГАУ, 2015. – 22 с.
Рецензенты:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Программа рассмотрена на заседании кафедры практического и проектного обучения «___»___________________ протокол №____
И.о. зав. кафедрой______________________Ж.М._Яхтанигова
Согласовано:
Начальник УМУ ________________________ Л.А.Манохина
Программа утверждена методическим советом Белгородского ГАУ «___» ______________. Протокол №____
© Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ п\п | Разделы | Страницы |
Цели и задачи производственной практики | ||
Организация и порядок проведения производственной практики | ||
Требования к студентам при прохождении практики | ||
Обязанности руководителей практики | ||
Содержание производственной практики | ||
Защита отчетов по практики | ||
Порядок защиты отчетов практики | ||
Приложения |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ
Цель и задачи практики
Целью производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния, является закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин; приобретение навыков организационной работы по решению социально-экономических вопросов в трудовых коллективах, формирование активной социальной позиции будущего специалиста и организатора сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики; приобретение практических навыков: по организации производства и его управлению, овладению интенсивными технологиями производства мяса, молока, яиц и др. продукции, анализу и оценке производительной деятельности хозяйства в целом и его подразделений.
Задачи:
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на основе изучения работы предприятий и учреждений;
- овладение передовыми методами и производственными навыками;
- участие в проведении мероприятий по пропаганде решений федеральных и областных органов власти по аграрному вопросу;
- проведение экологической оценки влияния животноводческих и птицеводческих комплексов на природные ресурсы.
Формы проведения практики
Знакомство с методами исследований в лабораторных и производственных условиях, составление баз данных с использованием современных методов получения информации.
Производственную практику студенты проходят на сельскохозяйственных предприятиях, оснащенных современным технологическим оборудованием и на передовых сельскохозяйственных предприятиях по переработке продуктов животноводства
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Руководство практикой
Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры практического и проектного обучения. Руководство практикой по месту ее прохождения осуществляется специалистом, назначенным руководителем организации (модератором).
Перед отъездом на практику студент получает необходимую консультацию у преподавателя - руководителя практики. Ему выдаются программа практики и методические указания, дневник и индивидуальный договор для прохождения производственной практики.
По прибытии на место прохождения практики студент знакомится с модератором, назначенным руководителем организации, и совместно с ним на основе программы намечает план работы в конкретных условиях.
Производственную практику студент может выполнять как в качестве практиканта, так и зачисленным на вакантную должность руководителя среднего звена, зоотехника-стажера и т.д. с полной ответственностью за работу этих подразделений. Однако выполнение программы производственной практики и в этом случае является обязательным.
В период производственной практики студент обязан:
При прохождении практики студент должен:
· соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;
· выполнять действующие в хозяйстве правила внутреннего распорядка;
· своевременно выполнять задания, предусмотренные программой, и поручения руководителей практики;
· вести дневник практики;
· участвовать в научных разработках кафедр и их внедрении в производство.
По окончании практики дневник заверяется руководителем хозяйства или учреждения по месту прохождения практики, пишется отзыв на студента -практиканта.
Изменение места прохождения практики возможно в исключительных случаях, с разрешения руководителя практики от университета. В случае возникновения неувязок между руководством и студентом-практикантом последний должен поставить в известность об этом преподавателя-руководителя и совместно с ними принять решение.
Контроль прохождения производственной практики осуществляется выездом преподавателя на предприятие.
2.2. Методическое обеспечение студента на практике
1. Программа производственной практики и методические указания по проведению производственной практики магистрантов;
2. Дневник (для студентов заочного вида обучения не требуется).
3. Индивидуальный договор с предприятием для прохождения практики.
Информационное обеспечение студента на производственной практике
1. Сельское хозяйство и животноводство http://www.mobilnikplus.ru/
2. Значение животноводства как отрасли сельского хозяйства http://www.kgau.ru/distance/zif_03/razvedenie-111201/01.html
3. Основные отрасли сельского хозяйства и их взаимосвязь http://www.activestudy.info/osnovnye-otrasli-selskogo-xozyajstva-i-ix-vzaimosvyaz/
4. agro-portal24.ru/.../1215-zhivotnovodstvo-i-ego-rol-v-narodnom-hozya
5. economyar.narod.ru/kankulova.pd
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Производственная практика по зоотехнии осуществляется в 6 и в 8 семестрах – 6 ЗЕТ (4 недели или 216 часов)
№ п/п | Разделы (этапы практики) | Трудоемкость, часы | Формы текущего контроля |
Ознакомительная лекция по практике, получение задания от дипломного руководителя, инструктаж по технике безопасности | Дневник по практике | ||
Вводный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте | отчет | ||
Общее ознакомление с предприятием, организационной структурой предпри- ятия, технологиями производства продукции животноводства, технологиями производства основных отраслей животноводства хозяйства, породный состав животных или птиц и их продуктивность за последние 3 года. | |||
Оформление отчета | |||
Защита отчета | Дневник, отчет |
3.1. В научно-исследовательских организациях и опытных станциях, во время прохождения практики студент работает по тематике этих учреждений. Знакомится со структурой учреждения, результатами работы и внедрением законченных научных разработок в сельскохозяйственном производстве. Принимает непосредственное участие в проведении лабораторных и производственных опытов, приобретает практические навыки по их постановке, в проведении сопутствующих наблюдений, обработке материалов эксперимента и ведении документации.
Студент изучает породный состав животных или птицы, их содержание и кормление, определяет использование их при проведении научных исследований и в производстве животноводческой продукции.
3.2. При прохождении практики в органах по сертификации студенту необходимо ознакомиться:
- с основными видами сертификации (обязательная, добровольная сертификация, сертификация по заявлению-декларации);
- процедурой, порядком и правилами сертификации (животноводческой продукции и продуктов переработки) ;
- видами нормативных документов;
- метрологическим обеспечением сертификационных работ;
- правилами отбора образцов для анализа;
- с показателями качества продукции;
- с показателями безопасности продукции;
- санитарно -эпидемиологическими показателями;
- с порядком инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, сертификацией импортируемой продукции;
- правилами и порядком растаможивания продукции.
3.3. При прохождении практикив учреждениях по мониторингу экосистем и комитетах по охране окружающей среды необходимо ознакомиться с компонентами экологического мониторинга, порядком его проведения, детально изучить перечень контролируемых параметров режимных наблюдений на стационарных участках мониторинга, маршрутной системы. Освоить методы дистанционного зондирования экосистем и критерии оценки экологической обстановки территории.
3.4. В хозяйстве студент должен изучить:
На этом этапе практики студент знакомится с:
· местонахождением хозяйства, его климатическими и почвенными условиями;
· специализацией хозяйства;
· размещением и размерами ферм;
· технология производства продуктов животноводства;
· обязанностями специалистов зооинженерной службы хозяйства;
· обеспеченностью кадрами структурных подразделений животноводства;
· организацией охраны труда и окружающей среды.
Производственных процессов
Студент знакомится со средствами механизации и автоматизации основных производственных процессов:
машинами и оборудованием для заготовки соломы, сена, силоса, сенажа, корнеплодов, травяной муки и резки, подготовки кормов к скармливанию и раздачи кормов;
доильной установкой;
оборудованием для первичной обработки молока;
механизацией водоснабжения, навозоудаления, обеспечения микроклимата.
При наличии в хозяйстве других отраслей животноводства изучает технологическое оборудование данной отрасли.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОТЧЕТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ
Итоговой формой аттестации прохождения производственной практики - является зачет, формой отчетности – отчет.
Отчеты по производственной практике заслушиваются преподавателем кафедры практического и проектного обучения, являющегося руководителем практики по направлению подготовки (специальности) на факультете.
Титульный лист
Форма титульного листа приведена в приложении 1.
Содержание
В оглавлении приводится перечень глав, разделов, и т.п. с указанием страниц. Оформляется оглавление после полного завершения отчета.
Введение
Во введение кратко освещаются цели и задачи практики, место и время прохождения, организация выполнения ее программы. Объем - 1 страница.
Кормление животных
Описание организации и оценки полноценности кормления животных необходимо начать с перечисления применяемых в хозяйстве типов кормления, рационов для различных видов и половозрастных групп. К отчету в качестве примера приложите ксерокопии 2-3 рационов для различных сезонов года.
Здесь же приведите режимы кормления, укажите их соответствие данному виду животных, уровню и направлению их продуктивности. Определите уровень механизации и автоматизации процесса раздачи кормов и поения, перечислите машины, механизмы и др. устройства, используемые для этого.
Содержание животных
В отчете желательно привести схему размещения всех животноводческих помещений и вспомогательных объектов, если они объединены территориально, или схему одной фермы (комплекса) по выбору, сравнить их с нормами технологического проектирования для соответствующих животноводческих объектов. Также необходимо дать оценку санитарно-гигиенических параметров производственного помещения или одного из производственных помещений, летнего лагеря для крупного рогатого скота, пастбищ, прогонов, источников водопоя.
Укажите систему и способы содержания животных, приведите перечень механизмов и оборудования для поддержания оптимальных параметров микроклимата в помещениях, уборки навоза, водоснабжения.
Воспроизводство стада
В начале опишите разводимые в хозяйстве виды и породы сельскохозяйственных животных, дайте их краткую характеристику, зоотехническую и экономическую оценку. Затем охарактеризуйте технику ведения зоотехнического учета: способы учета происхождения, контроля роста и развития молодняка, показателей продуктивности высокопродуктивных животных, перечислите формы учёта (желательно приложить их ксерокопии) и способы мечения животных.
На основе сводной бонитировочной ведомости необходимо сделать заключение о качественном составе стада, а также ознакомиться с планом мероприятий, разработанным зоотехнической службой по результатам бонитировки. Опишите методы и формы отбора и подбора животных, применяемые в данном хозяйстве.
На основании анализа состояния стада дайте несколько предложений, направленных на его совершенствование.
Объём раздела 4-5 страниц.
4. Зоогигиенические мероприятия по охране окружающей среды
Этот раздел работы предусматривает анализ причин, вызывающих загрязнение окружающей среды при производстве животноводческой продукции той отраслью животноводства, по которой выполнены исследования.
Кроме вскрытия причин, в этом разделе должны быть предложены мероприятия по устранению факторов, оказывающих отрицательное влияние на экологическую обстановку региона, возникающих при производстве продукции животноводства, в связи с этим в период похождения производственной практики студент обязан изучить следующие вопросы:
- наличие в организации службы охраны труда (ОТ) или штатного специалиста по ОТ, а также комитета (комиссии) по охране труда;
- содержание планов работы по охране труда (годового, комплексного пятилетнего), наличие в них конкретных мероприятий с указанием сроков проведения работ, исполнителей и средств, необходимых для их реализации;
- распределение должностных обязанностей по ОТ среди руководящего состава предприятия, наличие инструкций по ОТ по профессиям и на отдельные виды работ;
- наличие санитарно -технических паспортов рабочих мест сельскохозяйственного предприятия или технологических карт паспортизации рабочих мест на их соответствие требованиям ОТ;
- контроль состояния ОТ на предприятии: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, административно общественный (трехступенчатый) контроль, контроль службы ОТ предприятия;
- контроль состояния ОТ на предприятии: оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц, административно общественный (трехступенчатый) контроль, контроль службы ОТ предприятия;
- выявление опасных и вредных факторов производственной среды на предприятии или участке выполнения работ,
- оборудование складов, секционирование, хранимые вещества и их класс опасности, доступность для посторонних лиц;
- использование средств индивидуальной зашиты;
- соблюдение мер безопасности при выполнении работ и правил личной гигиены.
- Состояние электробезопасности на предприятии и на отдельных рабочих местах;
- обеспечение предприятия, его цехов и отделений первичными средствами пожаротушения;
- использование сельскохозяйственной техники на нужды пожаротушения, оборудование противопожарных водоемов, наличие других водозаборных установок:
- работа пожарных формирований: создание пожарно-технических комиссий и добровольных пожарных дружин, наличие пожарно-сторожевой охраны.
- Защита работающих и материальных ценностей при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Собранный материал необходимо проанализировать, сопоставить с законодательными и нормативными документами.
1. В период практики студент изучает на примере конкретного с/х предприятия планирование и использование средств по охране природных ресурсов и окружающей среды от загрязнения, систему контроля за ее состоянием.
2. Анализирует использование удобрений и средств защиты растений (транспортировку, хранение, приготовление, способы, сроки и дозы их внесения, соотношение вносимых элементов питания, утилизацию тары, оповещение о предстоящих обработках пестицидами, наличие допуска для работы с пестицидами и др.) и их влияние на загрязнение окружающей среды,
3. Выявляет влияние других видов хозяйственной деятельности (перерабатывающих предприятий, животноводческих ферм, летних лагерей животных, машинно-тракторного парка и др.) на почвенные и водные ресурсы, животный и растительный мир, воздух и дает рекомендации по устранению или снижению негативного воздействия этой деятельности.
4. Устанавливает наличие оврагов, смытых почв. Участвует в проведении мероприятий по борьбе с эрозией, засолением почвы, закреплению и освоению песчаных почв.
5. Изучает состояние баланса гумуса, основных элементов питания в почвах хозяйства, характеризующих устойчивость агроэкосистемы. В случае необходимости дает рекомендации по его оптимизации.
Выводы
Формулировка выводов - раздел, завершающий отчёт. Выводы должны вытекать из материалов отчета и соответствовать задачам, поставленным программой практики. По каждому из разделов необходимо подготовить 1-3 вывода.
Выводы должны быть краткими, лаконичными и объективными.
Объем 1-2 страницы.
Предложения производству
По согласованию с руководителями практики на основании анализа применяемых в хозяйстве технологий необходимо подготовить предложения по их совершенствованию. Недопустимо делать выводы по вопросам не касающимся программы практики.
Объём - 1-2 страницы.
Список использованной литературы
В список литературы включают те источники, которые были использованы при написании отчета, в том числе нормативная и производственная документация, не менее 5-10 источников.
Приложения
Эта часть работы уместна, когда необходимо показать большие и многочисленные таблицы первичных данных или когда материал требует большого числа иллюстраций, загромождающих текстовую часть.
Приложение облегчает восприятие рукописи и его делают для того, чтобы читающий без особой надобности не отрывался от текста. Ни к месту сделанное приложение наоборот затрудняет чтение работы, заставляет то и дело отрываться от текста. Не следует, например, извлекать из текста фотографии, если без них трудно понять суть описания. «Приложение» должно быть составлено в соответствии с правилами оформления иллюстративного и табличного материала.
Студент, не выполнивший требования программы практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, отчисляется из университета. При этом ему выдается справка о завершении программы теоретического обучения и предоставляется право восстановления в университете и дальнейшего обучения на платной основе. Учебу в университете восстановленный студент начинает с защиты отчета о производственной практике (или производственной деятельности за прошедший год).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Титульный лист отчета
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО « БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Кафедра практического и проектного обучения
ОТЧЕТ О ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Направление подготовки (специальность) _______________________
_____________________________________________________________
Выполнил:
ФИО _____________________________________ ____________
подпись
курс _________________ факультет ________________________
Руководитель практики от предприятия ______________________
должность
ФИО _____________________________________ _______________
подпись М.П.
Руководитель практики, принявший отчет ___________________
должность
ФИО ______________________________________ ______________
подпись
Дата защиты «_______ » _________________ 2015 г.
БЕЛГОРОД 2015
Приложение 2 Титульный лист дневника
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО « БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Кафедра практического и проектного обучения
ДНЕВНИК
М.П.
Белгород, 201__ г.
Приложение 3
СТРУКТУРА ДНЕВНИКА
Дата | Рабочее место | Содержание выполненных работ | Предложения студента | Подпись руководителя |
Приложение 4
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ
Обширный цифровой материал оформляют в таблицы, которые располагаются после первого упоминания той или иной таблицы в тексте.
Таблицу нумеруют арабскими цифрами. Номер таблицы ставят после слова «таблица» без символа «№». Применяют сквозную нумерацию таблиц.
Пример: Таблица 5 - (далее название таблицы).
Название таблицы должно быть лаконичным и отражать основное содержание цифрового материала.
Заголовки строк и граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных.
Не желательно формировать слишком громоздкие таблицы, не помещающиеся на странице.
Приведенные в работе фотографии, рисунки, диаграммы, графики и др. иллюстративный материал нумеруют арабскими цифрами (рис. 1., рис. 2. и т.д.). Все иллюстрации сопровождаются заголовками, которые располагаются ниже приведенного материала после номера рисунка.
Приложение 5
ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
В список литературы включают все литературные источники, которые использовались в процессе выполнения работы. Строиться он может по принципу расположения источников в алфавитном порядке (по фамилии автора) или в порядке упоминания в тексте (ссылки на источник информации в тексте даются номером источника в списке).
Список литературы оформляют в соответствии с требованиями библиографического ГОСТа 7.1-2003 «Бибилиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Например. 1. Козловский В.Г. Технология промышленного свиноводства / В.Г. Козловский. – М.: Россельхозиздат, 1984. – 334 с.
Характеристика
на студента __ курса _____факультета заочного образования
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»
Кафедра практического и проектного обучения
ПРОГРАММА
Производственной практики и методические указания по ее выполнению для студентов 3-и 4-го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния»
Квалификация выпускника «Бакалавр»
Форма обучения: очная, заочная
БЕЛГОРОД 2015
Программа производственной практики и методические указания по ее выполнению составлены на основании «Положения о практике обучающихся……» ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ утвержденного на заседании Ученого совета от 26.12.2014 г., приказ № 385-3.
Программа производственной практики для студентов 3–го и 4–го курсов технологического факультета по направлению подготовки 36.03.02. « Зоотехния». Квалификация выпускника «Бакалавр» / Сост.: П.П. Корниенко, Н.Н. Швецов, Н.С. Трубчанинова, И.А. Бойко, Г.С. Походня, В.И. Гудыменко, А.П. Хохлова, Н.А. Маслова, А.В. Ковригин, С.А. Корниенко, А.Н. Добудько, О.Н. Ястребова, Ж.М. Яхтанигова, Г.П. Абрамова. – Белгород: Издательство Белгородского ГАУ, 2015. – 22 с.
Рецензенты:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Программа рассмотрена на заседании кафедры практического и проектного обучения «___»___________________ протокол №____
И.о. зав. кафедрой______________________Ж.М._Яхтанигова
Согласовано:
Начальник УМУ ________________________ Л.А.Манохина
Программа утверждена методическим советом Белгородского ГАУ «___» ______________. Протокол №____
© Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ п\п | Разделы | Страницы |
Цели и задачи производственной практики | ||
Организация и порядок проведения производственной практики | ||
Требования к студентам при прохождении практики | ||
Обязанности руководителей практики | ||
Содержание производственной практики | ||
Защита отчетов по практики | ||
Порядок защиты отчетов практики | ||
Приложения |
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАКТИКЕ
Цель и задачи практики
Целью производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки 111100.62 – Зоотехния, является закрепление теоретических и практических знаний, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин; приобретение навыков организационной работы по решению социально-экономических вопросов в трудовых коллективах, формирование активной социальной позиции будущего специалиста и организатора сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики; приобретение практических навыков: по организации производства и его управлению, овладению интенсивными технологиями производства мяса, молока, яиц и др. продукции, анализу и оценке производительной деятельности хозяйства в целом и его подразделений.
Задачи:
- закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на основе изучения работы предприятий и учреждений;
- овладение передовыми методами и производственными навыками;
- участие в проведении мероприятий по пропаганде решений федеральных и областных органов власти по аграрному вопросу;
- проведение экологической оценки влияния животноводческих и птицеводческих комплексов на природные ресурсы.