Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли.

В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного периода, все производственные ресурсы являются переменными. В результате фирма имеет большую, нежели в краткосрочном периоде, возможность изменять уровень выпуска. С другой стороны, в долгосрочном периоде может меняться и число фирм в отрасли. Оба эти фактора влияют на достижение долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке.

Подотраслью в данном случае понимается множество производителей — фирм, предлагающих к продаже совершенно однородные товары. Отрасль находится в состояниидолгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм нс стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее и когда ни одна из действующих в отрасли фирм нс стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск.

Предположим, в отрасли действует очень большое количество фирм с одинаковыми функциями предельных и средних затрат. Выбирая свой уровень выпуска, отдельная конкурентная фирма ориентируется на рыночную цену (рис. 10.8).

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru

Рис. 10.8. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли

В краткосрочном периоде при рыночной цене Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru (рис. 10.8а) фирма выбирает выпуск ( Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru ), соответствующий точке пересечения линии цены и кривой краткосрочных предельных затрат (МС — рис. 10.86). При этом она получает экономическую прибыль, равную площади Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru .

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность увеличить производство. При этом для максимизации прибыли при той же цене ( Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru ) она выбирает выпуск ( Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru ), при котором цена равна долгосрочным предельным затратам ( Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru ). В результате при цене Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru фирма увеличивает свою экономическую прибыль, которая теперь соответствует площади Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru .

Однако все остальные фирмы также увеличивают свое производство, что ведет к росту рыночного предложения (сдвигу кривой предложения вправо на рис. 10.8а) и снижению цены. С другой стороны, в отрасль вторгаются новые фирмы, привлеченные экономической прибылью, что способствует дальнейшему увеличению предложения. Такой рост предложения продолжается до тех пор, пока кривая предложения не приходит из положения Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru , в положение Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru (рис. 10.8а). Цена при этом падает до уровня Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru , т.е. до уровня минимальных долгосрочных средних затрат отдельной фирмы (рис. 10.86). Ее выпуск теперь равен Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Условие нулевой прибыли. - student2.ru , долгосрочные средние затраты при таком выпуске минимальны, а экономическая прибыль, получаемая фирмой, исчезает. Новые фирмы перестают входить в отрасль, а действующие фирмы теряют стимул сокращать либо расширять производство. Долгосрочное равновесие достигнуто.

На рис. 10.86 видно, что в условиях долгосрочного равновесия при совершенной конкуренции достигаются равенства

Р = LMC = LAC.

Иными словами, рыночная цена, по которой фирма продает свою продукцию, равна ее долгосрочным предельным затратам и одновременно — минимальным долгосрочным средним затратам.

Подведем итоги:

  • в условиях совершенной конкуренции, когда фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее,ни одна фирма не в состоянии в длительном периоде получать экономическую прибыль(сверхприбыль);
  • совершенная конкуренция ведет к эффективному использованию имеющихся ресурсов. Дело здесь в том, что экономически эффективное производство означает выпуск, при котором затраты на единицу продукции (долгосрочные средние затраты) минимальны. Именно к таким объемам выпуска и приходят, в конечном счете, все совершенно конкурентные фирмы.

Наши рекомендации