Внешние и внутренние эффекты

Рыночный механизм считается наиболее эффективным способом распределения ресурсов, т.к. предполагается, что в рыночных ценах в полной мере учитываются издержки и выгоды участников рыночной сделки, однако даже в условиях совершенной конкуренции полная эффективность достигается не всегда, т.к. существуют факторы, которые не могут быть уточнены в рыноч­ной цене. Внешние эффекты являются внешними для рыночного механизма, т.е. для субъектов, участвующих в рыночной сделке, они весьма разнообразны и возникают в производстве, распреде­лении, обмене и потреблении экономических благ.

Внешние эффекты или экстерналии — эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате ры­ночных сделок между экономическими субъектами, которые по­лучают третьи лица.

Внешними эффектами называют все факторы, которые не учи­тываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и каче­ство жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирма­ми, повышающими квалификацию и образование своих работни­ков, выгоды от создания интеграционных союзов производите­лей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно ин­формацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направлен­ность, например, нечестная конкуренция за клиентский капи­тал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружа­ющей среды в результате производства товара и т.д.

Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они:

♦ возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами;

♦ обладают «внешней» направленностью для участников ры­ночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц;

♦ не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть уч­тены в рыночных ценах;

♦ имеют различные сферы возникновения (производство, рас­пределение, обмен, потребление экономических благ);

♦ могут быть как положительными, так и отрицательными;

Отрицательные внешние эффекты возникают при негатив­ных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнитель­ными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в резуль­тате рыночных сделок между экономическими субъектами, кото­рые получают третьи лица.

Поскольку внешние эффекты не отражаются в рыночных це­нах благ, отрицательные внешние эффекты представляют собой разницу между издержками по осуществлению собственно ры­ночной операции и полными издержками, которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки.

Частные издержки(PC) — это связанные с непосредствен­ным производством блага затраты участников рыночной опера­ции. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутрен­ний характер.

Внешние издержки(ЕС) — это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих уча­стия в данной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.

Общественные (социальные) издержки(SC) представляют со­бой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC = PC + EC.

Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызван­ного некоторым увеличением производства блага (∆Q), будут пред­ставлены предельными частными издержками МРС = ∆РС/∆Q, предельными внешними издержками МЕС = ∆EC/∆Q и предель­ными общественными издержками MSC = ∆SC/AQ, которые могут быть найдены как производные функций соответствующих видов издержек. MSC = МРС + МЕС.

Частная выгода(РВ) — это увеличение благосостояния по­требителя данного блага.

Внешняя выгода(ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванного производством и потреблением этого блага.

Общественная выгода(SB) представляет совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление дан­ного блага: SB = РВ + ЕВ.

Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в показателях пре­дельной частной выгоды
(МРВ = ∆PB/∆Q), предельнойвнеш­ней выгоды(МЕВ = ∆EB/∆Q) и предельнойобщественной вы­годы— (MSB = ∆SB/∆Q) MSB = МРВ + МЕВ.

MSC=MPC+MEC

S=MPC

Внешние и внутренние эффекты - student2.ru

Рисунок 1. Отрицательный внешний эффект

Когда потребление блага приносит выгоды только его потреби­телям, то есть не сопровождается внешними эффектами, то спрос на него (D) отражает его предельную общественную полезность MSB. Кривая рыночного предложения данного блага будет форми­роваться в соответствии с частными предельными издержками МРС его производства. Рыночная цена за единицу блага составит P1, a равновесный объем выпуска — Q1. Если производство сопровож­дается вредными выбросами, то общественные (действительные) предельные издержки MSC производства должны включать и пре­дельные внешние издержки МЕС, то есть MSC = МРС + МЕС. При рыночном объеме выпуска Q1 предельные общественные издержки превышают предельные общественные выгоды. Площадь треуголь­ника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Ущерб — совокупные внешние издержки, составляют величину, равную (Р3 - Р1) Q1.

Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффек­та экономическое благо продается и покупается в большем по срав­нению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.

Положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на треть­их лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не вла­дельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а треть­ими лицами, притом бесплатно. Поэтому в случае наличия положительного внешнего эффекта частная предельная полезность блага ниже его общественной предельной полезности.

Внешние и внутренние эффекты - student2.ru

Рисунок 2. Положительный внешний эффект

Положительный внешний эффект — дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене. Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образова­ние. Однако каждый из нас, принимая решение о получении обра­зования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных ча­стных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.

Между тем предельные социальные выгоды больше предель­ных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь тре­угольника AE1E2.

Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по срав­нению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Формально возникновение внешних эффектов связано с раз­личиями в уровне частных и общественных издержек. Фактичес­ки в условиях ограниченности ресурсов это дает основания счи­тать, что внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных (специ­фицированных) прав собственности на данный ресурс, что позво­ляет использовать его бесплатно.

Таким образом, причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственностина ре­сурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтер­нативных способов его использования.

Поэтому возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ре­сурс (чистый воздух) → отсутствует его рыночная (стоимост­ная) оценка → возможность бесплатного использования ресур­са → перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена) → неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительны­ми внешними эффектами: не установленные права собственно­сти на ресурс (образование) → отсутствует стоимостная оценка → возможность бесплатного получения выгод → недопроизвод­ство товара с положительными внешними эффектами (завышен­ная его цена) →неэффективное распределение ресурсов.

Наши рекомендации