Внешние и внутренние эффекты
Рыночный механизм считается наиболее эффективным способом распределения ресурсов, т.к. предполагается, что в рыночных ценах в полной мере учитываются издержки и выгоды участников рыночной сделки, однако даже в условиях совершенной конкуренции полная эффективность достигается не всегда, т.к. существуют факторы, которые не могут быть уточнены в рыночной цене. Внешние эффекты являются внешними для рыночного механизма, т.е. для субъектов, участвующих в рыночной сделке, они весьма разнообразны и возникают в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Внешние эффекты или экстерналии — эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица.
Внешними эффектами называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.
Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направленность, например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды в результате производства товара и т.д.
Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они:
♦ возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами;
♦ обладают «внешней» направленностью для участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц;
♦ не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах;
♦ имеют различные сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление экономических благ);
♦ могут быть как положительными, так и отрицательными;
Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица.
Поскольку внешние эффекты не отражаются в рыночных ценах благ, отрицательные внешние эффекты представляют собой разницу между издержками по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками, которые учитывают и последствия внешних воздействий. Поэтому различают частные, внешние и общественные издержки.
Частные издержки(PC) — это связанные с непосредственным производством блага затраты участников рыночной операции. Включаемые в рыночную цену блага, они носят внутренний характер.
Внешние издержки(ЕС) — это вызванные производством и потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке. Не отражаясь в цене блага, они имеют внешний по отношению к ней характер.
Общественные (социальные) издержки(SC) представляют собой совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC = PC + EC.
Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного некоторым увеличением производства блага (∆Q), будут представлены предельными частными издержками МРС = ∆РС/∆Q, предельными внешними издержками МЕС = ∆EC/∆Q и предельными общественными издержками MSC = ∆SC/AQ, которые могут быть найдены как производные функций соответствующих видов издержек. MSC = МРС + МЕС.
Частная выгода(РВ) — это увеличение благосостояния потребителя данного блага.
Внешняя выгода(ЕВ) — это рост благосостояния третьих лиц, вызванного производством и потреблением этого блага.
Общественная выгода(SB) представляет совокупную выгоду всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага: SB = РВ + ЕВ.
Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждого вида выгод отражается в показателях предельной частной выгоды
(МРВ = ∆PB/∆Q), предельнойвнешней выгоды(МЕВ = ∆EB/∆Q) и предельнойобщественной выгоды— (MSB = ∆SB/∆Q) MSB = МРВ + МЕВ.
MSC=MPC+MEC
S=MPC
Рисунок 1. Отрицательный внешний эффект
Когда потребление блага приносит выгоды только его потребителям, то есть не сопровождается внешними эффектами, то спрос на него (D) отражает его предельную общественную полезность MSB. Кривая рыночного предложения данного блага будет формироваться в соответствии с частными предельными издержками МРС его производства. Рыночная цена за единицу блага составит P1, a равновесный объем выпуска — Q1. Если производство сопровождается вредными выбросами, то общественные (действительные) предельные издержки MSC производства должны включать и предельные внешние издержки МЕС, то есть MSC = МРС + МЕС. При рыночном объеме выпуска Q1 предельные общественные издержки превышают предельные общественные выгоды. Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Ущерб — совокупные внешние издержки, составляют величину, равную (Р3 - Р1) Q1.
Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Положительные внешние эффекты возникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Поэтому в случае наличия положительного внешнего эффекта частная предельная полезность блага ниже его общественной предельной полезности.
Рисунок 2. Положительный внешний эффект
Положительный внешний эффект — дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене. Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника AE1E2.
Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровне частных и общественных издержек. Фактически в условиях ограниченности ресурсов это дает основания считать, что внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных (специфицированных) прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно.
Таким образом, причиной существования внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственностина ресурсы, что приводит к искажению стоимости ресурса для альтернативных способов его использования.
Поэтому возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (чистый воздух) → отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка → возможность бесплатного использования ресурса → перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена) → неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (образование) → отсутствует стоимостная оценка → возможность бесплатного получения выгод → недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена) →неэффективное распределение ресурсов.