Общественные блага и частные блага
В зависимости от набора признаков, которым характеризуется благо в потреблении, все экономические блага делятся на частныеи общественные.
Критерии классификации благ:
♦степень доступности блага потребителям в потреблении (невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага, обладание благом кем-либо исключает его доступность для других);
♦характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления (выгоды от потребления недоступны никому).
Чистыечастные блага— блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только его владельцу.
Признаки чистого частного блага:
♦исключаемость блага в потреблении (вытекает из критерия
степеньдоступностиблага потребителям);
♦избирательность конкурентности блага в потреблении (вытекает из критерия характерраспределенияполезности блага среди потребителей).
Чистые общественные блага— блага, предоставление которых отдельному лицу без обеспечения ими остальных людей и потребляемые сообща (национальная оборона, пожарная служба, почта, органы правопорядка).
Признаки чистого общественного блага:
♦ неизбирательность в потреблении, когда никто не может быть исключен из числа потребителей (вытекает из критерия степеньдоступностиблага потребителям);
♦ неисключаемость при потреблении, т.е. потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других (вытекает из критерия характерраспределенияполезностиблага среди потребителей).
Однако присущие общественным благам признаки могут проявляться вразнойстепении в различных комбинациях, выделяют такие их виды, как:
♦ блага совместного потребления(общие блага), которые характеризуются высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости;
♦ исключаемые общественные (коллективные блага), которые обладают высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности;
♦ перегружаемые блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей;
♦ клубные блага, потребление которых ограничивается узким кругом потребителей во избежание перегрузки.
Особенность чистых общественных благ состоит в том, что:
1) потребление этих благ всегда сопровождается положительными внешним эффектами;
2) все пользователи потребляют одно и то же количество чистого общественного блага;
3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю, т.к. потребление блага «сообща» не корректируется потребностью в нем каждого потребителя.
Суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.
Если все потребители общественного блага потребляют одинаковое его количество, то объем потребления блага каждым потребителем равняется объему его предложения, а для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальных полезностей. Поэтому объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены.
Кривая спроса на общественное благоимеет нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом, она формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса.
Так как потребление чистого общественного блага сопровождается положительными внешними эффектами, а включение в процесс его потребления дополнительных потребителей не связано с дополнительными предельными издержками, общество заинтересовано в обеспечении такими благами всех потенциальных потребителей, достигая при этом эффективного объема производства чистого общественного блага.
Рисунок 1. Частное благо Рисунок 2. Общественное благо
Эффективным является такой объем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага.
При потреблении чистого общественного блага потребители руководствуются принципом равенства индивидуальных предельных выгод и предельных издержек, поэтому достижение эффективного объема производства такого блага требует кооперации потребителей, а применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезности потребителей не является эффективным. Так как предоставление общественного блага одним лицам не препятствует его потреблению другими, у потребителей возникает склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага и к более низкому по сравнению с эффективным объему его производства. Наличие такой склонности, получившей название проблемы «зайцев» или «безбилетника», существенно ограничивает возможности рыночного механизма в обеспечении общественными благами, а иногда делает это невозможным вообще.
Решение проблемы уклонения от участия в финансировании производства общественных благ может быть достигнуто путем интернализации возникающих в процессе их потребления внешних эффектов при помощи таких способов, как:
♦ ограничение доступа к благу (введение платы, заключение частных контрактов);
♦ создание организаций по совместному использованию блага;
♦ взаимообусловленное финансирование (увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага с исключаемым благом, продажа побочных продуктов);
♦ субсидирование за счет добровольных пожертвований граждан и организаций.
В тех случаях, когда возникающие при потреблении благ внешние эффекты не поддаются интернализации, предоставление общественных благ может быть обеспечено только государством, а финансирование их производства — за счет взимаемых в принудительном порядке налогов.
Обеспечение общественными благами посредством государства обладает той особенностью, что осуществляется не на основе индивидуальных предпочтений граждан, а опосредованно, путем принятия политических решений через установленные политические институты.
Решение вопроса о выборе механизма предоставления благ — посредством рынка или государства — должно приниматься на основе соизмерения затрат и выгод, которыми сопровождается каждый из способов производства благ.