Виды информации. Пользователи информации
Информационное поле предприятия состоит их взаимосвязанных подсистем: конструкторской, технологической, экономической и др.
Среди перечисленных подсистем наибольший удельный вес по объему и значимости в принятии управленческих решений занимает экономическая информация.
Экономическая информация – вид информации, которая последовательно и полно отражает производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
Виды экономической информации
Признак классификации | Вид экономической информации | Содержание |
1. По функциональному признаку | Прогнозная | Содержит прогнозы о возможных сценариях деятельности организации в будущем, об альтернативных путях ее развития |
Плановая | Плановая информация формируется в процессе планирования, то есть научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Основное содержание плановой информации: технико-экономическое и оперативно-производственное планирование. | |
Нормативно-справочная | Является звеном плановой и учетной информаций. Она характеризует ресурсы предприятия, различного рода предметы, которые используются в процессе производства, и сведения о них используются в плановых и учетных регистрах. | |
Учетная | Включает стадии сбора, измерения первичных данных, регистрации, передачи в вычислительные центры или аппарат управления для обработки данных, накапливания и подготовки по определенным признакам, формирования сводной информации и т.д. | |
2. По уровню управления: | Для высшего уровня управления | Необходима в первую очередь для разработки стратегии фирмы. Для стратегического управления приоритетной является информация о внешней среде, которая в условиях конкурентной борьбы не может быть точна и детальна. |
Для среднего уровня управления | Для тактического управления процессом, посредством которого менеджеры обеспечивают получение ресурсов и их эффективное использование для достижения общих целей организации, требуется более точная и детальная информация. | |
Для низшего уровня управления | Для оперативного контроля. Оперативный контроль – процесс обеспечения эффективного и квалифицированного выполнения конкретных функций – требует усиления степени детализации и точности. | |
3. По форме | Финансовая | Финансовая информация всегда выражается в денежном измерителе. |
Нефинансовая | Нефинансовая информация может быть количественная (численность работников) и качественная (опрос покупателей об удовлетворенности качеством продукции). |
Существуют следующие пользователи информации:
Организация |
Собственники |
Менеджеры |
Кредиторы |
Поставщики |
Покупатели и заказчики |
Инвестиционные аналитики |
Конкуренты |
Наемные работники (не руководящие) и их представители |
Правительство |
Представители общественности |
Налоговые органы |
Аудиторские фирмы |
Рис. Пользователи экономической информации |
Пользователи информации подразделяются на две группы: 1) внешние; 2) внутренние.
К внутренним пользователям относятся менеджеры, все остальные - являются внешними пользователями информации предприятия. Собственники могут относиться к внутренним пользователям, если они участвуют в управлении предприятием, т.е., таким
образом, относятся к категории менеджеров.
Указанные категории пользователей информации различаются целями ее получения и использования и предъявляемыми к ней требованиями.
1.2. Сущность управленческого учета и его основные задачи
В настоящее время в отечественных научных и практических публикациях высказываются разнообразные точки зрения на проблемы сущности, места и роли управленческого учета в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций.
1) Управленческий учет –
Управленческий учет
Управленческий учет
Основные задачи. Управленческий учет независимо от того или иного подхода призван обеспечить формирование информации, необходимой для:
1) контроля экономичности текущей деятельности организации в целом и в разрезе ее отдельных структурных подразделений, видов деятельности, секторов рынка;
2) планирования будущей стратегии и тактики осуществления коммерческой деятельности в целом и отдельных хозяйственных операций, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
3) измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений организации, выявления степени рентабельности отдельных видов продукции, работ, услуг, секторов и сегментов рынка;
4) корректировки управляющих воздействий на ход производства и реализации продукции, товаров и услуг, уменьшения субъективности в процессе принятия решений на всех уровнях управления.