Учет и отчетность на предприятии

Поступающее на завод сырье проверяют по количеству и качеству. Весовщик проверяет сопроводительные документы. В товарно-транспортной накладной указываются: поставщик, номер машины, масса сырья или количество тарных мест. В сертификате указывают помологический или ботанический сорт сырья, содержание нитратов, радионуклидов, дату последней обработки ядохимикатами и их вид.

Каждая партия поступающего сырья подвергается качественной оценке в соответствии с требованиями стандартов, после этого машину с сырьем взвешивают. Результаты взвешивания сравнивают с данными в сопроводительных документах. Оформляют карточки анализа, как правило, в трех экземплярах: сдатчику, в бухгалтерию для оплаты, приемщику.

Заготовка сырья у населения оформляется ведомостями-квитанциями. В них указывают: наименование сырья, массу и сорт, фамилию, инициалы, домашний адрес сдатчика, номер документа, подтверждающий личность сдатчика.

На основании приходно-расходных документов (накладных, лимитно-заборных карт, карточки анализов отвесов) ведется учет движения сырья. В цехе поступление сырья учитывается бухгалтерией или мастером. При передаче смены снимаются остатки, и составляется производственный отчет цеха.

Каждая партия упаковки, поступающая на завод, принимается по количеству и качеству и учитывается в журнале поступления упаковки на заводе. В журнале фиксируется наименование и адрес поставщика, номер вагона или автомашины, количество упаковок (банок) отдельно по каждому типоразмеру. В журнале также указывается, в какой цех или на какой склад поступила данная партия. На складе информация о поступлении партии заносится в специальную карточку, в которой затем отмечается, куда и сколько упаковок (банок) отгружено со склада, каков остаток.

В цех упаковка поступает в пределах сменной потребности. Ежедневно мастер учитывает движение упаковки. Если нет типографических бланков, то составляет отчет в произвольной форме, в котором указывается количество банок, поступивших в цех к началу смены, количествоупаковок (банок), возвращенных на склад или переданных другому цеху, количество упаковок (банок), оставшихся в цехе, в том числе щербленных, масса стеклобоя, переданного на склад (с указанием номера ведомости). Отдельно в отчете указывается перерасход упаковок сверх нормативного.

Точно также учитываются укупорочные материалы (крышки). Укупорочные материалы (крышки) с дефектами и использованные пробиваются и сдаются на склад по ведомости.

Вопросы экономики

Экономическая эффективность производства означает результативность производственной деятельности. Из соотношения между результатами и затратами ресурсов следует, что уровень эффективности определяется сопоставлением этих двух величин.

Показатели экономической эффективности дают представление о том, ценой каких затрат и ресурсов достигается экономический результат. Результат может быть выражен следующими показателями:

1 - прибыль

2 - реализованный объем продукции

3 - рентабельность выпускаемой продукции

4 - темп роста

5 - товарная продукция

6 - экономия и снижение себестоимости.

В основе оценки сравнительной эффективности производства лежит сопоставление фактически измененных показателей за отчетный и базовый годы. Объемы роста производства и продукции по годам в стоимостном выражении определяют в сопоставленных цехах.

Хозяйственной деятельностью предприятия ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» является заготовка, переработка, консервирование овощей, фруктов, ягод и грибов с последующей реализацией овощных и фруктовых консервов, соков. Динамика реализации продукции завода за 2005-2013 годы представлена в таблице 15.

Таблица 15 - Динамика реализации продукции ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» по видам в натуральном выражении

Объем реализации продукции по рынкам сбыта Ед. изм. 2013 год 2014 год
Консервы, всего туб 21168,1
Внутренний рынок туб 14815,3
Ближнее и дальнее зарубежье туб 6352,8

За 2013 год ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» поставлено(Таблица 14)

Таблица 14 - Анализ реализации плодоовощных консервов за 2012 и 2013 годы

Наименование 2012 год 2013 год Темп роста 2013 к 2012 г., %
Консервы - всего:      
Произведено, туб 66,0
Реализовано, туб 21168,1 92,5
Экспорт, туб 4013,1 6352,84 158,3
Экспорт, тыс. долларов 2199,72 142,0
В т.ч. Россия 1137,24 1637,57 144,0
Казахстан 365,2 236,41 64,7
США 15,1 6,86 45,4
Польша  
Канада 3,162
Молдова 2,28 0,98 43,0
Азербайджан 9,32  
Китай 11,52  
Израиль 17,86 12,24 68,5
Туркменистан 213,38  
Армения 2,87  
Грузия  
% экспорта в объеме 16,1 37,9 +21,8 п.п.
производства в натуральном      
Выражении      
% экспорта в объеме 17,6 29,5 +11,9
реализации в натуральном      
Выражении      


Продолжение таблицы 14 - Анализ реализации плодоовощных консервов за 2012 и 2013 годы

Беларусь 14815,3 78,6
% реализация на внутренний рынок в объеме производства в натуральном выражении 75,4 89,8 +14,4 п.п.
% реализация на внутренний рынок в объеме реализации 82,4 70,0 -12,4 п.п
В том числе:      
Госторговле 78,3
Потребкооперации 828,3 83,2
Прочие  
г. Минск 6467,1 57,3
Брестская область 123,8 102,5 82,8
Гомельская область 448,1 565,8 126,3
Витебская область 335,9 550,6 163,9
Гродненская область 159,6 149,5 93,7
Могилевская область 5987,5 112,5
Минская область 516,8 245,8 47,6
Импорт, тыс.долл 100,3 525,7 524,1
Сальдо внешней торговли, тыс.долл США 115,5
Остатки готовой продукции млн.руб. -19326

ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» в 2013 году реализовано 21168,1 муб консервов (92,5% к уровню прошлого года), из них 6,353 муб на экспорт (158,3 % к уровню прошлого года). Снижение объемов реализации консервов в 2013 году произошло по причине неконкурентоспособности продукции по цене на внешнем рынке и снятии Министерством торговли квоты на реализацию консервной продукции на внутреннем рынке. Реализация консервов торговым предприятиям Республики Беларусь составила 14815,3 муб, или 78,6 % к уровню прошлого года, в том числе по Могилевской области - 6734 муб, или 112,5% к прошлому году.

Предприятием расширена география продаж на внешний рынок. Если в 2009 года реализация на экспорт осуществлялась только в Российскую Федерацию, то в настоящее время о консервной продукции под торговой маркой «Хозяин-барин» известно в таких странах как: Казахстан, США, Канада, Польша, Туркменистан, Армения, Грузия, Молдова, Азербайджан, Китай, Израиль, ОАЭ, Украина, Германия.

На внутреннем торговом рынке проведена большая работа по вхождению в сети гипермаркетов.

Большой объем реализации по Минской области обусловлен тем, что у предприятия имеются такие крупные дистрибьюторы как: ОДО «Ракан-Крупяной дом», ЧП «Саголд», ЧТУП «Турпродплюс», ОАО «Минбакалея» и ОАО «Белбакалея».

В Брестской и Гродненской областях активно расширяем присутствие через дистрибьюторов ООО «Продтовары», ОАО «Брест Бакалея» и ОАО «Гродно Бакалея» соответственно. По остальным областям постоянно расширяется клиентская база, заключаются новые договора поставки.

Предприятие имеет ярко выраженный сезонный характер и основной объем производства плодоовощных консервов приходится на июль-октябрь (сезон переработки основных видов плодоовощного сырья - зеленый горошек, кабачки, яблоко и т.д.) и составляет около 60 % от годового объема. За июль-сентябрь месяц на предприятии произведено товарной продукции на 51,7 млр.рублей.

В связи с требованиями нормативных документов по обеспечению безопасности и качества консервированной продукции в целях проведения испытаний плодоовощных консервов требуется «выстойка» каждой партии в течение 14-21 дней перед отгрузкой покупателю.

Крупные торговые сети, такие как «Евроопт», «Белмаркет», «Алми», «ГИППО», «ПроСтор», согласно заключенным договорам требуют наличия зафрактованной продукции в течение действия договора, минимум 1 год.

Названные выше факты не позволяют предприятию в сезон массовой переработки сырья реализовывать готовую продукцию в объемах превышающих объемы производства продукции. В связи с чем, в данный период наблюдается рост складских запасов.

На экспорт поставлено 6352 мубна сумму 2200 тыс. долл. США, удельный вес экспорта в общей объеме производства продукции 24,2 %, при задании 15%.

Практически все белорусские предприятия находятся в условиях конкуренции с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на мировом рынках. Сейчас перед ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» стоит задача достижения конкурентоспособности следующими методами — повышая качество, снижая издержки, умело продавая свою продукцию.

Наши рекомендации