Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Многомерная, сложная природа человека, разнообразие его социальных связей и отношений породили множество различных подходов к проблеме личности в современном обществознании. К числу наиболее популярных относится ролевая концепция личности. Эта концепция начала складываться в 30-е годы XX в. в американской социальной психологии, в трудах Ч. Кули, Дж. Мида. Каждый человек включен во множество социальных групп: семья, учебная группа, дружеская компания и др. в каждой он занимает определенное место, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенный ожидания. В одной ситуации подросток/юноша должен вести себя, как следует сыну, в другой ― как другу, в третьей ― как спортсмену, то есть выступать в разных ролях.
Социальная роль― 1) соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; 2) социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений.
К основным социальным ролям относят:
― роль семьянина;
― роль работника;
― роль гражданина;
― роль собственника;
― роль потребителя.
Весь мир ― театр. В нем женщины, мужчины ― все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той: Младенец, школьник, юноша, любовник, Солдат, судья, старик. В. Шекспир |
Освоение социальных ролей ― часть процесса социализации личности, обязательное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Усваивая социальные роли, человек учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.
Социальная роль распадается наролевые ожидания, то есть то, чего ждут от исполнителя той или иной роли (врача, дворника, обучающегося, водителя), и на ролевое поведение ― то, что человек реально выполняет в данной роли. Общество обязательно следит, причем разными способами, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует система социального контроля― от общественного мнения до правоохранительных органов, располагающая разными социальными санкциями ― от порицания до насильственного пресечения.
Исполняя свою совокупность социальных ролей, человек занимает в общественной системе определенную позицию. Ее принято называть социальным статусом личности― это ее позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе или сообществу, совокупность ее социальных ролей, качество и степень их выполнения.
Социологи различают предписанные и приобретенные статусы. Скажем, если человек родился в дворянском сословии, то его статус предписанный. А статус писателя, ученого, лидера политической партии ― обязательно приобретенный.
Нередко говорят о естественном статусе (например, мужчина, женщина, подросток, старик), профессионально-должностном статусе (например, банкир, слесарь пятого разряда, адвокат).
Главный (или интегративный) статус указывает на ту позицию в обществе, которая особенно важна для личности (глава фирмы, профессор).
Анализ социального статуса личности 1. Социальное происхождение. 2. Пол. 3. Национальность. 4. Возраст. 5. Образование. 6. Положение в социальной структуре (то есть с какой социальной группой соотносится). 7. Профессия (будущая профессия): ― название; ― насколько престижна; ― что определило (определяет) выбор (престиж, информация о профессии, материальное благополучие, личные способности, родители заставили, друзья посоветовали и др.). 8. Социальные функции (социальные роли). 9. Материальное положение. 10. Права (много, мало, достаточно, недостаточно). 11. Обязанности. 12. Авторитет. 13. Семейное положение. 14. Личные качества. 15. Квалификация. 16. Увлечения, хобби. |
Из сказанного вытекает, что исполнение роли социальной должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку роль социальная вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющих совместную деятельность.
Так, например, обучающимся в средней школе приходится реализовывать в жизни не менее десяти социальных ролей, а именно:
1) сын/дочь;
2) брат/сестра;
3) внук/внучка;
4) обучающийся/обучающаяся;
5) друг;
6) покупатель;
7) пешеход;
8) член спортивной (или иной команды);
9) пассажир;
10) староста класса.
Основные понятия:
Главный (или интегративный) статус | Ролевое поведение |
Освоение социальных ролей | Ролевое ожидание |
Предписанный статус | Социальная роль |
Предписанный статус | Социальный статус личности |
Социальные ценности и нормы
Норма― в философии, социологии: общепринятое правило, образец поведения или действия.
Норма социальная― признанное правило, образец поведения или действий индивидов, социальных групп (см. таблицу 31).
Нормы групповые― принятые в данном сообществе стандарты поведения, регламентирующие отношения между людьми. Соблюдение групповых норм ― необходимое условие эффективного взаимодействия индивидов в процессе общей деятельности и общения (см. таблицу 33).
К способам регулирования поведения людей социальными нормамиотносятся: а) дозволение (что можно делать); б) предписание (что должно или нужно делать); в) запрет (чего нельзя делать).
Таблица 31
Виды социальных норм
Виды социальных норм | Характеристика норм | Примеры |
Обычаи― стихийно сложившийся образец поведения, имеющий нормативное значение для членов общества | Функционируют в отдельных областях общественной жизни. Служат средством приобщения индивидов к социальному и культурному опыту, передачи его от поколения к поколению | Гостеприимство, празднование Нового года и Рождества |
Традиции― 1)исторически сложившиеся в обществе и передаваемые из поколения в поколение идеи, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения; 2)обычай, установившийся порядок в поведении, быту | Передаются от поколения к поколению в определенных обществах. Сохраняются длительное время. Охватывают материальные и духовные ценности | Встречи одноклассников, подъем национального флага |
Правовые нормы― правила поведения, установленные или санкционированные государством | Закрепляются в законах, издаваемых государством. Содержат образец, модель поведения людей в определенной ситуации, а также определяют наказание за неисполнение закона | Ст. 19 Конституции РФ: «»Все равны перед законом и судом» |
Моральные нормы― формы нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки; формируются в нравственном сознании общества стихийно и санкционируются силой обычая и общественного мнения (Этика (греч. ethos ― обычай, нрав, характер) ― философская наука о морали, о нравственности, о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, о ее роли в общественной жизни. Мораль ― 1)форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека в обществе, во всех без исключения сферах общественной жизни; 2)в переносном значении: поучительный, нравственный логический вывод из чего-то, урок) | Существуют в виде поучений и притч. Регулируют не только поступки, но и мысли и чувства. Обеспечиваются совестью и общественным мнением. Совесть― категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя моральные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять оценку собственных поступков. | Не лгать, не хвастать, не лицемерить, укреплять семью У разных народов свои представления о приличиях… В Таиланде считается непристойным публичное проявление нежности (нельзя даже похлопать собеседника по плечу). Сидеть во время японской чайной церемонии, вытянув ноги в сторону соседа, ― верх невежливости. В США женщины не позволяют себе прилюдно смотреться в зеркало. А в Великобритании считается неблагочинным публично вязать. |
Политические нормы | Регулируют отношения между классами, нациями, партиями и другими социальными группами, между личностью и государством по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти | Ст. 18 Конституции РФ: «Президент РФ является главой государства» |
Эстетические нормы (Эстетика― философская наука, которая изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру, и сферу художественной деятельности людей; Основополагающими категориями эстетики являются понятия «Прекрасное» и «Безобразное» | Определяет критерии красоты в художественном творчестве и в поведении людей, в производстве, в быту, а также восприятие красоты человеком | «Золотое сечение»: математическое соотношение, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей |
Религиозные нормы― вид социальных норм, которые устанавливает церковь и (любая) религия. Религиозные нормы состоят из: а)правил поведения (разрешение, приказ или запрет определенных действий); б)указаний на их сверхъестественное происхождение и на средства, обеспечивающих их выполнение (обещание награды или наказания, угроза церковным наказанием) | Определяют особое мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в сверхъестественное | Соблюдение поста, «Бог терпел и нам велел» |
Правила этикета (Этикет(франц.etiguette ― ярлык, этикетка) ― составная внешней культуры общества, совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям формы обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда, и т.п.) | Касаются внешнего проявления отношения к людям | Приветствие при встречео знакомыми, вежливое обращение, почтение к старшим |
Мода(лат. modus ― мера, образ, правило) ― 1)периодически возникающие и повторяющиеся частичные изменения внешних форм культуры, которые происходят под влиянием многих социальных факторов (экономических, психологических, культурологических, моральных и эстетических); 2)господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды, предметов быта и т.п.; образцы предметов одежды, отвечающие таким вкусам | Возникает преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в данный период и в данном обществе настроений, вкусов, увлечений. Тесно связано с образом жизни | Короткие юбки, брюки-клеш, каблуки-шпильки |
Ценность―свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества).
В процессе познания общества важно понимать, что:
1) с помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности;
2) ценности бывают большие и малые, материальные и духовные и т.д.;
3) в том или ином сообществе складывается определенная система ценностей, в которую могут входить различные ценности:
3.1)смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
3.2)витальные, или жизненные, ценности (здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья и т.д.);
3.3)общественного признания ценности (социальное положение, неформальное лидерство и т.д.);
3.4)межличностного общения ценности (честности, бескорыстия, доброжелательности, ответственности, организованности и т.д.);
3.5)демократические ценности (свободы слова, совести; национальный суверенитет и т.д.);
3.6)утилитаристские ценности (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т.д.);
4) ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, то есть в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности: чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта;
5) оценочное отношение формируется в акте оценки, которая включает в себя:
―субъект оценки ―это индивид, группа людей, общество;
―оцениваемый предмет (явление);
―эталон оценки―это основание оценки, образец, высшая и совершенная форма предмета (явления), с которой сличаются все иные явления действительности, существующие в рамках конкретной ситуации;
―процесс сличения эталона с оцениваемым предметом (явлением);
―ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются вценностной установке.
Ценностная установка ―это предрасположенность целостного отношения субъекта к определенному объекту оценки (предмету, явлению, событию, человеку и т.д.). Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколения в процессе социализации, обучения, воспитания и т.д. Ценностные установки ориентируют человека в социальной деятельности, направляют ее и стимулируют. Осознание индивидами содержания ценностных установок образуют мотив (то есть внутреннее побуждение)деятельности и общения.
Основные понятия:
Мода | Способы регулирования поведения людей социальными нормами |
Мораль | Традиции |
Моральные нормы | Ценностная установка |
Норма | Ценность |
Норма социальная | Элементы акта оценки |
Нормы групповые | Элементы системы ценностей |
Обычаи | Эстетика |
Политические нормы | Эстетические нормы |
Правовые нормы | Этика |
Религиозные нормы | Этикет |
3.5. Отклоняющееся(девиантное)поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
Отклоняющееся (девиантное) поведение― это поступки, противоречащие писаным и неписаным нормам, принятым в обществе(девиация ― любое отклонение в широком смысле).
Причины отклонений представлены в таблице 32.
Таблица 32
Причины отклонений
Подход, направление | Объяснение |
Биологическое(антропологическое) Ч. Ломброзо (итал. врач-психиатр и антрополог) | Отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая с рождения наделена преступными склонностями. Прирожденный преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки: сплющенный нос, низкий лоб, выступающая нижняя челюсть, низкий рост и др. |
Психологическое | Отклоняющееся поведение ― это результат нарушений в системе личности, которые выражены в умственных дефектах, слабоумии, психопатии, неврозах, психозах, паранойе. |
Социологическое(Э. Дюркгейм (франц. социолог), Р. Мертон (амер. социолог) | Отклоняющееся поведение зависит от социальных условий, так как времена кризисов, бурных перемен и потрясений в обществе рушатся социальные нормы, люди теряют ориентацию |
Культурологическое Э. Стерланд | Разные индивиды или группы людей усваивают разные культурные ценности (в рамках одной социальной системы), что ведет к конфликтам между господствующей культурой и субкультурой |
Психоаналитическое З. Фрейд (австр. психиатр), А. Адлер (австр. психолог) | Отклоняющееся поведение связано с врожденной, естественно присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации и проявляющейся не только в подсознании, но и в реальности |
С позиций аксиологии (ценностного подхода) отклонения могут быть оценены как:
а) негативные, то есть вредные для человека и общества: правонарушения, аморальные поступки, скандалы, раздоры; бюрократизм, волокита, коррупция; алкоголизм, наркомания, террор, цинизм, вандализм и др.;
б) нейтральные, то есть сугубо индивидуальные, не влияющие на общество: несоблюдение обычаев и традиций, чудачество, эксцентризм и др.;
в) позитивные, то есть полезные для общества: инициатива, новаторство, талант, героизм, самопожертвование и др.
Санкции― 1)вид поощрения или наказания, с помощью которого закрепляются социально допустимые формы поведения; 2)у юристов: меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на: А) уголовно-правовые санкции (например, лишение свободы, ссылка и т.п.) применяются только судом; Б) административно-правовые санкции (например, штраф, административный арест и т.п.) ― милицией, государственной инспекцией и др.; В) дисциплинарно-правовые санкции (например, понижение в должности, увольнение) ―должностными лицами и администрацией; Г) имущественные санкции (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной, уплата неустойки и др.) назначаются судом, арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами. |
***
Отклоняющееся поведение может быть не только девиантным (то есть отклонением, не влекущим за собой уголовного наказания), но и делинквентным ― серьезным правонарушением, влекущим за собой уголовную ответственность.
Деликт(правонарушение) ― антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону, за него законом предусматривается гражданская, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Подразделяются деликты на:
― гражданские. Установленные нормами гражданского права юридические последствия ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, связанных с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для должника экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки), или может выражаться и в применении к нарушителю неимущественных санкций (например, требования опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций);
― административные. К административной ответственности виновные привлекаются на основе законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения;
― дисциплинарные проступки (прогул и т.п.). Ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания. При наложении взыскания учитываются объяснение нарушителя, тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение. Дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) увольнение с работы;
― уголовные. Наиболее опасный вид ― преступление. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести ответственность, а с другой ― право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом для данного вида деяний. Ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.
***
Алкоголизм(от арабского al-kuhl ― тонкий порошок) ― хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психологической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации.
Во взаимосвязанном комплексе факторов (социальных, психологических, биологических) определяющих природу и распространение алкоголизма, доминирующая роль принадлежит многообразным социальным условиям: социально-экономическое неравенство, тяжелые условия труда, предрассудки, безработица, противоречие между традиционными индивидуалистическими ценностями и реальными возможностями их реализации, чрезмерная интенсификация труда, резкий рост нервно-психических перегрузок ― основные источники алкоголизма.
Экономический, социальный, моральный и психологический ущерб, наносимый алкоголизмом обществу, непосредственному социальному окружению (прежде всего ―детям) и личности проявляется в нарушении производственных ритмов и дисциплины, разрушении материальных ценностей, производственном, транспортном и бытовом травматизме; росте правонарушений, распаде семей, дефектах воспитания, деформациях межличностных отношений, соматических и психических болезнях, пагубном воздействии на потомство, на демографическую структуру населения.
Ущерб, наносимый алкоголизмом, ставит проблемы борьбы с ним в число весьма актуальных.
***
Наркомания(от греч. narke ― оцепенение и mania ― безумие, восторженность) ― в медицине болезнь, в социологии ― вид отклоняющегося поведения. Как болезнь характеризуется неодолимым влечением к наркотическим средствам, потребностью в увеличении принимаемых доз, мучительно-тягостным состоянием в случае лишения наркотиков и, как следствие, разрушением физического и психологического здоровья, деградацией личности. Возникает вследствие употребления наркотиков в качестве стимулирующего, снотворного и обезболивающего средства, особенно при самолечении.
В молодежной среде приобщение и быстро наступающее пристрастие к наркотикам развивается в силу неадекватного способа самоутверждения, давления группы, социально-психологического закона заражения, экспериментирования.
В большей мере наркомании подвержены лица с неустойчивой психикой, низким уровнем развития интеллекта, тяжело приспосабливающиеся к социальным условиям. Наркомания как вид отклоняющегося поведения тесно связана с первой формой, провоцируется патологическим пристрастием к наркотикам и выражается в аморальных и криминальных действиях, вызванных главным образом противоправным их производством и распространением.
NB! «Добывание» и потребление наркотиков индивидуально или посредством асоциальной группы, связанной круговой порукой, опутанной порочными и преступными связями, вынужденной маскироваться, с царящей в ней атмосферой страха и псевдоколлективизма, выводит наркомана за рамки общепринятых норм и ставит вне закона. Последствиями наркомании становятся разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, ограничение сферы общения узким кругом лиц, отягощенных наркоманической зависимостью, а также депрофессионализация, незанятость, иждивенчество, паразитизм. |
Распространению наркомании способствуют неблагоприятные условия первичной социализации, отрицательное влияние ближайшего окружения, в том числе семьи; недостатки воспитания и организации досуга; традиционные формы употребления наркотиков в производящих их регионах, негативные стороны урбанизации, а в определенных социальных условиях ― безработица, отсутствие социальных перспектив, отчуждение.
***
Здоровье― общеупотребительный и научный термин, обозначающий: 1) состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека; 2) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов; 3) естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; 4)состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики; 5) количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека или социальной общности.
Здоровье населения обусловлено общественно-экономическим и политическим строем общества, господствующей идеологией, мировоззрением, уровнем санитарно-гигиенической культуры, спецификой обычаев и традиций социально-демографических и этнических групп населения, условиями труда и быта, режимами труда и отдыха, социальным обеспечением, уровнем благосостояния, характером межличностных отношений, состоянием окружающей среды, уровнем развития здравоохранения и медицины.
Будучи объективно обусловлено социальными и биологическими факторами, здоровье определяется также субъективным отношением человека к своему здоровью и здоровью окружающих.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)предполагает соблюдение режимов труда и отдыха, сбалансированного питания, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических требований, адекватного гигиеническое поведение, соблюдение профилактических мероприятий, своевременное обращение к врачам в случае болезни, занятие физической культурой и др.
Физическая культура― специализированная сфера культуры, в которой содержанием и целью является поддержание и совершенствование телесной основы человека, его здоровья, формирование отношения к ним. Здесь реализуются потенции человека по воспроизводству и развитию биологической основы общества. сюда естественным образом входят а) все знания о биологии человека; б) вся медицина, как научная, так и лечебная; в) физическая культура в принятом у нас смысле слова (спорт ― только в тех его аспектах, где целью является выявление высших возможностей человеческого организма, но не тех, где спорт является средством получения коммерческой прибыли); г)комплекс соответствующих традиций, норм, обычаев (санитарно-гигиенических, касающихся питания, жилья и других компонентов образа жизни).
Таблица 33