Экономика как наука и система хозяйствования.
۩Экономика кажущаяся и истинная
При изучении экономики чрезвычайно важно видеть не только ее частные проявления, но и общие процессы и явления. Частное далеко не всегда соответствует общему, а очень часто формирует о нем ложное представление. В этом свете при изучении, познании экономики нельзя судить о вещах согласно отдельному наблюдению, представлять экономику такой, какой она нам кажется на первый взгляд, из частных впечатлений.
Так, например, покупателю товара, обнаружившему, что цена на товар повысилась, кажется, что это очень плохо для всех. Но, между прочим, для производителя товара и продавца это не плохо, а даже хорошо: при том же объеме продаж у них возрастает доход. Получающему пенсию, государственную стипендию представляется, что рост этих выплат заведомо есть благо, а между тем для государственного бюджета ― это сплошной убыток и расходы. Рост денежных доходов большинство людей связывает с повышением жизненного уровня. Но если он достигается простым печатанием новых денег без увеличения выпуска товаров, то никакого повышения жизненного уровня не будет, ибо невозможно потребить больше, чем произведено, получено. Именно в контексте сказанного всегда нужно различать, например, номинальную и реальную заработную плату ― количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.
۩Человек― главная фигура экономики
Вне человека, семьи, людей нет и не может быть никакой экономики. Экономика возникла вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Как, впрочем, верно и то, что созданная человеком экономика сама оказывала и оказывает влияние на формирование и развитие человеческой личности, коллектива, общества.
Экономика ― порождение и результат активного, сознательного воздействия человека на природу, осуществляемого во имя добычи, получения средств существования. В этом смысле можно было бы определить экономику как взаимодействие человека с природой в процессе извлечения им жизненно необходимых природных благ.
Но такое определение будет неполным, так как экономика есть воздействие не только на естественную природную среду, на и на созданную им же вторую, искусственную природу ― на творения рук человеческих ― социум с его зданиями, сооружениями, дорогами, заводами, машинами, институтами и др. Поэтому правильнее говорить, что экономика есть взаимодействие человека, людей с окружающей их средой в интересах обеспечения жизненного процесса, существования и развития человека и человечества.
Воздействуя на природу, на все то, что его окружает, человек не может и не должен избегать контактов с другими людьми. В результате возникают отношения между людьми в ходе их общего освоения и использования природных богатств, создания необходимых условий жизни и жизненных благ. Такие отношения иногда называют « производственными». Логичнее называть их «экономическими», так как это отношения не только по поводу производства продуктов, товаров, благ, но и связи с их распределением между людьми, присвоением, использованием, потреблением. Если же говорить о «производственных отношениях», то только в широком смысле, имея в виду как производство жизненных благ, так и «производство жизни».
Три главные роли играет человек в экономике: 1)роль производителя экономических продуктов; 2)роль основного потребителя произведенных товаров и услуг; 3) роль управляющего экономикой на всех стадиях ее воспроизводственного цикла: производства, распределения, обмена и потребления.
۩Экономика и труд
Определяя экономику как взаимодействие человека с окружающей средой, необходимо сказать, каким именно образом осуществляется такое взаимодействие. Какой образ действий, какие виды и способы деятельности человека следует относить к экономическим, а какие ― нет. Скажем, человек прилег на траву отдохнуть, решил посидеть на скамейке, поздоровался с соседом. Вряд ли подобные действия людей следует считать экономическими. Они могут, конечно, иметь экономические последствия, но это уже совсем другое дело.
Собственно экономической следует считать деятельность человека, обладающего тремя главными признаками.
Во-первых, это осознанное, целенаправленное поведение, характеризуемое тем, что человек вначале мысленно наметил способ действия, построил в своем сознании их образ и задумал (спланировал) желаемый результат, а затем стал действовать по намеченному плану. Другими словами, чисто инстинктивные, неосознанные действия нельзя считать экономическими.
Во-вторых, экономическая деятельность требует от человека дополнительных затрат энергии, связанных с осуществлением им целенаправленных действий. Иначе говоря, эти действия требуют выполнения определенной работы, а никакая работа не может быть проделана без затрат физической и умственной энергии.
В-третьих, действия людей можно назвать экономическими, если они приносят общественно признанный результат, приводят к созданию чего-то полезного, нужного, что не могло бы появиться само собой, без целенаправленной деятельности человека. Экономика порождает продукцию, товары, услуги, знания, информацию, которые без экономических действий не могли бы появиться на свет божий.
Осознанная, целенаправленная, энергозатратная, результативная деятельность людей именуется трудом. Труд,будучи содержанием человеческих действий,является созидательным началом экономики, ее главной движущей силой.
NB!Важность сказанного связано со следующей закономерностью: всякое не созданное своими руками, а полученное от природы богатство развращает, ослабляет, лишает производительной энергии и может сыграть злою шутку. Есть термин ― проклятие ресурса. Это такое нематериальное объяснение обнаруженной тенденции: страны и области с изобилием природных ресурсов и топлива менее успешны в экономическом развитии, чем обделённые природными богатствами. |
۩Цели и задачи экономики
Из сказанного выше следует, что экономике присуща прежде всего трудовая деятельность людей. С какой же целью люди трудятся? Или, проще говоря, зачем, для чего существует экономика?
Основополагающая цель экономики ― жизнеобеспечение, поддержание жизнедеятельности людей, продление рода человеческого, устремление к более полному и лучшему удовлетворению человеческих потребностей. Во имя этой цели и вытекающих из нее задач, существует и развивается экономика. Поддержание, продление, продолжение жизни, повышение ее качественных параметров ― таковы основные задачи экономики. Отсюда, между прочим, следует, что устремления экономики: самосохранение, саморазвитие, саморазвитие.
У всех людей имеются определенные потребности. Потребность― нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Потребности ― в широком смысле ― делятся на: а)первичные (исходят из физиологического строения человека) и б) вторичные (производятся обществом, то есть являются следствием «очеловечивания» природы и создания второй («социальной») природы). Средством удовлетворения потребностей является благо. Экономика и призвана служить источником, быть средством, способом создания условий для производства благ с целью удовлетворения жизненных потребностей человека. Более того, экономике приходится справляться с непрерывно изменяющимися и возрастающими потребностями.
۩Экономические объекты и экономические ресурсы
Экономический объект― любые вещи, предметы, группы предметов, объекты, имеющие непосредственное отношение к экономике, связанные с ней, используемые в экономических процессах.
К универсальным компонентам (составным частям) экономики следует относить: а)людей, так как, с одной стороны, человек, его жизнь и благоденствие ― цель экономики, а с другой стороны, труд человека, его рабочая сила, то есть способность трудиться, ― определяющий ресурс экономики, ее первая творческая составляющая; б)естественная природа ― кладовая экономики. Земля и ее недра, полезные ископаемые, вода, воздух, флора и фауна ― все это природные ресурсы экономики. Из них экономика черпает сырье для изготовления всего, в чем нуждаются люди; в) средства производства ― совокупность того, из чего производят (предметы труда) и с помощью чего производят (средства труда); г) предметы потребления― средства жизнеобеспечения, используемые людьми в своей жизни; д) инфраструктура― экономические объекты, выполняющие обеспечивающие функции по отношению к производству. Производственная инфраструктура включает транспорт, дороги, порты, склады, связь. Непроизводственная инфраструктура ― это организации здравоохранения, образования, культуры, искусства, науки; е)особый экономический ресурс представляют знания, духовные, интеллектуальные ценности, информация, без которых не может обойтись экономика.
Таким образом, ЭКОНОМИКА = ЛЮДИ + ПРИРОДА + СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА + ПРЕДМЕТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ + ИНФРАСТРУКТУРА + ЗНАНИЯ + ИНФОРМАЦИЯ
Ресурсы― средства, которые могут быть используемыми для производства экономических благ.
۩Экономический продукт
Результатом любой экономической деятельности является экономический продукт― это то, что создается экономикой и в экономике. К разновидностям экономических продуктов относятся:
― продукция― материально-вещественный и информационный ресурс, созданный в процессе производства;
― товар― продукт труда, являющийся объектом купли-продажи, подлежащий обмену на другой продукт или деньги;
― работы ―виды трудовой деятельности по изготовлению, обработке и перемещению экономического продукта (например, строительные, ремонтные, уборочные, погрузочно-разгрузочные и др. работы). Сутью работ является изменение по желанию человека уже существующей вещи: стройматериалы посредством строительных работ «превращаются» в дом, радиодетали ― в телевизор, а волосы ― в прическу;
― услуги― виды работ и действий, в которых основным полезным результатом служит сама деятельность, изменяющая качество имеющихся объектов, продуктов, то есть ― ресурсов. Главной особенностью услуг является то, что они потребляются в момент производства: спектакль, учебное занятие, услуги носильщика, водителя такси, почтальона и т.п. и т.д.
۩Экономика и собственность
Необходимо помнить, что любой экономический объект есть объект собственности, под которой следует понимать отношения между людьми по поводу вещи, являющиеся определенной формой присвоения благ.
Культура экономического мышления предполагает четкое разграничение понимание понятия « собственность» в юридическом и экономическом контексте.
Собственность юридическая ―как юридическая категория собственность является субъективным толкованием объективно сложившихся отношений присвоения, проявлением общественной потребности законодательно закрепить всё сложившиеся на практике. В данном случае собственность выступает как право.
В основе юридических отношений собственности лежат субъектно-объектные отношения, характеризующие отношения субъектов собственности (собственников) к объектам собственности (имуществу).
Собственник― субъект собственности, юридическое или физическое лицо, которое обладает правом собственности и выступает в качестве владельца, распорядителя или пользователя объекта собственности.
Субъект собственности ― активная сторона отношений собственности,люди, обладающие полностью или частично объектами собственности.
Объект собственности ― пассивная сторона отношений собственности, все то, чем полностью или частично обладает собственник.
В законодательстве России юридические правомочия определены как право по своему усмотрению: владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства), распоряжаться (определять юридическую судьбу вещи, например, продавать, обменивать, дарить, оставлять по наследству, отдавать в залог, аренду и др.) имуществом. |
Юридические (субъект-объектные) отношения собственности связаны с формальным и действительным правом. Формальное право, или титул собственности― это официальное, законодательное оформление и признание собственности. Действительное право― это реально существующие отношения со всеми ограничениями и взаимодействием хозяйствующих субъектов.
•
Экономические отношения собственности― это субъект-субъектные отношения, которыехарактеризуют отношения между собственниками по поводу присвоения и использования факторов производства, форм их распределения, а также распределения произведенной продукции и доходов между собственниками. В данном случае собственность выступает какправо присвоения.
Присвоение ― всеобщая универсальная связь человека с окружающим его миром, отношение, присущее всякому взаимодействию людей с вещами. Собственность как процесс присвоения раскрывают понятия «использование», «владение» и «распоряжение». · Низшей формой присвоения является использование, которое характеризуется кратковременным извлечением из вещи полезных свойств. Использование реализуется через хозяйственный механизм, при котором рабочий или коллектив имеют отношение к средствам производства только в течение рабочего дня (в ОУ к данной форме присвоения следует относить, например, использование обучающимися во время учебного занятия стульев и парт, доски и других средств сопровождения учебного процесса). · Владение предполагает длительное извлечение совокупности полезных свойств из вещи (принципиально то, что уничтожение или отчуждение объекта собственности не допускаются!). Например, работник во время рабочего дня «владеет» рабочим местом и необходимым для выполнения своих профессиональных функций инструментом/оргтехникой, которые все-таки остаются в собственности работодателя; или абонент библиотеки во время чтения литературы на дому также является «владельцем» определенной книги, которую он обязан сдать в указанное время. · Высшей формой присвоения выступает распоряжение. Здесь труженик и собственник представлены одним лицом: собственник наделен всеми правами, включая отчуждение. |
۩Экономика и стоимость
Бытовое представление об экономике неизменно связано с деньгами и ценами. Они действительно играют в экономике большую роль, хотя и не столь значительную, как кажется. Но прежде чем о деньгах, надо сказать несколько слов о стоимости. Каждый экономический продукт обладает определенной жизненной ценностью, иначе экономика просто не имела бы к нему отношения. Ценность заключена, с одной стороны, в том, что продукт можно употребить в дело, целесообразно применить, использовать. Это свойство предметов, вещей называют их потребительной стоимостью.С другой стороны, ценность продукта состоит в возможности продать его или обменять на другой товар, или сдать во временное пользование, в аренду за плату. Это качество продукта называют меновой стоимостью или просто стоимостью.
Стоимость экономического продукта, будь то товар, продукция, работы, услуги, измеряется в денежном выражении. Деньги служат универсальным всеобщим товарным эквивалентом, измерителем стоимости. Вот почемуденежное выражение стоимости конкретного товара называется его ценой.В рыночной экономике деньги и цены служат главным способом и средством регулирования экономических процессов, налаживания отношений между собственниками, производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг.
Таким образом, сферой функционирования денег как товара со свойством всеобщего эквивалента является сфера обмена. Именно в сфере обмена деньги реализуют свои пять функций: 1) мера стоимости; 2) средств обращения; 3) средство накопления; 4) средство платежа; 5) мировые деньги.
۩Экономические циклы
В природе и жизни широко известны процессы, которые имеют циклический, периодически повторяющийся характер. Утро, день, вечер, ночь и снова утро ― это суточный цикл смены дня и ночи. Весна, лето, осень, зима и снова весна ― это циклически сменяющие друг друга времена года. Рождение, молодость, старость, смерть и снова рождение характеризуют жизненный цикл биологических существ. Рождение, детство, юность, зрелость, стадия старения, период возрождения в своем единстве представляют жизненный цикл организации.
Экономике также свойственны циклы. Наиболее типичные из них называют воспроизводственными.Воспроизводственный цикл состоит из четырех стадий. Вначале имеет место производство, то есть создание экономического продукта, товара, затем они проходят стадию распределения в соответствии с направлениями дальнейшего использования. После распределения обычно происходит продажа экономического продукта, то есть обмен на деньги или на другой товар. И в финишной стадии имеет место потребление (конечное использование) экономического продукта. А взамен уже производится новый экономический продукт, и снова начинается воспроизводственный цикл, обеспечивающий возрождение и непрерывное движение экономического продукта. Таким образом, воспроизводственный цикл есть многостадийный процесс, включающий производство, распределение, обмен и потребление экономического продукта. Это цикл специфичен в том отношении, что: а) его продолжительность может быть различной, б) каждая стадия может осуществляться непрерывно, в) нет жесткой зависимости последующих стадий от предыдущих.
۩Экономика как выбор и принятие решений
Экономика ― это не только экономические объекты и процессы, но и управление ими со стороны людей. Экономические ресурсы (трудовые, природные, материальные, информационные, денежные) всегда ограничены. Управляя экономикой, приходится искать такие способы действий, такие пути использования ресурсов, которые обеспечивают удовлетворение предпочтительных потребностей, желаний, интересов в той мере, в которой позволяют объемы ресурсов. От остальных возможностей или, как говорят экономисты, альтернатив, приходится отказываться.
Сказанное порождает основную проблему экономического выбора ― проблему эффективности, которая связана с поиском путей наилучшего использования редких ресурсов, с желанием достичь максимального удовлетворения безграничных потребностей общества.
В мире ограниченных ресурсов экономика любой страны имеет свой уровень производственных возможностей, то есть производственный потенциал ― максимальный объем товаров и услуг, который может быть произведен в стране при полном использовании всех доступных ресурсов, или факторов производства. Потенциальный объем устанавливает границу производственных возможностей(ГПВ), выйти за пределы которой экономика страны не может, не изменив технологии производства в отраслях. Как следствие, ГПВ страны зависит от: 1) наличия и качества ресурсов; 2) уровня ресурсосберегающих и безотходных технологий, которыми данная страна располагает.
Наличие ГПВ предполагает необходимость выбора в экономике между производствомтех или иных товаров. Такой выбор называется технологическим, или альтернативным.
Выбор― это такое действие, которое придает всей деятельности целесообразность.
Альтернативный выбор― увеличение производства одного товара (товарного набора) за счет отказа от производства части другого. Количество других продуктов, которыми нужно пожертвовать, чтобы получить какое-либо количество данного продукта, называется вмененными издержками производства. Так, например, вмененными издержками производства учебников являются не произведенные тетради или мебель, так как исходное сырье у них одинаковое с учебниками ― древесина.
Альтернативные издержки ― величина, отражающая ценность наилучшего (предельного) из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Другими словами, альтернативные издержки ― это издержки, связанные с потерей того лучшего, что оказалось невыбранным. Чем ограниченнее благо, тем выше его альтернативные издержки.
Альтернативная стоимостьчасто характеризуется как ценность упущенных возможностей: стоимость одного блага, выраженная в некотором количестве другого блага, от которого пришлось отказаться для получения первого блага.
Из сказанного можно сделать вывод, что ЭКОНОМИКА― ЭТО ПОИСК И ВЫБОР СПОСОБА ДЕЙСТВИЙ.
۩Экономика― наука и знание
Экономика ― наряду с русским языком и литературой, математикой, физикой, химией, естествознанием, географией, историей, социологией, психологией, педагогикой ― есть наука, область знаний. Она наиболее близка к истории, обществознанию и географии, поэтому есть даже такой предмет как экономическая география. Математика ― тоже родная сестра экономики, потому что экономические расчеты требуют знания математики. Естествознание, биология, физика и химия также имеют много общего с экономическими процессами, прежде всего в контексте ответа на три вопроса экономики: Что? Как? Для кого производить? Да и русский язык и литература не стоят в стороне от экономики: знание законов грамматики необходимо для написания экономических текстов, а чтение литературных произведений помогает глубже осознать мотивы экономического поведения людей.
Экономика относится к гуманитарным, общественным наукам и ее знание служит кроме всего прочего признаком общечеловеческой культуры. Экономика ― очень обширная область научных знаний, по охвату проблем приближающаяся к философии. В подтверждение сказанному мы приводим следующее высказывание Дж.М. Кейнса, выдающегося экономического экономиста: «Квалифицированный экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигнуть высоко уровня в нескольких различных областях и должен соединить в себе таланты, которые нечасто можно найти вместе. Он должен быть, в определенной степени, математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен представлять себе частное в терминах общего и улавливать абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для объяснения будущего».
Экономика не только теоретическая, но в еще большей степени прикладная, практическая область науки. Она изучает показатели, измерители социально-экономических процессов и управление ими. Экономические знания позволяют быстрее, лучше, успешнее решать проблемы обеспечения качества и уровня жизни, удовлетворения запросов человека, семьи, населения, общества.