Основополагающим фактором при выборе тем или иным руководителем методов решения задач, манеры поведения по отношению к подчиненным является культура власти первого лица.

Согласно теории менеджмента можно выделить следующие формы власти:

• автократию ― систему управления, в которой всей полнотой власти обладает индивидуум или небольшая группа руководителей, контролирующих важнейшие ресурсы на основе традиций, харизмы и других личных привилегий;

• технократии ― управление с превалированием в основе власти знаний и опыта, используемых для решения соответствующих проблем;

• бюрократию ― систему, в которой руководство осуществляется на основе «бумажного права», обеспечивающего основу для рационально-легитимных полномочий, или «правила закона»;

• прямую демократию, основным режимом которой является самоуправление.

В целом, согласно Дж. Френчу и Б. Рэйвену, власть одного человека над другим имеет пять источников:

а) законная власть предоставляется индивидууму в рамках его официальной должности в организации;

б) основанная на вознаграждении власть проявляется в тех случаях, когда работник выполняет просьбу или инструкции другого индивида в надежде на определенное вознаграждение, которое может принимать различные формы ― увеличение заработной платы, дополнительный отпуск и др.;

в) основанная на принуждении власть заключается в способности получить желаемое согласие под страхом наказания и принимает (в основном) формы административных взысканий ― выговоров, понижения в должности, увольнения.Другими формами принудительной власти являются словесные нападки или присутствие руководителя во время выполнения работ его подчиненными;

г) реферативная (или харизматическая) власть основывается на личных качествах руководителя, воспринимаемых его подчиненными как привлекательные. Желание сотрудников быть похожими на руководителя наделяет последнего определенной дополнительной властью;

д) основанная на опыте власть проявляется в тех случаях, когда окружающие признают, что работник обладает недоступными им специальными знаниями и, следовательно, с готовностью принимают предложения профессионала.

Конкретный стиль управления определяют факторы объективного и субъективного характера: задачи, функции, размеры и структура коллектива, индивидуальные качества и опыт руководителя и др. В основе сказанного необходимо видеть проблему диалектики руководства и лидерства.

Понятия «руководитель» и «лидер», хотя и имеют терминологическое сходство («руководитель» ― «ведущий за руку», «лидер» ― от англ. leader ― «ведущий»), далеко не синонимы. Эти понятия существенно различаются, так как руководитель в большей мере выражает свои официальные полномочия в управлении, а лидер выражает неофициальные тенденции межличностных отношений в группе.

Различие этих понятий наблюдается и в связи с правовыми полномочиями. Руководствопредставляет собой «процесс правовой организации и управления совместной деятельности членов коллектива, который осуществляется руководителем как представителем социального контроля и власти». Руководитель имеет официальные полномочия, назначается и освобождается с должности вышестоящими социальными институтами. Он всегда включен в иерархическую цепочку официальных отношений. Лидерство ―это «процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью членов малой группы коллектива, который осуществляетсялидером как субъектом спонтанно формирующихся в межличностных отношениях групповых норм и ожиданий». Члены группы сами делегируют лидера на его неофициальный пост, оценивая его знания, опыт и личностные качества, но могут и лишить его этих полномочий без официального решения, если он не оправдал их ожиданий.

Антикризисному менеджеру важно помнить, что:

1) «чистых» стилей руководства (так же как и типов темперамента!) не бывает, поэтому при характеристике данного элемента системы управления следует говорить либо: «как правило, данный руководитель придерживается… стиля руководства», либо: «данный руководитель в большинстве случаев отвечает качествам… стиля руководства»;

2) как правило, оценка поведения субъектов стратегической политики организации со стороны исполнителей связана, прежде всего, с двумя организационными процессами:

2.1) с принципами, на которых базируются межличностные отношения между руководителем и подчиненными. По данной проблеме теория антикризисного менеджмента предлагает ориентироваться на «внимательный стиль управления», который призван отражать заботу о статусе подчиненных, их благополучии и комфортных условиях труда;

2.2) уровнем централизации структурирования выполнения заданий. По данной проблеме теория антикризисного менеджмента предлагает ориентироваться на «стиль инициирования структуры», которым подчеркивается умение руководителей поставить цель и разработать механизм (план) по ее достижению, включая действия подчиненных. Эффективным при этом следует считать тех руководителей, которые стремятся найти баланс потребностей подчиненных и задач, вытекающих из стратегии организации в целом.

С конца 80-х годов XX века в фокусе внимания современной теории лидерства оказалась идея трансформационного руководства, идеи которой, как нам представляется, помогают более глубоко осветить интерпретируемые в данной лекции проблемы власти, влияния и стиля руководства в контексте антикризисного управления.

Согласно Дж. Бернсу, руководители с трансформационным стилем руководства, обращаясь к высоким идеалам и моральным ценностям сотрудников, побуждают последних изменять прежние цели, потребности и стремления. Соответствующим образом строится и поведение, и методы руководства: «Они демонстрируют уверенность в себе и в других, являются примером для подчиненных, вселяют в них веру в достижение целей, отличаются высокой эффективностью». Эмоциональная реакция сотрудников, положительно воспринимающих действия трансформационных руководителей, проявляется, к примеру, в желании принять на себя дополнительные обязанности, высокой степени доверия, восхищении, преданности и уверенности в руководителе, мотивирующих их к превышению внешних ожиданий.

Вывод: к традиционным стилям руководства ― авторитарному, или автократическому, демократическому и либеральному ― сегодня в рекомендациях антикризисного менеджмента содержится более адекватный набору ситуативных факторов «веер» стилей руководства, следование которым позволяет угрозы превратить в возможности компромиссного решения проблем.

Основные понятия

Антикризисное управление Руководство
Ассиметрия информации Стиль руководства
Коммуникация Структура конфликта
Конфликт Типы конфликтов
Кризис Трансформационное руководство
Лидерство Управление конфликтом
Пространственные характеристики конфликта Фазы развития конфликта
Пять источников власти одного человека над другим по Дж. Френчу и Б. Рэйвену Формы власти

Наши рекомендации