Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Нужно учитывать, что вся жизнь Человека → Индивида→ Личностиесть ни что иное, как проявление себя в той или иной социальной роли. Методологическим основанием сказанного является полиструктурность категории «деятельность».

«Деятельность» есть не только «способность воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связи с окружающим миром»: в социально-философском и методологическом плане она есть «принцип исследования, объяснения и понимания совместной и индивидуальной жизни людей, их взаимодействия с природой» (Кемеров).

Деятельность целесообразна, если в результате ее воплощена цель, если она результативна. Совершенна не только форма максимально целесообразной деятельности, но и формы ее осуществления: предметы, вещи, действия, поступки будут тем более совершенны, чем в большей степени они предстают как форма воплощения определенной цели, так как трудесть целесообразная человеческая деятельность.

Из сказанного вытекает, что именно в целесообразной деятельности в жизненный период человека сливаются различные виды его активности, которые проявляются:

• в познавательной деятельности, в процессе которой они, отражая объективную действительность, познают взаимосвязи между личностью и обществом;

• в преобразовательной деятельности, основной формой которой сегодня стало проектирование и управление проектами;

• в воспитательной деятельности, призванной формировать духовный мир свой и окружающих;

• в оценочной деятельности, в процессе которой Человек → Индивид→ Личностьвыражают свое ценностное мироотношение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов;

• в коммуникативной деятельности, предполагающей прямое или косвенное общение с другими людьми, субъектами межличностного и/или делового сообщества, малыми и большими социальными группами (коллективами) территории, региона и т.п.;

• в игровой деятельности, в процессе которой человек открывает возможность преодоления своей одномерности, с одной стороны, и элементарности окружающих предметов, простоты и «линейности» взаимодействия с ними, с другой, реализуя тем самым культурную функцию игры: игра выступает важнейшим средством деавтоматизации культуры, ее стандартов и норм.

Кроме того,целесообразная деятельность предполагает владение секретами своей профессиональной деятельности, добытыми практикой многих людей, порою множества поколений и передаваемых друг другу в процессе обучения, научения и общения.

Из сказанного вытекает, что:

1)структура деятельности может быть выражена следующей моделью:

«Цель (субъект) → Средства достижения цели→ Действия, направленные на достижение цели (объект) → Результат», где:

Цель― идеальный, заведомо определенный результат человеческой деятельности, направленный на преобразование действительности в соответствии с осознанной человеком потребностью. По сравнению с активностью животных человек является единственным существом, способным ставить и осуществлять цели. Самый плохой архитектор, по словам К. Маркса отличается от самой лучшей пчелы тем, что, прежде чем построить предмет в реальности, он строит его в своей голове. Целеполагание при этом выступает у человека не только субъективно, в голове, но и имеет предметное соответствие в реальной практической деятельности. Человек для работы по изготовлению необходимых для него благ строит специальные орудия и приспособления, которые и являются предметным воплощением его цели. Изготовление орудий― это специфическое качество человека. Нужно помнить, что существует не только орудийность первичного технологического порядка, но и орудийность духовная. В этом случае орудием может служить и символ, и слово, и любой художественный образ. Поэт в этом случае тоже причастен орудийности, ставя человекообразующие цели, выполняя заповедь: «Глаголом жги сердца людей»;

Субъект― тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган;

Средства достижения цели― приемы, способы действий, деньги, орудия труда, предметы труда, приспособления для осуществления деятельности;

Объект― то, на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы и вещи, сферы общественной жизни, различные группы людей, другой человек, сам субъект;

Действие― элемент деятельности ― проявление волеизъявления людей;

2) мотивами (внутренними побуждениями) деятельности могут быть: потребность, социальные установки, убеждения, интересы, влечения.

Социальные установки― социально определенные ориентации личности, отражающие возможности лица действовать соответственно объекту действия.

Убеждения― устойчивая психологическая установка, незыблемая убежденность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые, как бы завладев всей сущностью человека, подчиняют себе его чувства, совесть, волю и поступки.

Интерес(лат.― interest ― важно, имеет значение) ― 1) форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность лица на осознание своей цели деятельности и тем самым содействует ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности; 2)целенаправленное отношение человека (социальной группы) к определенному объекту его потребности; зависит от условий бытия человека, отображает необходимость для его жизни определенных предметов окружающего мира.

Интересы социальные― ―побудительные силы деятельности социальных групп, масс людей, опираясь на которые общество может прибегать к необходимым управленческим влияниям на эту деятельность. Социальный (общественный) интерес направлен на социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы социальные лежат в основе любых форм борьбы и сотрудничества между людьми.

Влечения― психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность;

2) виды деятельности:

― высшая нервная деятельность ― нейрофизиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке при формировании, функционировании условных рефлексов у человека и животных.

Основные понятия высшей нервной деятельности ― временная связь и условный рефлекс. Деятельность всех отделов центральной нервной деятельности является рефлекторной. По своей функции высшая нервная деятельность является сигнальной деятельностью; благодаря процессам высшей нервной деятельности организм реагирует на условные раздражители, которые сигнализируют о появлении безусловных раздражителей.

Высшая нервная деятельность состоит из двух нервных процессов ― возбуждения и торможения. Процесс возбуждения лежит в основе образования и функционирования новых временных связей и положительных условных рефлексов. Однако если условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то условный рефлекс угасает. Уточнение и угасание условных рефлексов происходит на основе процесса торможения.

Высшая нервная деятельность ― деятельность аналитико-синтетическая. Большие полушария головного мозга являются нейроанатомической основой дифференциации и интеграции раздражителей.

К основным законам высшей нервной деятельности относятся:

1)образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;

2)угасание временных связей при неподкреплении условного раздражителя безусловным;

3)распространение процесса возбуждения или торможения (иррадиация) и концентрация нервных процессов;

4)взаимная индукция нервных процессов;

5)формирование сложных динамических систем рефлексов, так называемых динамических стереотипов.

Качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных обусловливается тем, что у человека произошло усложнение механизмов его психической деятельности, так как появился особый раздражитель ― слово;

― творческая, или продуктивная ― деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

― производственная ― целесообразная деятельность человека по созданию необходимых ему благ;

― трудовая (например, у домохозяйств как субъектов экономических отношений есть следующие трудовые функции: а) обустройство и ведение личного подсобного или фермерского хозяйства; б) самообслуживание (уборка, готовка пищи и др.);

― образовательная ― как результат обучения она есть: а) деятельность по формированию образов, законченных представлений об изучаемых предметах; б) объем систематизированных знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел обучающийся;

― воспитательная ― деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду;

― потребительская, связанная с потреблением благ и, как следствие, с обеспечением экономики в целом потребительского спроса ― одним из основополагающих элементом рыночного механизма;

― репродуктивная ― эта деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами (например, поточное производство, репродукция картин и др.);

― рекреационная ― это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе деятельности;

― досуговая ― эффективная (рациональная) организация и проведение свободного времени;

3)по своим объектам деятельность классифицируется на:

А) практическую, или материально-предметную, которая направлена на изменение природы (материально-производственнная деятельность) и общества (социально-преобразовательная деятельность);

Б) духовную, связанную с преобразованием сознания людей (познавательная деятельность ― отражение реальности в научной и художественной формах, в религиозных учениях, мифах; ценностно-ориентировочная деятельность ― определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения; прогностическая деятельность ― предвидение, планирование возможных изменений реальности).

По своим результатам деятельность может быть как созидательной, то есть благом (результатом является «вторая природа» (культура), то есть рукотворный мир вокруг нас), так и разрушительной, то есть злом (примерами могут служить результаты войн, безответственного хозяйствования, иной административной деятельности).

Наши рекомендации