Тема 3. рынок: сущность, функции

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются: общественное разделение труда, специализация и самостоятельность экономических агентов. В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возросла. Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, т.е. место массовой купли-продажи товаров. Сегодня рынок характеризуют как систему экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления, основанную на частной собственности, конкуренции и механизме спроса и предложения.

Основными чертами рынка являются: наличие товарной массы; устойчивая и развитая денежная система; свободные цены и т.д. Сущность рынка проявляется в его функциях: информационной, ценообразующей, регулирующей, стимулирующей, посреднической и т.п.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает все сферы экономики. Экономическая структура определяется формами собственности, структурой товаропроизводителей, особенностями сферы товарообращения, уровнем приватизации, видами торговли, используемыми в стране. Рынки классифицируются в зависимости от экономического назначения объектов обмена, товарных групп, степени ограничения конкуренции, условий функционирования и других критериев.

Обязательным компонентом любой целостной экономической системы является инфраструктура. Инфраструктура рынка – это совокупность правовых форм, институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование. Инфраструктура обеспечивает цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов; повышает эффективность работы рыночных субъектов и уровень подготовки специалистов для эффективного функционирования рынка.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, составляющих рыночную систему. Объектами рыночных отношений являются: товар (экономическое благо, произведенное для обмена) и деньги (особый товар, являющийся единым всеобщим эквивалентом и обладающий абсолютной ликвидностью). Существует три основных субъекта рынка: домохозяйства, фирмы, государство.

Важнейший элемент рыночных отношений - цены, складывающиеся в результате колебания спроса и предложения. Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В зависимости от признака, выделяют множество видов цен: оптовые, свободные, регулируемые и т.д.

Конкуренция является важнейшим элементом механизма рынка, она возможна между продавцами, покупателями, отраслями и т.д. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в определении величины экономических регуляторов, которыми выступают цены, нормы прибыли. К сожалению, «принцип невидимой руки рынка», хотя и является теоретически правильным и обоснованным, не находит подтверждения в современных экономических реалиях, так как он работает только в условиях совершенной конкуренции.

История развития рынка выделяет неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный рынок. Преимуществом свободного рынка является то, что он функционирует с помощью саморегулирующегося механизма.

Но рынок не в состоянии решить многие проблемы экономики, поэтому необходимо найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Однако чрезмерное вмешательство приводит к деформации рыночных отношений. Например, режим автаркии противоречит закономерностям развития мировой экономики, снижает ее эффективность, обусловливает хозяйственную отсталость.

План семинарского занятия

1. Рынок: сущность, функции, структура, условия формирования и основные черты.

2. Экономические субъекты рынка, модель кругооборота.

3. Основные элементы рынка: товар и деньги.

4. Принцип «невидимой руки» А. Смита, рынок и государство.

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

натуральное хозяйство, товарное хозяйство, автаркия, рынок, товар, деньги, цена, конкуренция, домохозяйство, фирма, модель кругооборота, классическая модель рынка, инфраструктура, принцип «невидимой руки».

Основные термины и понятия

Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.

а) натуральное хозяйство

б) товарное хозяйство

в) автаркия

г) рынок

д) товар

е) деньги

ж) цена

з) конкуренция

и) домохозяйство

к) фирма

л) государство

м) инфраструктура рынка

н) структура рынка

о) принцип «невидимой руки».

1. Самостоятельно хозяйствующая единица, состоящая из одного и более лиц, являющаяся собственником и поставщиком факторов производства, главная цель которой - удовлетворение потребностей.

2. Особый товар, являющийся единым всеобщим эквивалентом, обладающий абсолютной ликвидностью.

3. Совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

4. Форма хозяйства, в которой производство материальных благ и услуг ведется для потребления внутри самой хозяйственной единицы.

5. Самостоятельно хозяйствующая единица, функционирующая с целью получения прибыли, являющаяся производителем и поставщиком товаров и услуг.

6. Объективный рыночный механизм, доказывающий, что рыночное равновесие будет установлено в точке пересечения кривых предложения и спроса, при этом оно будет достигнуто автоматически, благодаря взаимодействию потребителей и продавцов на рынке.

7. Форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена.

8. Тип хозяйства, в котором продукты изготавливаются для обмена путем их купли-продажи.

9. Механизм соперничества между участниками рынка за выгодные для себя условия производства, купли, продажи.

10. Экономическое благо, изготовленное для других и проданное другим.

11. Внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

12. Система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанная на частной собственности, конкуренции и механизме спроса и предложения.

13. Совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком.

14. Экономический режим страны, предполагающий ее самообеспечение и отсутствие торгового обмена с другими странами.

Упражнения

1. Из перечисленных ниже рынков выберите и запишите во второй столбец табл. 3.1 тип рынка, соответствующий признаку, указанному в первом столбце.

Таблица 3.1

Признак Тип рынка
По видам субъектов рыночных отношений:  
По отраслевому признаку:  
По степени зрелости:  
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:  
По соответствию действующему законодательству:  
По товарным группам:  
По уровню насыщения товарной массой:  
По транспортно-географическому положению:  
По характеру продаж:  
По степени ограничения конкуренции:  

Рынки: нефти, факторов производства, оптовой торговли, труда, мировой, «чёрный», продавцов, дефицитный, монопольный, развитый.

2. Российская экономика, благодаря современным реформам, приобретает черты рыночной системы. Одним из условий ее эффективного функционирования является частная собственность на факторы производства. Согласны ли вы с этим? Назовите другие условия эффективного функционирования рыночной экономики. Сформулируйте свое мнение в краткой форме.

3. Объясните, как «невидимая рука» рынка примиряет эгоистические интересы частных предпринимателей, стремящихся к получению большего дохода и процветанию, с интересами остальных членов общества.

4. Принято считать, что рыночная организация хозяйства эффективно решает триаду проблем: что, как и для кого производить. Объясните:

а) как именно справляется с этим рыночная организация экономики;

б) почему даже в самых развитых странах есть проблемы, называемые «провалами рынка», т.е. проблемы, решить которые рынок не может;

в) какими структурами и с помощью каких методов решаются проблемы, связанные с «провалами рынка».

5. На основании данных табл. 3.2 установите соответствие между функциями рынка и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго.

Таблица 3.2

Функция Ее сущность
А. Регулирующая Б. Интегрирующая В. Функция экономичности Г. Стимулирующая Д. Эквивалентная Е. Санирующая Ж. Посредническая 1. Соединяет сферы производства и потребления. 2. Сопоставляет индивидуальные затраты на производство продукции с общественно-необходимыми. 3. Дифференцирует товаропроизводителей. 4. Обеспечивает встречу экономически обособленных субъектов с целью обмена результатами труда. 5. Обеспечивает сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре. 6. Побуждает производителя к созданию необходимой продукции с наименьшими затратами. 7. Предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с зарплатой.

6. Почему необходимо государственное вмешательство в рыночную экономику? В качестве аргументов приведите три примера, в том числе, опираясь на курс истории.

7. Внимательно прочитайте главы 2 и 4 вышеприведенного учебника «Экономическая теория», заполните табл. 3.3.

Таблица 3.3.

Наши рекомендации