Модели поведения олигополистов

Можно выделить следующие принципиальные линии поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, или олигополия без тайного сговора при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия.

2. “Игра по правилам”,или “лидерство в ценах” при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли.

3. Количественные модели дуополии

4. Ценовые модели дуополии

5 Тайный сговор (или картель) фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующие разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками

Рассмотрим теперь каждую разновидность стратегии поведения олигополии.

6.2.1 Нескоординированная олигополия, или олигополия без тайного
сговора

Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса (kinked demand curve), предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939 г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Пусть у нас есть три фирмы, выпускающие однотипную продукцию: Фирма “А”и конкурентные ей фирмы “В” и “С”.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая нами фирма “А” будет иметь две разные стратегии поведения и соответствующие им линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов:

- стратегия реагирования, ей соответствует график спроса D1D1 (см. рисунок 6.1), т.е. конкуренты будут следовать за изменениями цен данной фирмы,

-стратегия игнорирования, ее характеризует график спросаD2D2 — если они не будут реагировать на ее изменения цен.

Линии D1D1 и D2D2 пересекаются в точке Р (где Р – цена, которую мы принимаем как данную).

Итак, первоначально фирма выбрала цену P и объем производства Q. Что произойдет с объемом спроса на ее продукцию, если фирма изменит цену?

Если фирма “А” снизит цену на свой товар, и конкуренты последуют за ней, т.е. будут реализовывать стратегию реагирования и тоже снизят цену. Фирма «А» не сможет значительно увеличить свой объем продаж, поскольку. фирмы “В” и «С» ответным снижением цены в основном сохранят своих покупателей, а увеличение объема продаж фирмой “А” произойдет незначительно и в большей степени за счет сокращения продаж в других отраслях, поскольку покупатели, привлеченные низкими ценами предпочтут приобрести товар данных фирм и повременят с покупками продукции других отраслей. В этом случая график спроса будет представлен линией D1D1 (поскольку снижение цены вызовет незначительный прирост объема продаж, то спрос D1D1 будет неэластичным).

Но если фирма “А” снизит цену, а конкуренты будут осуществлять стратегию игнорирования (то есть сохранят свои цены без изменения), то тогда число покупателей фирмы “А” увеличится за счет притока покупателей из фирм “В” и “С”. Объем продаж фирмы “А” таким образом увеличится гораздо сильнее, чем при совместном понижении цен, и фирма “А” будет иметь эластичную кривую спроса D2D2.

Но вряд ли фирмы “В” и “С” захотят потерять своих покупателей и при понижении цен фирмой “А”, скорее всего, выберут стратегию реагирования. Таким образом, при ценах ниже Р линией спроса фирмы “А” будет отрезок линии D1D1.

Если же фирма “А” повысит цену, то вряд ли конкуренты захотят последовать за ней, а предпочтут не изменять цены и получить потребителей фирмы “А”, поэтому объем продаж у фирмы “А” сократится сильнее (D2D2), чем при совместном повышении цен (D1D1). Таким образом, логично предположить, что при ценах выше Р график спроса фирмы “А” будет представлен частью графика спроса D2D2.

Таким образом монополия без тайного сговора будет иметь ломаную кривую спроса с изломом в точке Р (рис 6.2). Поэтому, следуя логике здравогосмысла, фирма будет воздерживаться от изменения первоначальной цены р. “Жесткость” цен в условиях олигополии определяется также и характером предельной выручки (МR2a-bMR1). В связи с тем, что она имеет вертикальный участок (a-b), то на всем его интервале будет выполняться равенство предельной выручки(MR) и предельных издержек (МС) и фирма “А” будет выбирать при цене Р объем продаж Q. И только значительное изменение затрат может склонить фирму к изменению цены. (Ломаная линия спроса имеет различную эластичность своих участков и этим определяется разрывной ломаный характер линии предельной выручки, которая образована участками линий МR1 и MR2, соответствующих отрезкам линий D1D1 и D2D2,а также вертикальным отрезком a-b, связанным с точкой излома Р.

На рис.6.3 мы также можем наблюдать, в окрестностях точки А1 график спроса имеет разный наклон, т.е. кривая спроса имеет излом. При этом кривая спроса не является объективной. Она как бы «воображаема» олигополистом: это его субъективная оценка поведения конкурентов. Он думает, что соперники будут именно так строить свои стратегии: если он повысит цену, они за ним не последуют, а если снизит – также снизят цену. Это во многом объясняет неизменность цен на олигополистическом рынке.

Модели поведения олигополистов - student2.ru

Теперь предположим, что спрос вырос (рис.6.4). Увеличение спроса представлено смещением ломаной кривой спроса из положения d1A1D1 в положение d2A2D2. Одновременно с этим произойдет и сдвиг графика предельной выручки МR1 в положение МR2. В результате разрыв в графике предельной выручки смещается из В1F1 в В2F2. Даже если предельные издержки вырастут, но по прежнему будут располагаться между точками разрыва на графике предельной выручки, то цена останется неизменной, а оптимальный объем выпуска возрастет с q1 до q2.

       
  Модели поведения олигополистов - student2.ru   Модели поведения олигополистов - student2.ru
 

«Жесткость» цен в олигополии подтверждается на практике. Фирмы действительно опасаются изменять цены даже при изменении спроса, пока эти изменения не станут значительными, поскольку они должны учитывать реакцию и своего конкурентного окружения и своих постоянных покупателей (на этих предположениях основываются макроэкономические модели, например модели экономических циклов).

При сделанных нами предположениях цена олигополиста изменится, если значительно изменятся предельные издержки, и теперь они не будут пересекать график предельной выручки в месте разрыва (рис.6.4). Например, издержки выросли так, что график МС1 сместился вверх в положение МС2. В этом случае параметрами, характеризующими максимизирующей размер прибыли, станет цена Р2. и объем производства q2.

Излом кривой спроса переместится из точки А1 в точку А2., а ее нижняя часть будет теперь представлена линией А2D2. Поэтому фирма, стремящаяся к получению максимальной прибыли, для ее увеличения должна отказаться ради нее от части рыночной доли.

Таким образом, модель ломаной кривой спроса объясняет не только жесткость цен, но и ее пределы. Если возможно значительное изменение издержек, причем такое, что предельные издержки выходят за пределы вертикального участка графика предельной выручки, фирма-олигополист будет изменять цену и объем, не считаясь уже с реакцией соперников ( рис.6.4).

 
  Модели поведения олигополистов - student2.ru

Рис. 6.5. Модель «осознанного параллелизма

В реальной жизни существует практика ценообразования на основе прибавления к средним издержкам определенного процента прибыли. Такой способ применяется тогда, когда предприятия не знают, как изменится их кривая спроса в области излома в сравнении с первоначальной. Поскольку все фирмы повышают цены одновременно, каждая надеется сохранить свою долю рынка, перенеся бремя подорожания ресурсов на потребителей, и увеличить прибыль на единицу выпускаемой продукции. Эту ситуацию описывает модель «осознанного параллелизма» (рис. 6.5). Фирмы ведут себя одинаково, предполагая, что все фирмы отрасли захотят перенести бремя роста стоимости ресурсов на покупателей путем повышения цен на свою продукцию. Точка А1 переместится в положение А2, а кривая спроса будет представлена графиком d2A2D. Соответствующая цена и объем выпуска, которые выберет для максимизации прибыли фирма - олигополист составит Р2q2.

Наши рекомендации