Антимонопольное регулирование в России

Проблема монопольной власти является одной из наиболее сложных в экономике России. Становление рыночной экономики предполагает движение от всеобщей монополии государства к конкурентным рыночным структурам.

Государственная монополия на рынке, существовавшая до начала 90-х годов, выражалась в том, что

- 90% всех предприятий принадлежало государству;

- государственные органы определяли направление и количество распределяемых ресурсов;

- государственные органы (Госкомцен) занимались ценообразованием и определяли уровень цен на все виды производимой в стране продукции;

- государственные органы распределяли доходы предприятий и заработную платы работников.

Таким образом, все функции рынка выполнялись государственными органами и конкуренция полностью отсутствовала.

Переход к рынку, начавшийся в 90-х годах, предполагает ликвидацию государственной монополии на управление хозяйственной деятельностью агентов рынка, разукрупнение гигантских государственных предприятий и развитие рыночной конкуренции. В то же время развивающаяся российская экономика не будет конкурентоспособной, если не будет опираться на крупные корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, транснациональные компании, развитие которых только начинается и требует значительной государственной поддержки.

Таким образом, перед российским государством стоит двойная задача: препятствовать традиционному монополизму, берущему начало в доперестроечной экономике и развивать собственной мощной корпоративный сектор и при этом не допускать развития и усиления монопольной власти.

Такая постановка проблемы определяет особенности российской антимонопольной политики, основу которой составляет федеральный Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в самом начале перестройки (22 марта 1991 г.), а затем изменявшийся с развитием российской экономики в 1992, 1995, 1998 и 2000 годах.

В то же время российское антимонопольное законодательство учитывает и международный опыт антитрестовского регулирования, в частности, Закон «О конкуренции…» базируется на принципах конкурентной политики, изложенных в Римском Договоре ЕС.

Основными характеристиками антимонопольного законодательства России являются следующие:

1. Целями государственного антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, что позволяет обеспечить условия для эффективного функционирования товарных рынков.

2. Правовое регулирование направлено против:

а) монополистической деятельности, которая включает в себя :

-злоупотребления доминирующей фирмой своим положением на рынке (например, изъятие товаров из обращения с целью создания на рынке дефицита, навязывание своему партнеру невыгодных для него условий договора, создание препятствий входу на рынок другим фирмам, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос и т.п.);

- соглашения между отдельными фирмами с целью ограничения конкуренции (например, соглашения между фирмами, общая доля рынка которых более 35%, направленные на установление цен, территориальный раздел рынка, ограничения доступа на рынок другим фирмам);

- акты и действия органов государственной власти, ограничивающие конкуренцию (например, акты, ограничивающие хозяйственную самостоятельность фирм, ограничивающие новым фирмам вход на рынок, запреты на продажу товаров из одного региона в другой, необоснованные льготы отдельным субъектам и т.п.);

- участие в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

б) недобросовестной конкуренции, под которой понимаются действия, противоречащие закону, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов или причинить им убытки.

Формами недобросовестной конкуренции являются

- распространение ложных и искаженных сведений;

- введение в заблуждение потребителей;

- продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

- получение, использование и разглашение научно-технической информации без согласия ее владельца.

3. Установлены количественные параметры положения фирмы или группы фирм, приводящего к усилению монопольной власти:

- 35% рынка для объединения картельного типа;

- более 65% рынка для фирмы, имеющей доминирующее положение на рынке;

- от 35 до 65% рынка для фирмы, положение которой близко к доминированию и подлежит изучению со стороны государственных органов.

4. Для осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который имеет очень широкие полномочия.

В то же время существование законодательной базы для осуществления антимонопольного регулирования не снимает всех сложных проблем, решаемых государственной конкурентной политикой. Наиболее сложными на сегодняшний день проблемами для государственного регулирования в России являются:

- отсутствие опыта антимонопольного регулирования;

- недостатки статистической базы для анализа и принятия решений;

- недостаточный опыт изучения локальных рынков, учета внешнеторгового компонента, выделения рынка продукта с учетом взаимозаменяемости товаров.

Глава 6. Олигополия

Характеристика олигополии

“Чистая” монополия, рассмотрению которой была посвящена 5 глава, в реальной действительности встречается крайне редко. Даже потенциальная конкуренция или наличие товаров-субститутов превращают монополию в олигополию.

Олигополистическая модель рынка является, пожалуй, одной из самых интересных и сложных. Это связано, прежде всего, с тем, что существует большое разнообразие фирм, отличающихся как количеством, так и видам выпускаемой продукции, которые, тем не менее, следует относить к олигопольным структурам именно в силу особенностей их поведения. Итак, какую фирму можно назвать олигополией? Прежде всего, таких фирм в отрасли должно быть немного (от греческого “Олиго” – несколько). Если фирм в отрасли две, то говорят о дуополии. Если три, пять – о “жесткой” олигополии (например, “Большая тройка” - крупнейшие корпорации в автомобильной промышленности США: “Дженерал Моторс”, “Форд”, “Крайслер”). Но может быть и больше десятка, тогда говорят о “расплывчатой” олигополии ( например, бензозаправочные станции, бетонные заводы и т.п.).

Товары, которые производятся олигополиями могут быть как однородными ( сталь, медь, алюминий и т.д.), а могут быть и дифференцированными ( аудио- и видео- и прочая бытовая техника, автомобили и т.д.)

Немногочисленность фирм также связана с существованием барьеров входа в отрасль, которые мы уже рассматривали при изучении монополии .

Поведение фирм очень взаимозависимо. Принимая решение о назначении цены фирма должна учитывать реакцию конкурентов на свои действия в области выбора цены и объема выпуска. Равновесные цена и выпуск, которые устанавливает олигополия зависят от предположений, которые она делает в отношении поведения своих соперников в ответ на собственное поведение.

Поэтому классифицировать модели олигополии приходится по ряду признаков и различным критериям:

— отсутствию или наличию сговора;

— виду стратегической переменной;

— повторяемости взаимодействия;

отсутствию или наличию дифференциации продукта и т.д.

Наши рекомендации