Проблема социального и биологического
Самой важной проблемой, без правильного решения которой невозможно рассчитывать на объективное воссоздание процесса становления общественных отношений, является вопрос о том, что такое общество и что, следовательно, нужно понимать под социальным. Выявление природы социального предполагает выяснение его отношения к биологическому. Присуще ли общество только человеку, или же оно существует и в животном мире? От того или иного ответа на этот вопрос зависит сам подход к решению проблемы социогенеза.
Наряду с видом, популяцией и другими, подобными им, группировками у части животных существуют и такие, все члены которых тесно связаны, находятся в постоянном взаимодействии, знают друг друга и отличают от посторонних животных. Такие группы можно было бы назвать зоологическими объединениями или просто объединениями. Если под обществом понимать просто совокупность индивидуумов, которые живут в постоянном взаимодействии друг с другом, то зоологические объединения с неизбежностью придется признать обществами…. С такой точки зрения социальное присуще и животным, и человек — одно из многих общественных животных.
Но в животном мире безраздельно господствуют биологические закономерности. В нем нет ничего, что не относилось бы к биологической форме движения материи, нет ничего надбиологического, суперорганического. Если социальное существует и в животном мире, то это означает, что оно представляет собой одно из проявлений биологического.
Логичным из этого был бы вывод, что общество человека есть одно из зоологических объединений, а сам он представляет собой по своей сущности лишь биологическое существо. … Несводимость явлений общественной жизни людей к биологическому слишком бросается в глаза.
Несомненен факт, что все люди, живущие на Земле в течение последних 35‑40 тыс. лет, относятся к одному биологическому виду — Homo sapiens. Но столь же бесспорно, что поведение людей, входящих в состав разных обществ, нередко существенно различается. И речь идет не о всегда возможных индивидуальных или групповых вариациях поведения. У людей, входящих в состав разных обществ (а если общества являются антагонистическими, то и в состав разных классов), могут быть совершенно различные потребности, стимулы, мотивы поведения и т. п. Совершенно ясно, что эти различия имеют свою основу не в структуре организма людей и не в биологии человека вообще, а в чем‑то ином, отличном от биологического.
Многие …исследователи объявляют такой основой культуру, имея в виду прежде всего или исключительно духовную культуру.
…
Подобного рода понимание сущности человека обусловливает определенный подход к проблеме перехода от биологического к более высокому качеству. Она выступает как вопрос становления не общества, а культуры.
…
Нельзя ограничиться объявлением культуры основой, программой поведения человека. Необходимо ответить на вопрос, что лежит в фундаменте этой программы, почему в данном обществе существуют именно такие, а не иные нормы, культурные ценности, почему культура этого общества именно так, а не иначе ориентирует, побуждает действовать человека. Иными словами, нужно найти объективную основу той части культуры, той части общественного сознания, которая определяет человеческое поведение, выступает как его программа.
Эту объективную основу культурной программы исследователи, стоящие на охарактеризованных выше позициях, отыскать не могли. У них получалось, что единственным источником существующей в сознании культурной программы поведения является само сознание. Суперорганическое, надбиологическое развитие выступало как чисто духовный процесс, имеющий источник в себе самом…
…В господствующей суперорганической теории культуры все нормы поведения человека, т. е. действий людей по отношению друг к другу, выступают по существу в качестве «свободных продуктов человеческого воображения». Стремясь преодолеть эту точку зрения, они начали искать материальный базис социального поведения человека и, как казалось им, нашли его в биологии человека, в его генотипе.
По их мнению, человеческое социальное поведение в своих основных чертах так же генетически запрограммировано, как и анатомия человека. И эти генетически запрограммированные поведенческая и анатомическая системы являются единым базисом человеческой социальной организации. Иначе говоря, культура не есть что‑то суперорганическое, это просто своеобразное проявление биологического. Мир человека есть часть животного царства, всецело подчиненная законам биологии.
… Раскрыть подлинную сущность человека, а тем самым и его качественное отличие от животных можно только с позиций марксизма. Марксизмом впервые было установлено, что кроме общественных отношений, определяемых сознанием, зависящих от сознания, существуют и такие, которые не только не зависят от сознания людей, но, наоборот, определяют их сознание. Этими объективными общественными связями являются производственные, социально‑экономические отношения, имеющие своей основой производительные силы.
Система этих отношений — не что иное, как особый, своеобразный вид материи — социальная материя, или общественное бытие. …Именно эта социальная материя является объективным источником той части сознания, которая определяет поведение людей, т. е. общественного сознания в узком смысле слова. Она выступает как объективная сила, которая определяет интересы людей, их отношение ко всем общественным явлениям, их желания, намерения. Именно она — основной источник главных мотивов человеческой деятельности. Тем самым она всецело определяет сущность поведения людей.
Своеобразие социальной материи помимо всего прочего заключается в том, что она в отличие от природной материи …не может существовать без сознания. Социально‑экономические связи …не могут существовать иначе как в волевых отношениях, а последних, разумеется, нет и быть не может без воли и сознания. Общественное бытие первично по отношению к сознанию только в том смысле, что оно само, не определяясь взглядами людей, т. е. не завися от них, в конечном счете детерминирует сознание и волю людей, а тем самым все их поступки и соответственно их волевые отношения.
Таким образом, ошибка тех исследователей, которые видели специфику человека в наличии у него культуры, заключалась вовсе не в признании бытия суперорганического, надбиологического, а в том, что суперорганическое они по существу прямо или в конечном счете сводили к сознанию, к духовной деятельности людей.
Человеческое сознание, бесспорно, является суперорганическим. Однако кроме духовного суперорганического существует материальное суперорганическое, представляющее собой основу первого. Только выявление материального суперорганического, социальной материи дало возможность раскрыть коренное отличие общества человека от объединения животных.
Человеческое общество всегда существовало и существует как совокупность отдельных конкретных обществ. Каждое такое общество представляет собой определенную совокупность людей, связанных воедино прежде всего системой социально‑экономических отношений. Как любое другое материальное явление, эта система функционирует и развивается независимо от сознания и воли людей, которых она связывает. Наличие в основе любого конкретного общества такой материальной системы с неизбежностью превращает его в особый организм, развивающийся по законам, отличным от законов развития живой материи. …Социальная форма движения материи не исчерпывается изменениями одной лишь …системы производственных отношений. Она включает в себя также …развитие производительных сил. …Включает в себя развитие общественного сознания…
Возникновение и развитие объединений животных не есть самостоятельный процесс, идущий по своим специфическим законам, а всего лишь момент эволюции того или иного биологического вида, всецело определяемой законами биологии...
…Под социальным следует понимать исключительно лишь особую форму движения материи, качественно отличную от биологической, и все порожденное ею, а под обществом — не любое объединение, а лишь такое, которое представляет особый организм, развивающийся по законам, отличным от биологических. И в этом значении общество присуще только людям…
В животном мире нет обществ. В нем существуют только зоологические объединения. Соответственно и связи внутри этих объединений не могут быть названы социальными. Однако нужда в термине, который мог бы служить для обозначения этих связей, имеется. Так как от слова «объединение» трудно образовать прилагательное, то таким термином могло бы стать слово «грегарный» (от латинского grex — стадо). В таком случае можно было бы говорить о грегарных связях, грегарной организации, грегарной структуре, о грегарных и одиночных животных, грегарном и одиночном образах жизни и т. П.
…
Животное есть только биологическое существо, есть только биологический организм. В том, что животное есть биологический организм, заключена его сущность. Именно потому, что животное только биологическое существо, оно таково, каков его биологический организм. Иное дело — человек. Он прежде всего общественное существо. Именно в этом заключается его сущность, именно этим он качественно отличается от животных. Сущность человека как общественного существа проявляется в том, что он таков, каков тот социальный организм, в состав которого он входит. Лежащая в основе социального организма система социально‑экономических отношений, детерминируя сознание и волю людей, определяет мотивы и стимулы их деятельности, а тем самым все их поведение, все их прочие отношения.
С изменением социально‑экономической структуры общества …меняется содержание общественной воли, исчезают одни и появляются другие правила и нормы поведения, другие социальные ценности, изменяются намерения людей, мотивы и стимулы их деятельности. …
Но, став общественным существом, человек не перестал быть биологическим организмом. У него, как и у любого животного, существуют определенные биологические потребности…, удовлетворение которых — необходимое условие его бытия. …Но если у животного …биологические потребности являются единственными и поэтому безраздельно господствующими стимулами его поведения, то у человека они всегда подчинены другим мотивам, имеющим корни не в его материальной биологической организации, а в материальной структуре общества. Социальные стимулы и мотивы, как правило, господствуют над биологическими. Ими прежде всего определяется поведение человека. Удовлетворение биологических потребностей всегда контролируется обществом. Оно происходит в определенных рамках, с соблюдением определенных норм и правил. Биологическое у человека всегда опосредовано социальным, пронизано им, находится под его постоянным воздействием и контролем.
…