Вывоз товаров, вывоз капиталов.
Как выглядел вывоз капиталов в период империализма?
Империалистические государства, захватившие вооруженной силой ту или иную территорию и превратившие ее в колонию, начинали эксплуатировать местное население, заставляя строить промышленные или сельскохозяйственные предприятия. Капиталисты налаживали транспортную систему (морскую или сухопутную) с тем, чтобы обеспечить вывоз готовой продукции и полезных ископаемых (драгметаллы и камни) в метрополию с тем, чтобы обеспечить концентрацию принадлежащего им капитала в метрополии.
Если страна была достаточно мощной (Российская Империя), то вывоз капитала имел практически ту же схему, только без применения вооруженной силы, но степень эксплуатации наемных работников в данной стране немногим отличалась от эксплуатации туземцев в колониях. Точно таким же образом, как и в колониях, создавались транспортные структуры и вывоз готовой продукции, и ценностей в метрополию. Осуществлялась обратная связь между вывозом капитала из метрополии в колонии или другие территории и его возвращением с этих территорий в метрополию, где капиталы концентрировались на счетах компаний, производивших торговые или промышленные экспансии в колонии или другие территории. Они охранялись армиями метрополий.
Сейчас дела обстоят совершенно иным образом. Давайте рассмотрим, каким образом сегодня действуют промышленные и финансовые ТНК.
Вывоз капитала, как и в прошлом, сохраняется, но приобретает подчиненную роль. Он служит для внедрения в, якобы, суверенную страну для получения частичного контроля над ресурсами этой страны. Вкладывая деньги в промышленное производство или в финансовые учреждения, невзирая на то, местные они или иностранные, корпорации пытаются получить контроль над какой-либо частью сырьевых ресурсов, находящихся на территории данной страны.
Промышленное производство данной ТНК идет по отработанной схеме, о которой уже писалось ранее. На территории страны располагается определенный фрагмент технологической цепочки, производства той или иной продукции, чаще всего сборочной. Это делается затем, чтобы распространять готовую продукцию ТНК на территории данной страны, одновременно подавляется развитие ее собственной промышленности. Все это происходит под аккомпанемент слов о свободном рынке, о мировом разделении труда и о благородной миссии мирового сообщества.
Финансовые же корпорации, захватывая рынок кредитов или страхование, ставит финансовую систему страны в крайне неустойчивое положение. Поскольку кредиты и страхование производятся в долларовом эквиваленте, то курс национальной валюты становится жестко привязанным к валюте иностранной. Тем самым, ТНК без военного вторжения или оккупации реально управляет жизнью страны, а при необходимости дестабилизирует внутреннюю обстановку и меняет правительство неугодное ТНК.
Выдержки из официальных документов тех самых транснациональных корпораций, прекрасно подтверждают приведенные выше примеры.
«Наша гибкость в распределении капитала дает нам значительные преимущества по сравнению с компаниями, которые ограничивают себя только приобретениями компаний, которые они могут оперативно управлять».
Письмо Уорена Баффета акционерам 2012 год
http://option-systems.livejournal.com/82168.html
Таким образом, вывоз капитала, точно так же, как вывоз товара в прошлом, приобрел подлинное значения в контроле за мировыми ресурсами.
Глава 6.5
Деление мира и образование международных союзов капиталистов.
В 21 веке создание монополистических союзов капиталистов практически завершено. Очень редко происходят события, когда те или иные компании сливаются или объединяются. Сейчас происходят другие процессы. Путем биржевых торгов ТНК скупают те или иные пакеты акций других капиталистических образований, как национальных, так и транснациональных. Если мы посмотрим пакет активов той или иной ТНК мы увидим значительное количество по номенклатуре пакетов акций других корпораций. Как правило, эти пакеты незначительны, не достигают даже блокирующего процента. Т.о. и происходит взаимообмен и взаимопроникновение различных ТНК на нынешнем этапе капитализма.
Что же касается дележа мира на сферы влияния между международными объединениями капиталистов (ТНК), то на сегодняшний день оно отсутствует в принципе. Если описать практику работы ТНК в 21 веке, то можно сказать просто – все работают везде. Нет никаких ограничений или разделов на сферы влияния. Нынешний этап капитализма еще более циничен по сравнению с предыдущими этапами. Смог влезть в тот или иной ареал, занять ту или иную нишу, - значит все в порядке. Не сумел – подсчитывай убытки. Никаких «сухаревских» конвенций на сегодняшний день не существует. Никаких разделений на сферы влияния, чистая беспримесная борьба за существование.
Опять-таки, вернемся к вышеупомянутым корпорациям. Обратимся к словам совладельца Berkshire Hathaway миллиардеру Уорену Баффиту. В своем письме к акционерам он описывает структуру компании указывает на те ареалы, в которые компания смогла проникнуть за минувший период, отмечает достижения, критикует недостатки.
«Инвестиции Беркшира «Большая четверка» — American Express, Coca-Cola, IBM и Wells Fargo — показавшие хорошо себя за прошедшие годы. Наша доля участия в каждой из этих компаний увеличилась в течение года. Мы приобрели дополнительные акции Wells Fargo (наша собственность сейчас составляет 8,7% против 7,6% на конец года 2011) и IBM (6,0% по сравнению с 5,5%). И еще, выкуп акций у Coca-Cola и American Express подняли наш процент собственности. Наша доля в Coca-Cola выросла с 8,8% до 8,9%, а наш интерес в American Express от 13,0% до 13,7%.
Письмо Уорена Баффета акционерам 2012 год
http://option-systems.livejournal.com/82168.html
«Berkshire увеличила свою долю собственности в прошлом году в каждом из “большой четверки” инвестиции – American Express, Coca-Cola, IBM и Wells Fargo. Мы приобрели дополнительные акции Wells Fargo (увеличение в нашей собственности до 9,2% против 8,7% в конце 2012 года) и IBM (6.3% против 6.0%). Между тем, фондовый выкупает на Coca-Cola и American Express подняли процент владения. Наше эквити в Кока-Cola выросла с 8,9% до 9,1% и наш интерес в American Express с 13,7% до 14,2%».
Уоррен Э. Баффетт., 28 февраля 2014 года
http://www.berkshirehathaway.com/letters/letters.html
Что характерно, нигде в этом документе не говорится о захвате сфер влияния, не ставится задачи по расширению монопольной сферы влияния. Наоборот ставится задача о приобретении активов той или иной корпорации, причем, как успех отмечается, что ТНК увеличила процент пакета акций аж до 8% или 14%. ТНК путем покупки самых различных активов переплетаются между собой, срастаясь в некоего монстра – спрута, двигаясь, таким образом, по пути слияния всех ТНК в одну единую сверхкорпорацию. Чем дальше, тем больше: конкурентная борьба между ТНК оттесняется на второй план взаимопроникновением корпораций в активы друг к другу.
А вот кому принадлежат крупные пакеты акций Toyota Group и Berkshire Hataway:
"Основные владельцы акций компании на декабрь 2008 года: The Master Trust Bank of Japan (6,29 %), Japan Trustee Services Bank (6,29 %), Toyota Industries Corporation (5,81 %), 9 % — казначейские акции".
"По состоянию на 1 июля 2010 года, Баффет владел 32.4% совокупного голосующих акций Berkshire акций и 23,3% экономической стоимости этих акций. Cascade Investment LLC Билла Гейтса является вторым по величине акционером Berkshire и владеет более чем 5% акций класса "Б". Berkshire вице-председатель, Чарли Мунгер, также владеет достаточно большой долей (процент неизвестен). Годовое собрание акционеров Berkshire в CenturyLink Center в Омахе, штат Небраска, регулярно посещают 20 000 человек. В 2007 году на встрече была посещаемость около 27 000 человек ".
Википедия
Глава 6.6