Стадии жизненного цикла организации
Наименование стадии* | Характеристики стадии |
Создания(становления, формирования) | Цели организации размыты. Основные задачи: получить доступ к ресурсам, овладеть механизмом конкуренции, найти свое место на рынке. Организация малочисленна, иерархия слабо развита, слабо выражены специализация и разделение труда, распространена совместная работа, преобладают неформальные отношения, большие возможности для творчества и инициативы. |
Роста (развития, интенсивного роста) | Уточняются цели организации, формируется миссия. Основными задачами являются: создание условий для экономического роста, обеспечение качества товаров и услуг. Усиливается делегирование полномочий, специализация и разделение труда. Формируется организационная культура и организационная структура. Появляются новые подразделения и филиалы, идет захват новых рынков, увеличивается персонал. |
Зрелости (стабилизации, стагнации, застоя) | Усложнение организационной структуры, усиление специализации, разделения труда, централизации. Отношения становятся более формализованными, возрастает роль высшего руководства. Постепенно прекращается захват новых рынков, введение новых схем оплаты труда, кадровые перестановки. Основные задачи: повышение эффективности организации, децентрализация, диверсификация рынков, поиск новых возможностей развития, подготовка организации к последующим изменениям. |
Спада (кризиса, умирания) | Сокращение рынков, уменьшение спроса на товары и услуги, снижение эффективности организации. Увеличение централизации, сокращение персонала, введение антикризисных программ или подготовка к ликвидации. Возрастание конфликтов. Основные задачи: корректировка стратегии развития, осуществление организационных изменений, установление связей с новыми поставщиками и рынками сбыта, использование всех видов ресурсов. |
*В таблице приведено по несколько наименований для каждой стадии, т.к. в современной литературе нет единой терминологии по данному вопросу, кроме того, разница в наименованиях указывает на разное виденье стадии.
· Территориальные границы
· Отношение к собственности
Классификация организаций.
Основание классификации | Виды организаций |
Способ социальной организации | · Формальные · Неформальные |
Формы собственности | · Государственные · Частные · Муниципальные |
Отношение к прибыли | · Коммерческие · Некоммерческие |
Характер потребностей клиентов | · Индивидуальное производство · Серийное производство · Крупносерийное производство |
Отношения внутри организации | · Корпоративные · Индивидуалистические · Эдхократические · Партисипативные |
Формальные организации– официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, принятые нормы и правила.
Неформальные организации– совокупность личных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников, не имеют юридического и фиксированного статуса.
Государственные организации – основным собственником таких организаций является государство.
Частные организации – основными собственниками выступают частные или юридические лица.
Муниципальные организациипринадлежат местным органам государственной власти или местным органам самоуправления.
Коммерческие организации имеют основной целью деятельности получение прибыли.
Некоммерческие организациине ставят перед собой цель получения прибыли от своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это не противоречит их целям.
Индивидуальное производство– удовлетворение потребности отдельного клиента (личности или организации).
Мелкосерийное производство учитывает требования отдельных клиентов, но товары и услуги предоставляет небольшими сериями.
Крупносерийное, или массовое, производствоудовлетворяет обезличенные потребности клиентов.
Корпоративные организации – объединения людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными.
Индивидуалистические организации – добровольные объединения индивидов, в которых сочетаются конкуренция и кооперация, интересы производства связаны с задачами воспроизводства личности. Для них характерны: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников.
Эдхократические организации – основаны на знании, компетенции исполнителей. Такие организации создаются, как правило, в области высоких технологий. Формальности в их структуре сведены к минимуму, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Для них характерны: высокая степень свободы работников, чувство общности в работе, высокая оценка компетентности работников.
Партисипативные организации – основаны на участии работников в управлении. Работники участвуют в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательных решений. Для них характерно создание специальных органов, формирующихся при руководителе из представителей более низкого уровня иерархии, решения которых часто бывают обязательными для руководителей.