Производственной (педагогической практики) практики
ПРОГРАММА
Производственной (педагогической практики) практики
Направление подготовки
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Курс 2 Семестр 3
Ростов-на-Дону
Цели практики
Целями производственной (педагогической) практики являются практическая профессионально ориентированная подготовка специалиста для работы в профильных классах старшей школы, средних профессиональных учебных заведениях, высшей школе, развитие готовности магистранта к самостоятельной творческой научной педагогической деятельности.
Задачи практики
Задачами производственной (педагогической) практики являются:
овладение основными направлениями деятельности преподавателя вуза и ее особенностями,
формирование индивидуальной педагогической компетентности: педагогические знания, способности их осмысления применения к анализу психолого-педагогической деятельности, ее проектированию, конструированию и воплощению в личном педагогическом опыте,
развитие у будущих педагогов профессиональных способностей, умений, педагогической Я-позиции,
овладение современными педагогическими технологиями и приемами обучения, активизирующими познавательную деятельность студентов,
развитие профессионально значимых качеств личности специалиста, стремления к самообразованию, самосовершенствованию и рефлексии,
осмысление сущности и содержания процесса вузовского образования и приобретение навыка подготовки лекций, практических занятий, внеклассных мероприятий. Закрепление умения использовать материалы своей научно-исследовательской работы в подготовке лекций для студентов 1-4 курсов факультета педагогики и практической психологии ЮФУ и учащихся старших классов лицеев, гимназий.
Место производственной (педагогической) практики в структуре ООП магистратуры
Программа производственной (педагогической) практики рассчитана на магистрантов психолого-педагогического направления.
Производственная (педагогическая) практика магистрантов строится с учётом имеющихся у магистрантов базовых знаний по психологии, педагогике, методологии и методике преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла (общая психология, когнитивная психология, психодиагностика, экспериментальная психология, основы методологии психологии и педагогики, возрастная и педагогическая психология и др.)
Данный вид практики предполагает вооружение магистрантов необходимым опытом профессиональной педагогической деятельности и овладение умениями:
– ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учебного заведения высшего профессионального образования;
– определять теоретико-методические основы конкретной учебной дисциплины учебного плана;
– дидактически преобразовывать и обобщать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;
– проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать учебный процесс в соответствии с учебным планом специальности;
– использовать современные и традиционные методы ведения учебных аудиторных и внеаудиторных занятий;
– владеть методами самоорганизации и самосовершенствования в соответствии с требованиями, предъявляемыми к преподавателю высшей школы в современных условиях,
– владеть культурой речи и общения;
– строить взаимоотношения с коллегами, администрацией, службами учебного заведения.
4.Формы проведения практики: психолого-педагогический практикум
Место и время проведения производственной практики
Планируемые базы педпрактики для магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование»: 1-4 курсы Академии психологии и педагогики ЮФУ, гимназии, лицеи и школы г. Ростова –на- Дону и Ростовской области под руководством опытных, высококвалифицированных преподавателей кафедр Академии психологии и педагогики ЮФУ.
Производственная практика магистров проводится в 3 семестре.
Структура практики
Общая трудоемкость производственной практикисоставляет 6 зачетных единиц 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
3. 4. | Подготовительный этап: разработка и планирование научного исследования (1 неделя) Активная работа в качестве преподавателя (2-4 недели). Участие во внеклассной работе (5-я неделя) Подведение итогов | Установочная конференция Подготовительный инструктаж Посещение лекций и семинарских занятий с целью изучения методики работы преподавателя высшей школы, инновационных учреждений – школ города Составление графика проведения лекций, семинарских занятий Изучение учебных программ, по которым работает преподаватель со студентами и школьниками, Подготовка собственных занятий Выполнение графика проведения занятий Посещение занятий других практикантов Анализ посещенных занятий, лекций Участие в методических семинарах магистрантов Проведение внеаудиторных мероприятий Анализ проведенных внеаудиторных мероприятий Составление отчета практиканта о практике и оформление дневника практиканта Итоговая конференция | Проверка графика Коллективный анализ занятий Собеседование с групповым руководителем Отметки о выполнении группового руководителя Заполнение дневника практиканта Заполнение дневника практиканта Выступление на конференции |
Содержание разделов производственной практики
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Подготовительный этап: Составление графика проведения лекций, семинарских занятий | Посещение лекций и семинарских занятий с целью изучения методики работы преподавателя высшей школы, инновационных учреждений – школ города. Изучение учебных программ, по которым работает преподаватель со студентами и школьниками, и методической литературы по предстоящим темам лекций, включая научно-теоретические источники. Подготовка собственных занятий | |
Активная работа в качестве преподавателя | Выполнение графика проведения занятий. Посещение занятий других практикантов. Анализ посещенных занятий, лекций. Участие в методических семинарах магистрантов | |
Участие во внеклассной работе | Проведение внеаудиторных мероприятий. Анализ проведенных внеаудиторных мероприятий | |
Подведение итогов | Составление отчета практиканта о практике и оформление дневника практиканта. Итоговая конференция. |
Контроль и результативность
Контроль организации и проведения педпрактики осуществляют: руководитель педпрактики, выборочно посещая лекции и практические занятия магистрантов.
Оценка за практику выставляется групповыми руководителями с учетом представленной документации и по согласованию с научными руководителями.
Критерии оценки результатов педпрактики:
- посещаемость лекций и семинарских занятий в полном объеме,
- выполнение всех видов работ, предусмотренных программой,
- итоги выполнения заданий, вовремя сданная документация,
- применение новых теорий и технологий обучения и воспитания, с которыми магистранты ознакомились в вузе,
- уровень развития профессионально-педагогических умений,
- уровень теоретического осмысления магистрантами своей практической деятельности,
- уровень профессиональной направленности, социальной активности (интерес к преподавательской деятельности, активность, ответственность и творческое отношение к работе).
Для оценки педпрактики групповой руководитель использует следующие методы:
- наблюдение за магистрантами в процессе практики, посещение лекций магистрантов и их анализ, а также анализ качества отдельных видов их работы,
- беседы с научными руководителями,
- анализ документации магистрантов по практике (индивидуальных планов работы, педагогических дневников, конспектов занятий, отчетов по практике),
- анализ самооценки и взаимооценки студентами своей работы, степени своей подготовленности к практической деятельности в качестве преподавателя.
Критерии оценок за педагогическую практику:
«5» – количество проведенных лекций, семинарских занятий предусмотренных программой; отличная оценка большинства из них; оформление документации согласно программе; проведение внеклассных мероприятий по предмету, оцененных на отлично; посещаемость всех лекций и семинарских занятий, предусмотренных на период практики; применение новых теорий и технологий обучения и воспитания, вовремя сданная документация.
«4»- количество проведенных уроков, предусмотренных программой; хорошая оценка большинства из них; оформление документации, предусмотренной программой; хорошая оценка большинства из них; проведение внеклассных мероприятий по предмету с оценкой «хорошо»; посещаемость всех лекций и семинарских занятий, предусмотренных на период практики; использование новых технологий; вовремя сданная документация.
«3»- проведение уроков, предусмотренных программой, с оценкой не ниже «удовлетворительно»; оформление требуемой документации; посещение лекций и семинарских занятий, предусмотренных на период практики; с пропусками без уважительных причин; задержки в предоставлении документации по итогам практики.
«2»- невыполнение плана практики по количеству проведенных уроков и внеклассных мероприятий по предмету; не сданная вовремя документация; пропуски посещения школы.
При получении неудовлетворительной оценки (2) за педагогическую практику по уважительной причине магистрант проходит практику повторно
Содержание работы научного руководителя, курирующего педагогическую практику:
1. Осуществляет методическое руководство педагогической практикой магистрантов.
2. Помогает магистрантам составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание учебных и внеклассных занятий, утверждает индивидуальные планы работы практикантов.
3. Консультирует магистрантов при подготовке к лекциям и семинарским занятиям по курсам истории, проверяет и утверждает их планы и конспекты, присутствует на занятиях, анализирует и оценивает их, контролирует выполнение индивидуальных планов работы магистрантов.
4. Собирает и анализирует документацию, представленную магистрантами, составляет отчет по итогам практики и представляет кафедральному руководителю.
5. Принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике в университете.
6. Оценивает результаты практики магистрантов
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Приложение 1
«УТВЕРЖДАЮ»: ______________
Руководитель магистерской
программы
Ф.И.О. ________________________
«____» ________________ 20___ г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Магистранта ______________________________ на период
с ___ по ________________ 20______ г.
Виды деятельности | Срок выполнения | Отметка о выполнении | Примечание |
Схема анализа лекции:
1. Установление контакта с аудиторией
2. Тема лекции. Целевая установка.
3. Мотивация. Актуализация ранее изученного или житейских представлений студента.
4. Содержание лекции:
- научность, актуальность;
- наличие методологических вопросов, правильная их трактовка;
- рассмотрение и анализ научных концепций разных авторов;
- ознакомление с историей научного поиска;
- выдвижение проблем для самостоятельного исследования.
5. Методика чтения лекции:
- четкая структура лекции и логика изложения (наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана, сообщение литературы по теме и т.п.)
- активизация мышления студентов, выдвижение проблемных вопросов;
- доказательность и аргументированность выдвигаемых положений;
- доступность и пояснение всех новых терминов и понятий;
- выделение главных мыслей и выводов;
- использование приемов закрепления (повторение, вопросы на проверку понимания, подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции)
- применение лектором опорных материалов при чтении лекции (тексты, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов).
6. Руководство работой студентов:
- обучение студентов ведению записей, оказание им помощи в этом (замедление темпа, выделение материала для записей, паузы для записи, графики, схемы и т.п.)
- просмотр конспектов (до, во время, после лекции)
- использование приемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания, разрешение задавать лектору вопросы и т.д.)
7. Лекторские данные (знание предмета, убежденность, эмоциональность. Голос, дикция, ясность, правильность речи. Владение невербальной коммуникацией, внешний вид, умение держаться перед аудиторией. Умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт).
8. Результаты лекции. Ценность лекции (информационная). Воспитательное воздействие. Достижение дидактических целей.
Приложение 2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Приложение 5
Характеристика
Магистрант ____________ курса ___________ группы магистратуры
__________________________________________________________________
Проходил(а) педагогическую практику на кафедре
_______________________________________________________________
За период научно-педагогической практики с ______ по _____ 200 __ г. он(а) показал(а) себя ________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Проведение учебно-методической работы __________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
При проведении занятий практикант(ка) __________________________
________________показал(а) _________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Выполнение заданий руководителя практики и руководителя магистерской программы _______________________________________________
__________________________________________________________________
Оценка за практику: _______________________
Руководитель магистерской
программы _______________________________
Зав. кафедрой ______________________________
«___» _______________ 20__ г.
ПРОГРАММА
производственной (педагогической практики) практики
Направление подготовки
44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Курс 2 Семестр 3
Ростов-на-Дону
Цели практики
Целями производственной (педагогической) практики являются практическая профессионально ориентированная подготовка специалиста для работы в профильных классах старшей школы, средних профессиональных учебных заведениях, высшей школе, развитие готовности магистранта к самостоятельной творческой научной педагогической деятельности.
Задачи практики
Задачами производственной (педагогической) практики являются:
овладение основными направлениями деятельности преподавателя вуза и ее особенностями,
формирование индивидуальной педагогической компетентности: педагогические знания, способности их осмысления применения к анализу психолого-педагогической деятельности, ее проектированию, конструированию и воплощению в личном педагогическом опыте,
развитие у будущих педагогов профессиональных способностей, умений, педагогической Я-позиции,
овладение современными педагогическими технологиями и приемами обучения, активизирующими познавательную деятельность студентов,
развитие профессионально значимых качеств личности специалиста, стремления к самообразованию, самосовершенствованию и рефлексии,
осмысление сущности и содержания процесса вузовского образования и приобретение навыка подготовки лекций, практических занятий, внеклассных мероприятий. Закрепление умения использовать материалы своей научно-исследовательской работы в подготовке лекций для студентов 1-4 курсов факультета педагогики и практической психологии ЮФУ и учащихся старших классов лицеев, гимназий.