Показатели монопольной власти
Ранее уже говорилось о том, что теоретически монополия понимается как единственный производитель. Однако следует подходить к этому явлению и с позиций доминирования на рынке со всеми вытекающими последствиями, что не обязательно связано с наличием лишь одного производителя. Главное – ограничение конкуренции, установление барьеров входа на рынок. Такая ситуация порой не явна, ее нужно проанализировать, установив доминирование.
Рассмотрение всех предыдущих вопросов позволяет сделать выводы, что главное отличительное свойство монополии связано с наличием рыночной власти – способностью воздействовать на цены, устанавливая цены выше предельных издержек. Величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Но эластичность не одинакова для фирм на различных товарных рынках. Чем это вызвано?
Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы:
1) эластичность рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет, по крайней мере, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти;
2) число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно влияние одной из них на цену;
3) взаимодействие между фирмами. На рынке может быть несколько производителей, но их взаимодействие порой превращает рынок как бы в единого субъекта.
Учет этих факторов позволяет использовать ряд показателей, количественно определяющих степень рыночной (монопольной) власти.
Итак, монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1 / Е).
Опираясь на это положение, А.П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс, который вошел в экономическую теорию под названием индекс (коэффициент) Лернера (IL).
IL = (Pm MС) / Pm = 1 / Е,
где IL – индекс монопольной власти Лернера;
Pm – монопольная цена;
MС – предельные издержки;
Е – коэффициент эластичности спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = P. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет собой положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностями расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки часто заменяют средними издержками. В этом случае исходная формула трансформируется:
IL = (Pm АС) / Pm.
Если умножить числитель и знаменатель на Q (объем продукции), то получим в числителе прибыль (π), а в знаменателе – валовой доход (выручку - TR):
IL = [(Pm АС)∙Q] / Pm.∙ Q = π / TR.
В результате преобразований показатель Лернера отражает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая прибыль не является явным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, то есть не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Другим показателем, характеризующим монопольную власть и отражающим число фирм на рынке, является коэффициент концентрации рынка(CR).
Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке:
CR = [(V1 + V2 + … + Vn ) / Vm] ∙100 (%),
где CR – коэффициент рыночной концентрации;
V1,V2, … ,Vn - объемы производства (поставки) продукции на рынок 1-ым. 2-ым, … n-ым производителем;
Vm – общий объем реализации (поставки) на данном товарном рынке.
Можно (что аналогично) определить CR по сумме долей рынка, занимаемых определенным числом форм:
CR = Д1 + Д2 + Д3 + … + Дn,
где Д1, Д2, Д3, Дn – доли рынка 1-го, 2-го, 3-го, n-го производителя (поставщика).
Доля i-го производителя (поставщика) определяется процентным отношением объема производства (поставки) его продукции на рынок (Vi ) к общему объему товара на рынке:
Дi = Vi ./ Vm.
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (СR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (СR-25) крупнейших продавцов.
Если мы имеем ряд продавцов, ранжированный по их доли продаж на рынке Д1, Д2, Д3, .., Д25, то:
(СR-3) = Д1 + Д2 + Д3;
(CR-4) = (СR-3) + Д4;
(CR-6) = (СR-4) + Д5 + Д6;
(СR-8) = (СД-6) + Д7 + Д8;
(СR-10) = (СR-8) +Д9+Д10;
(СR-25) = (СR-10) + Д11 + Д12 + ... + Д24 + Д25.
Данный показатель отражает степень концентрации рынка, но не отражает модель рынка и степень доминирования одного хозяйствующего субъектов или некоторых. Например, на рынке присутствует один производитель, тогда СR = 100%; на рынке присутствуют два производителя с равными рыночными долями, и тогда СR = 100%; на рынке присутствуют четыре производителя с долями: 1) –70%, 2) – 20%, 3) – 7%, 4) – 3%, и тогда СR = 100%.
Более четкую картину относительно степени монополизации дает такой показатель, как индекс Герфиндаля-Гиршмана (Херфиндаля-Хиршмана) – HHI (IHH). Назван в связи с фамилиями предложивших его ученых. Этот показатель определяется как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами:
IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2,
где IHH – индекс Герфиндаля-Гиршмана;
S1 – удельный вес самой крупной фирмы;
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;
…
Sn – удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, то IHH = 10000 (S1 = 100%, возведенное в квадрат); если две фирмы с равными долями, то IHH = 5000 (502 + 502); если присутствуют четыре фирмы с долями (70%, 20%, 7% и 3%), то IHH = 4900 + 400 + 49 + 9 = 5398.
В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются три типа рынка:
I тип - высококонцентрированные рынки:
при 70% < CR-3 < 100%;
2000 < IHH < 10000;
II тип - умеренно концентрированные рынки:
при 45% < CR-3 < 70%;
1000 < IHH < 2000;
III тип - низкоконцентрированные рынки:
при CR-3 < 45%;
IHH < 1000.
Еще одним показателем, применяющимся для определения структуры рынка и степени доминирования на рынке немногочисленных фирм, является индекс Линда (L).
Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами товара. Рассчитывается по формуле:
L = 1 / [K (K – 1)] ∙ ,
где K - число крупных продавцов (от 2 до N);
Qi - отношение между средней долей рынка i продавцов и долей K-i;
i - число ведущих продавцов среди K крупных продавцов.
Qi = (Ai/i) / (Ak - Ai/K – i),
где Ai - общая доля рынка, приходящаяся на i продавцов;
Ak - доля рынка, приходящаяся на K крупных продавцов.
Индекс Линда используется в качестве определителя "границы"олигополии следующим образом: рассчитывается L для K=2, K=3 и так далее до тех пор, пока LK+1 > LK , то есть не будет получено первое
нарушение непрерывности показателя L.
"Граница" считается установленной при достижении значения LK минимального значения по сравнению с LК+1.
Приведем условный пример расчета индекса Линда.
На федеральном рынке бытовых холодильников действует 15 хозяйствующих субъектов.
Их доля на рынке составляет (в %):
Хозяйствующий субъект №1 – 15,7; №2 – 14,5; №3 – 11,9; №4 – 9,3; №5 – 8,8; №6 – 8,8; №7 – 7,3; №8 – 6,5; №9 – 4,2; №10 – 3,6; №11 –
2,7; №12 – 2,7; №13 – 1,4; №14 – 1,1; №15 – 0,07.
На первые 7 хозяйствующих субъектов приходится 76% рынка. Это дает основание подозревать наличие олигополии. Для определения ее границы был проведен расчет по приведенной выше формуле. Для наглядного восприятия формулы приводим расчет L2 и L3.
k=2, i=1:
Q1 = (15,7/1) / [(15,7 + 14,5) - 15,7)/2-1] = 1,08;
L2 = [1/2(2-1)] ∙ 1,08 = 0,54.
k=3, i=1:
Q1 = (15,7/1) / [(15,7+14,5+11,9) - 15,7)/3-1] = 1,19.
k=3, i=2:
Q2 = [(15,7+14,5) /2] / [(15,7+14,5+11,9) - (15,7+14,5)] /4-1 = 1,19;
L3 = [1/3(3-1)] ∙ (1,19+1,27) = 0,41.
В данном случае расчет был проведен до k=10. Получены следующие показатели:
L2 = 0,54;
L3 = 0,41;
L4 = 0,35;
L5 = 0,30;
L6 = 0,25;
L7 = 0,225;
L8 = 0,208;
_________
L9 = 0,216;
L10 = 0,188.
Нарушение непрерывности произошло при k=9. Следовательно, олигополию образуют 8 первых хозяйствующих субъектов. Характер олигополии – "расплывчатая"[20].
Расчет данных показателей степени монополизации рынка (монопольной, рыночной власти) необходим при проведении антимонопольной политики для выявления доминирования на соответствующем товарном рынке и принятия соответствующих мер.
Антимонопольная политика
Чистая монополия – это единственный производитель. Однако, даже если на рынке присутствуют несколько производителей, они, исходя из принципа рациональности, ведут себя скорее не агрессивно, а миролюбиво, часто договариваются между собой, вступают в объединения. Формы таких объединений – картели, синдикаты, тресты, концерны.
Картель – форма монополистического союза предпринимателей или их объединений, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее обязательный для всех участников объем производства, цены на товары, разграничение рынков сбыта, долю (квоту) каждого участника в общем объеме производства или сбыта и т.д. Предприятия, входящие в состав картеля, сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Картельные соглашения могут носить как формальный (документально оформленный) характер, так и неформальный. Неформальные картельные соглашения особенно опасны для отрасли и экономики страны в целом.
Синдикат – форма монополистического объединения картельного типа с целью устранения конкуренции между его участниками в области сбыта продукции и закупок сырья путем установления контроля над рынком главным образом однородной продукции. В отличие от картеля, в котором участники самостоятельно продают свою продукцию, в синдикате закупки сырья и реализация продукции производится централизованно. Таким образом, участники синдиката сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.
Трест – форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению. Первым трестом считается объединение, созданное Дж. Д. Рокфеллером в 1879 г. под названием «Стандард ойл» и охватившее подавляющую часть нефтяной промышленности США.
Концерн – форма монополистического объединения, характеризующаяся единством собственности и контроля, основанная на акционерной форме собственности и финансовой зависимости участников от головной (держательской) компании, владеющей контрольными пакетами акций участников.
Формой монополистического объединения можно считать и консорциум – временное соглашение между банками или промышленными компаниями, или теми и другими о проведении крупных финансовых операций или реализации крупных промышленных проектов. Цель такого объединения – извлечение монопольных прибылей.
Поскольку монополии и монополистические объединения часто злоупотребляют своим положением, с конца 19-го - начала 20-го века государства начали проводить антимонопольную политику.
Антимонопольная политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монополий. |
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. К таким злоупотреблениям можно отнести: подделку продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей, снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств.
Как мы уже знаем, существуют рынки, на которых конкуренция нежелательна или даже невозможна. Если производство сопровождается существенной экономией от масштаба, то более эффективно в данном случае иметь единственного производителя, чем целую отрасль, состоящую из множества фирм. В условиях такой естественной монополии конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Конкуренция здесь и невозможна в силу того, что крупные фирмы вытеснят мелкие из-за наличия преимущества у крупных фирм в области издержек. Здесь возникает вопрос: если отрасль остается в руках монополиста, как мы можем быть уверены, что потребители получат выгоды, связанные с наличием экономии от масштаба?
Если запретить монополию, то мы получим продукцию, выпускаемую конкурентными фирмами с высоким уровнем издержек, а значит, и с высокими ценами. Монополия же установит очень высокие цены. Выход заключается во вмешательстве государства, которое может осуществляться двояко:
- заставить монопольного производителя производить продукцию в нужном объеме и не допустить монопольного повышения цен;
- ввести государственную собственность на объекты монополизации.
Кроме того, в последнее время возникла дискуссия относительно того, какую фирму можно считать естественной монополией. В России к естественным монополиям относят предоставление услуг по транспортировке нефти и газа по трубопроводному транспорту; предоставление услуг по производству и передаче электроэнергии; железнодорожные перевозки; предоставление услуг транспортными терминалами, портами, аэропортами; предоставление услуг электрической и почтовой связи; водопроводное и канализационное хозяйство; предоставление услуг по электро-, тепло- и газоснабжению.
Появились противники естественных монополий, которые считают, что в связи с изменениями в технике и технологии исчезает главный критерий естественной монополии – эффект масштаба производства, требующий значительных капиталовложений. Поэтому нецелесообразно иметь лишь одну телефонную компанию или электрокомпанию.
Сторонники естественных монополий полагают, что сохранение естественных монополий отвечает стратегическим интересам государства и позволяет держать под контролем жизненно важные и оборонозначимые отрасли, в первую очередь, энергетику, связь, коммуникации, транспорт. Естественные монополии унифицируют железнодорожную колею, вагоны, напряжение в сети электропередач и т.д., что также значимо на страны.
Для естественных монополий государство, как правило, прибегает к ценовому регулировании. Оно устанавливает либо цену на уровне предельных издержек, ввод при этом субсидии и компенсации для фирмы производителя, либо устанавливает цену на уровне средних издержек фирмы-монополиста, так как она при этом ниже нерегулируемой цены, устанавливаемой самой монополией.
В каких же случаях государство прибегает к антимонопольной политике по отношению к искусственным монополиям? Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: 1) концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы; 2) переплетения ведущей фирмы с конкурентами.
Обычно рынок считается безопасным с точки зрения монополизации, когда IHH < 1000 (в США – при IHH < 1400). По приведенной выше формуле легко подсчитать, что это условие выполняется, если доля крупнейшей из фирм меньше 31%, двух крупнейших – 44%, трех – 54%.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии. О картелях уже было сказано и подробнее будет рассмотрено в следующей лекции при анализе иных форм несовершенной конкуренции.
Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.
Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Например, генеральный директор фирмы А может входить в совет директоров компании Б, а глава последней в свою очередь заседать в директорате компании А. Очевидно, что действия обеих фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.
Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют характер сговора, когда внешне соперничающие друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно они запрещены законами большинства развитых рыночных стран и России. Причем, за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.
Регулирование деятельности монополий осуществляется различными методами.
Прежде всего, государство использует антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. |
Первый антимонопольный закон был принят в Канаде в 1889 г.
Однако наиболее сурово к деятельности монополий отнеслись в США. Первым антимонопольным законодательным актом стал закон Шермана[21], принятый в 1890 г., который получил широкую популярность как «хартия экономической свободы». Он был направлен в основном против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и т.п.), направленные на ограничение свободы торговли, а также объявлял вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление. В качестве мер наказания предусматривались штрафы, возмещение убытков, тюремное заключение и даже расформирование виновной фирмы. Закон Шермана был направлен на борьбу с уже существующими монополиями. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914, 1939, 1950 гг.), он распространялся на новые виды деятельности и новые формы соглашений и объединений.
В 1914 г. в США были приняты закон Клейтоиа и закон о Федеральной торговой комиссии (ФТК). В соответствии с законом Клейтона особое внимание уделялось финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также монопольной власти как таковой. Закон Клейтона запретил соглашения об ограничении круга контрагентов, покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Запрещались горизонтальные слияния (объединения фирм одной отрасли). В 1938 г. был принят закон Уиллера-Ли, направленный на защиту прав потребителей (против ложной рекламы и искаженной информации). Принятый в 1950 г. закон Келлера-Кефаувера, обращал внимание на взаимодействие монополистов в сфере материальных активов. Этот закон дополнил закон Клейтона запретом на слияния путем приобретения активов. Запрещались не только горизонтальные слияния, но и вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса). В 80-е гг. американской правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Герфиндаля-Гиршмана (IHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, емли превышал 1800 – высококонцентрированным. В целом, антимонопольное законодательство США носило и носит антитрестовский характер, запрещая горизонтальную (внутриотраслевую) концентрацию.
Антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.
В Западной Европе (Бельгия – 1935 г.; Нидерланды – 1935 г.; Дания – 1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных соглашений. Здесь картели рассматривались как средство борьбы с «излишней конкуренцией», но законы были направлены на то, чтобы не допустить злоупотребление этой формой монополии. В Римском договоре, положившем начало Общему рынку, в статьях 85 и 86 также было установлено запрещение монопольных соглашений. В целом, европейское законодательство считается более мягким с точки зрения объектов и мер наказания, направленным преимущественно на не допущение и устранение картельных соглашений, поэтому, в отличие от американского, его называют антикартельным.
В России в силу исторических особенностей развития страны (наличием государственной, нерыночной, административной монополии практически во всех отраслях и сферах деятельности) антимонопольное законодательство появилось на 100 лет позже – в 1991 г. в связи с принятием закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». К настоящему времени существует пакет законов, касающихся естественных монополий, монополий в финансово сфере, деятельности финансово-промышленных групп, защиты прав потребителей, рекламы и другие, созданы антимонопольные органы.
Российское законодательство имеет и антитрестовскую, и антикартельную направленность. Оно направлено против доминирования какого-то хозяйствующего субъекта или субъектов на рынке и злоупотребления ими в силу своего положения.
Российское законодательство определяет, что доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более. Не признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
Под злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке признается:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
- создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
- установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
Воздействие на монополию с помощью законодательных мер предполагает:
- запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства;
- роспуск существующих монополистических объединений;
- принудительное разделение коммерческой организации или некоммерческой организации либо выделение из их состава одной или нескольких организаций;
- запрет соглашений о ценах и о разделе рынков;
- определение набора предоставляемых услуг;
- разрешение на слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, антимонопольным органом;
- перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Экономическое воздействие осуществляется посредством:
- косвенного регулирования (налогообложение продукции и сверхприбыли);
- прямого регулирования (установление потолков цен, предела нормы прибыли);
- поощрения выпуска товаров-субститутов;
- увеличения импорта.
Как уже не раз подчеркивалось, несовершенная конкуренция представлена большим разнообразием рыночных структур. Чистая монополия – одна из них, характеризующая крайнее состояние отрасли, когда на рынке присутствует лишь одно предприятие. Однако, как уже стало понятно, дело не столько в количестве производителей, сколько в наличии у них рыночной власти, позволяющей доминировать на рынке и влиять на цену продукции. Поэтому антимонопольная политика направлена против рыночного доминирования, которое можно считать монопольным не столько в теоретическом плане, сколько в реальном воплощении. Это означает, что наличие двух или нескольких предприятий, характеризующих уже другую модель рынка, тем не менее, может отражать доминирующий характер поведения хозяйствующих субъектов. Далее, в следующей лекции, вы ознакомитесь с другими видами несовершенной конкуренции и поймете, почему антимонопольная политика, в том числе и антимонопольное законодательство, включают и иные модели рынка в орбиту своих интересов.