Тема 1. Теоретические основы товароведения
Товароведение – это наука о товаре, как о предмете торговли.
Товар– это продукт труда, обладающий способностью удовлетворять конкретные потребности человека и распреджеляемый в обществе посредством торгового обмена.
Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, выражением которой является его цена. Потребительная стоимость товара – это благо для людей. Чтобы стать потребительной стоимостью, товар должен обладать полезгостью, т.е. удовлетворять определенные потребности человека. Изучение товароведения предусматривает широкое использование сведений других научных дисциплин – философии, макро- и микроэкономики, маркетинга, естественных наук – физики, химии, биологии, математики. Технические и технологические дисциплины позволяют изучать формирование качества товаров, причины возникновения дефектов. Смежные специальные торговые дисциплины (управление и организация торговли, финансы, статистика торговли и др.) обогащают товароведение знаниями в области социально-экономических, организационных и правовых вопросов.
Основные задачи товароведения:
- развитие теоретических представлений о товаре как потребительной стоимости, удовлетворяющей различные потребности населения;
- разработка научных принципов и правил классификации и кодирования товаров при компьютеризации процессов управления ассортиментом и качеством товаров;
- участие в разработке требований к качеству товаров, которые закладываются в технико-нормативные правовые акты;
- создание новых методов контроля качества товаров и приборной базы для нее;
- исследование свойств новых товаров, проведение комплексной оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;
- разработка рекомендаций по уходу за товарами в процессе хранения, транспортировки, эксплуатации (потребления).
Классификация товаров
Разобраться в огромном разнообразии товарной массы на рынке в процессе управления ассортиментом и качеством помогает систематизация и классификация товаров.
Систематизация представляет собой упорядочение однородных взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке с помощью определенных методов.
Понятие «классификация» уже. Под классификацией понимается процесс распределения множества на классификационные группировки, и образующаяся при этом система взаимосвязей.
Объект классификации – это элемент классифицируемого множества. Таким элементом может выступать товар, его свойства, материал изготовления, дефекты и т.п.
Признак (основание) классификации– свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В качестве признаков классификации для товаров могут применяться такие: назначение, исходное сырье, способ изготовления и пр.
Группировка (процесс группировки) – это разделение множества на подмножества по одному из признаков. В результате создаются классификационные группировки – подмножества объектов, объединенных признаком общности, полученных в процессе деления, которые могут быть взаимозависимыми или независимыми.
Ступень классификации – очередной этап классификации при иерархическом методе.
Глубина классификации – число (количество) ступеней в данной классификации.
Принципы классификации:
· обозримость;
· оптимальность – классификация должна содержать оптимальное количество классификационных признаков;
· соподчиненность и сопряженность – с другими классификационными группировками;
· полнота;
· обеспечение удобства кодирования и обработки кодов с использованием ЭВМ;
· эффективность
Правила классификации:
· выбор метода классификации зависит от ее цели;
· классификацию следует начинать с более общих признаков;
· классификация должна осуществляться последовательно, от общего к частному, начинаться с наиболее существенных признаков;
· на каждой ступени можно использовать только один признак (основание классификации);
· классификация должна быть непрерывной, проходящей последовательно по всем ступеням;
· классификационные группировки на одной ступени должны исключать друг друга, т.е. один и тот же объект необходимо располагать только в одной группировке данной классификации;
· необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину классификации.