Тема 1. Теоретические основы товароведения

Товароведение – это наука о товаре, как о предмете торговли.

Товар– это продукт труда, обладающий способностью удовлетворять конкретные потребности человека и распреджеляемый в обществе посредством торгового обмена.

Товар как продукт труда имеет двойственный характер. С одной стороны, он является стоимостью, выражением которой является его цена. Потребительная стоимость товара – это благо для людей. Чтобы стать потребительной стоимостью, товар должен обладать полезгостью, т.е. удовлетворять определенные потребности человека. Изучение товароведения предусматривает широкое использование сведений других научных дисциплин – философии, макро- и микроэкономики, маркетинга, естественных наук – физики, химии, биологии, математики. Технические и технологические дисциплины позволяют изучать формирование качества товаров, причины возникновения дефектов. Смежные специальные торговые дисциплины (управление и организация торговли, финансы, статистика торговли и др.) обогащают товароведение знаниями в области социально-экономических, организационных и правовых вопросов.

Основные задачи товароведения:

- развитие теоретических представлений о товаре как потребительной стоимости, удовлетворяющей различные потребности населения;

- разработка научных принципов и правил классификации и кодирования товаров при компьютеризации процессов управления ассортиментом и качеством товаров;

- участие в разработке требований к качеству товаров, которые закладываются в технико-нормативные правовые акты;

- создание новых методов контроля качества товаров и приборной базы для нее;

- исследование свойств новых товаров, проведение комплексной оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;

- разработка рекомендаций по уходу за товарами в процессе хранения, транспортировки, эксплуатации (потребления).

Классификация товаров

Разобраться в огромном разнообразии товарной массы на рынке в процессе управления ассортиментом и качеством помогает систематизация и классификация товаров.

Систематизация представляет собой упорядочение однородных взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке с помощью определенных методов.

Понятие «классификация» уже. Под классификацией понимается процесс распределения множества на классификационные группировки, и образующаяся при этом система взаимосвязей.

Объект классификации – это элемент классифицируемого множества. Таким элементом может выступать товар, его свойства, материал изготовления, дефекты и т.п.

Признак (основание) классификации– свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. В качестве признаков классификации для товаров могут применяться такие: назначение, исходное сырье, способ изготовления и пр.

Группировка (процесс группировки) – это разделение множества на подмножества по одному из признаков. В результате создаются классификационные группировки – подмножества объектов, объединенных признаком общности, полученных в процессе деления, которые могут быть взаимозависимыми или независимыми.

Ступень классификации – очередной этап классификации при иерархическом методе.

Глубина классификации – число (количество) ступеней в данной классификации.

Принципы классификации:

· обозримость;

· оптимальность – классификация должна содержать оптимальное количество классификационных признаков;

· соподчиненность и сопряженность – с другими классификационными группировками;

· полнота;

· обеспечение удобства кодирования и обработки кодов с использованием ЭВМ;

· эффективность

Правила классификации:

· выбор метода классификации зависит от ее цели;

· классификацию следует начинать с более общих признаков;

· классификация должна осуществляться последовательно, от общего к частному, начинаться с наиболее существенных признаков;

· на каждой ступени можно использовать только один признак (основание классификации);

· классификация должна быть непрерывной, проходящей последовательно по всем ступеням;

· классификационные группировки на одной ступени должны исключать друг друга, т.е. один и тот же объект необходимо располагать только в одной группировке данной классификации;

· необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину классификации.

Наши рекомендации