Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и его этнический состав, находит отражение во всей внутриполитической жизни страны, приводя к почти не прекращающимся религиозно-общинным противоречиям и конфликтам. Прежде всего это противоречия между индуистами и мусульманами, но также между индуистами и сикхами, между христианами и другими конфессиями. Соответственно сформировались и три главных района подобных противоречий – в Кашмире, в Пенджабе и в Северо-Восточной Индии.
Индуистско-мусульманский конфликт в Кашмиревот уже полвека дестабилизирует обстановку на стыке Индии и Пакистана.
Самый северный штат Индии – Джамму и Кашмир – отличается по-своему уникальным географическим и геополитическим положением. Достаточно сказать, что здесь сходятся границы пяти государств – Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана. К тому же этот горный район соседствует с лежащей к югу от него густонаселенной Пенджабской долиной, которая служит житницей и для Индии, и для Пакистана. А живут здесь народы, относящиеся к разным этническим общностям и исповедующие разные религии. Неудивительно, что в той или иной степени яблоком раздора Кашмир служит уже тысячу лет. На протяжении этого долгого времени здесь правили и индуисты, и буддисты, и мусульмане, и сикхи. А в середине XIX в. этот район был захвачен Англией и стал княжеством Джамму и Кашмир во главе с махараджей.
Новейшая история Кашмира началась в 1947 г., когда британским парламентом был принят закон о независимости Индии и ее территория оказалась разделенной на два государства – Индию и Пакистан, которые сначала получили статус доминионов. Уже тогда разразилась первая индо-пакистанская война за Кашмир, которая длилась целый год. Затем военные действия велись здесь еще не раз. На протяжении всего этого времени правительства обеих стран предпринимали немало попыток как-то договориться по проблеме Кашмира, были разработаны даже более или менее определенные соглашения. Однако кардинальное решение проблемы до сих пор не найдено. Армии двух стран в Кашмире по-прежнему разделяет лишь линия прекращения огня («линия контроля»), зафиксированная под эгидой ООН еще в начале 1949 г. Но перемирие здесь часто нарушается, число жертв растет, причем действия обеих враждующих сторон нередко отличаются особой жестокостью. Этот затяжной конфликт стал еще более опасным после того, как в 1990-х гг. и Индия, и Пакистан фактически превратились в ядерные державы. В очередной раз состояние «на грани войны» было отмечено здесь в конце 2001 г. – середине 2002 г. Специалисты подсчитали, что, если бы ядерную войну между Индией и Пакистаном не удалось предотвратить, от нее могли бы погибнуть от 500 до 800 млн человек.
В 1962 г. в Кашмире появилась еще одна демаркационная линия, на этот раз между Индией и Китаем. Ее провели после военного конфликта между двумя странами из-за плато Аксайчин («Пустыня белых камней»), которое Китай всегда считал частью Тибета. Поражение Индии в этом конфликте привело к тому, что плато Аксайчин отошло к Китаю. В результате не приходится удивляться полному упадку экономики Кашмира, который при англичанах особенно славился своими горными курортами.
По официальной индийской статистике, штат Джамму и Кашмир занимает площадь 222 тыс. км2. Но фактически Индии принадлежит только южная половина этой территории площадью 94 тыс. км2 (рис. 132). В западной ее части – исторической области Кашмир – живут кашмирцы, в большинстве своем исповедующие ислам. С юга к ней примыкает самая густонаселенная в штате историческая область Джамму, населенная дограми, исповедующими индуизм. Восточнее расположен высокогорный малонаселенный Ладакх, где живут ла-дакхи, приверженцы ламаизма. Общее население трех этих частей в 2003 г. составило 10,2 млн человек. В штате две столицы: летняя – Сринагар и зимняя – Джамму.
Еще две части штата площадью 83 тыс. км2 находятся под контролем Пакистана. Это Северные Территории с населением 1 млн человек, оккупированные им еще в конце 1940-х гг., и Азад Кашмир («Свободный Кашмир») – непризнанное самопровозглашенное государство, обычно включаемое в состав Пакистана, с 3,6 млн жителей. Наконец, на востоке расположено почти не заселенное плато Аксайчин (45 тыс. км2), находящееся под контролем Китая.
По мнению Индии, и Северные Территории, и Азад Кашмир, и Аксайчин должны быть ей возвращены. Пакистан же, напротив, претендует на индийские области Джамму и Кашмир.
Для Индии Кашмир – исторически неотъемлемая часть страны, что вытекает из ее конституции и Акта о присоединении Кашмира. Поэтому контроль Пакистана над северо-западной и северной его частью Индия считает временным и незаконным. Пакистан же полагает, что вопрос о Кашмире окончательно еще не решен, и требует проведения здесь плебисцита под международным контролем, тем более что именно такое решение еще в 1948 и 1949 гг. было принято Советом Безопасности ООН.
Рис. 132. География религий Джамму и Кашмира (по С. А. Горохову)
Нельзя не учитывать и того, что местные исламские сепаратисты провозгласили своей конечной целью либо присоединение Джамму и Кашмира к Пакистану, либо его полную независимость и от Индии, и от Пакистана. От рук боевиков-сепаратистов здесь погибли уже десятки тысяч человек.
Кровавые столкновения индуистов с мусульманами нередко происходят и в других штатах Индии. Так, в декабре 1992 г. индуистские религиозные фанатики разрушили в г. Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджид, чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно преданию, именно в Айодхье – и это описано в «Рамаяне» – правил царь Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция вызвала вспышку индуистско-мусульманских столкновений по всей стране и привела к гибели более 1000 человек. В некоторых других штатах храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттар-Прадеш было введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей – вплоть до создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения стоит фундаменталистская Бхаратия Джаната парти (БДП).
Возникновение религиозно-общинного конфликта в Пенджабеимеет в значительной мере другую предысторию, другие корни. Штат Пенджаб сравнительно невелик по территории, но в то же время он один из самых богатых и процветающих (особенно после успехов «зеленой революции») и мог бы служить своего рода примером для других штатов страны. Однако вот уже полвека в нем складывается обстановка, которая не только не стабилизирует, а, напротив, дестабилизирует общее положение в Индии как демократическом федеративном государстве.
На первый взгляд подобная ситуация представляется весьма нелогичной. Ведь сикхизм возник именно с целью усилить противодействие исламу со стороны индуизма. Его основатель гуру (учитель) Нанак и сам был индуистом и никогда не стремился к разрыву с ним. А вскоре пенджабские сикхи вступили в прямую вооруженную борьбу с мусульманскими правителями Могольской империи, что в XVII в. привело к превращению сикхизма из мирной секты в секту-армию. Тогда же последний из гуру Гобинд Сингх создал так называемую хальсу – сообщество людей, фанатично преданных гуру и готовых умереть за сикхскую веру. С этого времени община сикхов стала представлять собой сплоченное войско. В первой половине XIX в. сикхам удалось даже создать свое Пенджабское государство во главе с махараджей. Но потом оно было завоевано Англией, которая, кстати, стала вербовать в свои наемные войска главным образом сикхов.
Культурно-религиозное, а затем и политическое обособление сикхской общины от индуизма началось еще в первой половине XX в. Когда же в середине столетия возникла перспектива образования самостоятельных Индии и Пакистана, вхождение в состав мусульманского Пакистана было для Пенджаба совершенно неприемлемым, но и в состав Индии – нежелательным. Тогда же было объявлено, что в случае раздела Британской Индии сикхи будут бороться за создание своего государства Халистан («Страна хальсы»), которое могло бы стать своего рода буфером между Индией и Пакистаном. Но этот план осуществить не удалось, и после раздела сикхи выбрали, что называется, меньшее зло – вхождение в состав Индии. После того как в 1966 г. правительство Индии сформировало на основе Пенджаба два штата – пенджабоязычный Пенджаб и хиндиязычную Харьяну – сикхи в первом из них стали уже большинством. Но сикхские сепаратисты этим не удовлетворились. В знаменитом
Золотом храме г. Амритсар они организовали базу своих террористов, а после того как он был взят индийской армией, отношения между сикхами и индуистами еще более ухудшились. Во многих штатах Индии прошли сикхские погромы. Как бы в ответ на это в 1984 г. два сикхских телохранителя премьер-министра Индии убили Индиру Ганди. А в 1986 г. сикхские сепаратисты снова выдвинули идею создания независимого Халистана. В дальнейшем обстановку в Пенджабе удалось несколько нормализовать, но о полном восстановлении сикхско-индуистских отношений говорить еще преждевременно.
Еще один район религиозно-общинных противоречий – это Северо-Восточная Индия,занимающая площадь 225 тыс. км2 с населением 32 млн человек. По сложности этнического состава населения эта часть выделяется даже в таком многонациональном государстве, как Индия: живущие здесь народы и племена говорят на 400 языках и диалектах. Впрочем, при наиболее генерализованном подходе здесь можно выделить три больших этнических сообщества. Это ассамцы, бенгальцы и горные племена. Сильно различаются они и по религиозной принадлежности: среди ассамцев преобладают индуисты, среди бенгальцев – мусульмане, а среди горных племен – христиане, которые восприняли эту религию от европейских миссионеров в период английской колонизации. (Примером может служить народ нага, подавляющая часть которого ныне исповедует христианскую религию.)
После образования независимой Индии на ее северо-востоке, как уже было сказано, правительство сформировало семь новых штатов, причем с учетом этнического состава населения. Но это не устранило всех противоречий между здешними народами и центральной властью, а тем более между местными индуистами, мусульманами, христианами и буддистами. Уже не раз центральному правительству приходилось применять вооруженную силу для борьбы с сепаратистами, провоцирующими беспорядки. И в Ассаме, и в Нагаленде борьба за государственную независимость, то затухая, то вспыхивая с новой силой, продолжается.