Государственное регулирование в сфере обеспечения безопасности продовольственных товаров

Многообразие видов опасности для потребителей товаров, их глубокое воздействие на организм человека вызвали необходимость решительных мер противодействия. В 1985 году на пленарном заседании ООН были приняты «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей». Правительствам стран – членов ООН рекомендовано в целях обеспечения безопасности товаров при их надлежащем использовании разработать соответствующую правовую систему, положение о безопасности товаров, либо использовать национальные или международные нормы, а также вести учет случаев небезопасного использования отдельных товаров. Правительствам было предложено создать условия для проверки и выдачи свидетельств о безопасности, качестве и технических характеристиках основных потребительских товаров. Рекомендовано также разрабатывать и поддерживать принятие правовых и административных мер, позволяющих потребителям в случае необходимости получать законную компенсацию путем применения специальных процедур, которые должны быть оперативными, справедливыми и доступными.

Международные стандарты ИСО создают уверенность в продуктах, которые мы едим или пьем, гарантируя использование одного и того же рецепта, когда дело доходит до качества пищевых продуктов, безопасности и эффективности. Стандарты ИСО обеспечивают платформу для разработки практических инструментов через взаимопонимание и сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами – от сельскохозяйственных производителей до производителей продуктов питания, лабораторий, регулирующих органов, потребителей.

Стандарты ИСО помогают организациям выявлять и контролировать угрозы, связанные с безопасностью пищевых продуктов. Поскольку большинство современных продуктов питания постонно пересекают международные границы, для гарантии безопасности глобальной цепи поставок необходимы международные стандарты.

Серия стандартов ISO 22000 содержит ряд стандартов, каждый из которых посвящен различным аспектам управления безопасностью продуктов питания:

ISO 22000:2005 содержит общее руководство для управления безопасностью продуктов питания;

ISO/TS 22004:2005 содержит руководства по применению ISO 22000;
ISO 22005:2007 занимается вопросами прослеживаемости в цепях пищевых продуктов и кормов;

ISO/TS 22002-1:2009 описывает специальные предпосылки для производства продуктов питания;

ISO/TS 22002-3:2011 описывает специальные предпосылки по ведению сельского хозяйства;

ISO/TS 22003:2007 содержит руководства для органов по аудиту и сертификации.

В России правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Законом РФ "О защите прав потребителей" (в ред. федеральных законов от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ; от 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ; от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, от 03.06.2009 № 121-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ), Федеральным законом "О техническом регулировании", Техническим регламентом Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», правовыми актами Российской Федерации.

Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение полной и достоверной информации о товарах и их изготовителях. Согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" для товаров, на которые в законодательных актах и стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки годности, о чем также должен быть информирован покупатель. Вред, причиненный жизни и здоровью потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока годности.

В связи с этим законом государственная защита прав потребителей возлагается на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая направляет:

• в пределах своей компетенции изготовителям (продавцам) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе продажи товаров с истекшим сроком годности и отсутствием достоверной и достаточной информации;

• материалы о лишении лицензии на осуществление со­ответствующего вида деятельности в орган, выдавший ее; в органы прокуратуры о возбуждении уголовных дел, связанных с нарушением прав потребителя.

Роспотребнадзор (его территориальные органы) имеет право обращаться в суд, предъявлять иски в суд в защиту прав потребителей при их нарушении, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, про­давца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Для защиты своих прав потребитель может обратиться в территориальные органы Роспотребнадзора, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Территориальные органы Роспотребнадзора вправе:

• рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

• извещать федеральные органы исполнительной власти о выявлении товаров ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды;

• прекращать или приостанавливать продажу товаров без достоверной или достаточной информации;

• обращаться в суды в защиту прав потребителей (ст. 44 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Общественные объединения потребителей вправе проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, представляющих вред и угрозу здоровью и жизни потребителя и др. (п. 2 ст. 45 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Территориальные органы управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организуют и осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственных товаров в предприятиях пищевой промышленности, торговли и общественного питания. В ходе надзорных мероприятий осуществляется отбор проб сырья, готовой продукции для лабораторных испытаний с целью оценки соответствия их гигиеническим нормативам качества и безопасности. Оценка проводится согласно требованиям: Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», Технических регламентов, ГОСТов, Технических условий.

В случае несоответствия товаров требованиям по безопасности, выявленного в результате контроля, указанные выше органы государственного надзора:

• направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров, отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей;

• предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям), продавцам;

• направляют материалы в суд на временный запрет деятельности и административное приостановление деятельности до 90 суток в случае угрозы жизни или здоровью людей;

• налагают штрафы за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение их предписаний изготовителем, а также за причинение ущерба потребителям товарами, не отвечающими требованиям по безопасности, и нарушение правил сертификации товаров органами сертификации и испытательными лабораториями.

• проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления при их транспортировке, хранении и реализации, а также соблюдения санитарно-эпидемиологических требований технологических процессов, качества при изготовлении продукции предприятиями-производителями; принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; приостанавливают реализацию товаров, не соответствующих обязательным требованиям стандартов по качеству и безопасности;

• рассматривают письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий; осуществляют контроль за наличием у продавца или изготовителя документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (декларации о соответствии, сертификаты соответствия).

Предприятия-изготовители и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается ими на основании государственных стандартов и технических документов (ст. 22 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ст.32 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" призван регулировать отношения в области обеспечения человека безопасными и качественными пищевыми продуктами. Он предписывает, какие пищевые продукты, материалы и изделия могут находиться в обороте, а какие признаки делают пищевые продукты необоротоспособными. При этом некачественными и опасными для здоровья человека признаны пищевые продукты и изделия, не соответствующие требованиям нормативных документов и представленной информации, имеющие явные признаки недоброкачественности, не имеющие удостоверений качества и других сопроводительных документов, без установленных сроков годности или с истекшим сроком годности, а также не имеющие маркировки, содержащей информации о товаре.

Владелец некачественных или опасных продуктов обязан самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля изъять их из оборота. В противном случае такие пищевые продукты конфискуются (ст. 24 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов").

Некачественные и опасные пищевые продукты, изъятые из оборота, подлежат санитарно-гигиенической, ветеринарно-санитарной товароведной или другой экспертизе, проводимой органами госнадзора и контроля для определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых

продуктов.

Пищевые продукты, имеющие явные признаки недоброкачественности и представляющие в связи с этим угрозу жизни и здоровью человека, владелец которых не может подтвердить их происхождение, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. Владелец сам вы­бирает способы и условия утилизации или уничтожения опасных пищевых продуктов и согласовывает их с органом госнадзора и контроля, вынесшим соответствующее постановление.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и

безопасности пищевых продуктов осуществляется также органами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Федеральной службы по ветеринарному надзору (Россельхознадзор), а также находящимся в ее ведении Федеральным центром оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки. Полномочия этих органов государственного надзора и контроля, порядок осуществления государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль в соответствии со своей компетенцией за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, а также услуг, оказываемых в сфере общественного питания.

В соответствии с Федеральным законом РФ N 184-ФЗ 2002 г. "О техническом регулировании" обязательные требования могут устанавливаться только техническими регламентами, имеющими статус федеральных законов. К этим требованиям отнесены исключительно требования, направленные на обеспечение безопасности продукции, в том числе процессов, связанных с ее производством, хранением, транспортировкой, реализацией и утилизацией, а также запрет введения потребителей в заблуждение относительно безопасной продукции.

Однако, несовершенство и противоречивость ряда положений этого федерального закона не позволили сформировать эффективную систему государственного регулирования в области обеспечения безопасности продукции и связанных с ней процессов, стали причиной многочисленных дискуссий и критики в среде ученых, специалистов, представителей бизнеса и общественных организаций.

Наши рекомендации