Факторы формирования конкурентоспособности региона

Каждое территориальное образование обладает определёнными факторами производства, необходимыми для деятельности экономических субъектов в разных отраслях. При этом отдельные группы факторов являются исторически сложившимися, а иные создаются. Поэтому для развития конкурентоспособности региона важна не только совокупность факторов в определённый промежуток времени и скорость создания новых, но и эффективное их использование. Факторы конкурентоспособности, имеющиеся у региона, могут указывать, например, на наличие в нём определённых условий для выгодного размещения производств, комфортных условий для проживания населения, на желание туристов его посещать.

Совокупность применяемых факторов в разных территориальных образованиях разная. Регионы достигают конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые или высококачественные факторы, которые значимы в межрегиональной конкуренции. Так, близкое расположение Владимирской области к Москве на важной транспортной магистрали, соединяющей центр России и её восточную часть, способствовало развитию в регионе пищевой промышленности с привлечением иностранных инвестиций.

Традиционно в экономической литературе в качестве факторов выделяются труд, земля, природные ресурсы и капитал. В. И. Фомичев предложил несколько иную классификацию факторов[33]:

• людские ресурсы, которые характеризуются количеством, квалификацией и стоимостью рабочей силы, а также продолжительностью нормального рабочего времени и трудовой этикой. Эти ресурсы подразделяются на многочисленные категории, так как для каждой отрасли требуется определенный перечень конкретных категорий работников;

• физические ресурсы, которые определяются количеством, качеством, доступностью и стоимостью земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников электроэнергии и др. К ним также можно отнести климатические условия, географическое положение и даже часовой пояс;

• ресурс знаний, т.е. совокупность научной, технической и коммерческой информации, влияющей на товары и услуги. Этот запас сосредоточен в университетах, исследовательских организациях, банках данных, литературе и т.д.;

• денежные ресурсы, характеризующиеся количеством и стоимостью капитала, который может быть направлен на финансирование промышленности;

• инфраструктура, включающая транспортную систему, систему связи, почтовые услуги, перевод платежей между банками, систему, здравоохранения и др.

Факторы конкурентоспособности региона можно разделить на исторически сложившиеся (наследуемые) и вновь созданные. К исторически сложившимся факторам относятся географическое положение, природные ресурсы, климатические условия и т.д. Повлиять на данные факторы возможно путём незначительных капитальных вложений. Эти факторы оказывают значительное влияние в основном на развитие добывающих отраслей и показатели сельскохозяйственного производства. К вновь созданным факторам относятся современное развитие инфраструктуры, высококвалифицированная рабочая сила, инновации и т.д. Именно эти факторы имеют наибольшее значение в развитии территориальной конкурентоспособности, так как позволяют достичь конкурентного преимущества более высокого уровня.

Развитие конкурентоспособности региона, как и страны в целом, согласно М. Портеру, осуществляется по следующим четырём стадиям: конкуренция на основе факторов производства, конкуренция на основе инвестиций, конкуренция на основе нововведений, конкуренция на основе богатства[34]. Конкурентное преимущество региона на первой стадии обеспечивается благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе. На второй стадии – на основе агрессивного инвестирования в образование, технологии, лицензии. На третьей стадии – за счёт создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций. На четвёртой стадии - за счёт уже созданного богатства. В современных условиях рекомендуется делать упор на стадию инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию[35].

По мнению М. Портера, обеспечение конкурентных преимуществ конкретных стран осуществляется на основе так называемого «правила ромба» (рисунок 8), т.е. создания четырех основных предпосылок, которые каждое государство старается поддерживать для отраслей экономики[36].

1. Условия для факторов. Позиция страны в факторах производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы и инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.

2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг. Страна получает конкурентное преимущество в тех отраслях, в которых внутренний спрос обеспечивает компаниям представление о потребностях покупателей. Требовательные покупатели оказывают давление на компании, вынуждая их внедрять инновации и производить лучшую продукцию.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Родственные и поддерживающие отрасли обеспечивают инновации и модернизацию, основываясь на тесных деловых контактах с использованием коротких коммуникационных линий, быстрого и постоянного доступа к информации, обмениваясь идеями или инновациями.

4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия для создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции. Например, наличие нормативных правовых актов, защищающих право собственности.

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис. 8. Детерминанты конкурентных преимуществ страны

Все названные составляющие успеха тесно взаимосвязаны, причем действие одного часто зависит от состояния трех остальных. Например, требования покупателей к качеству продукции не приведут автоматически к её улучшению или появлению новой, если качество трудовых ресурсов не позволит компаниям добиваться соответствия требованиям покупателей. Конкретные недостатки в факторах производства не будут стимулировать обновление, если конкуренция недостаточно сильна и цели, которые ставит перед собой компания, не подкрепляются существенными инвестициями. В целом слабая позиция любой из составляющих будет ограничивать возможности конкретной отрасли прогрессировать и обновляться, а стране повышать свою конкурентоспособность[37].

Элементы, составляющие систему конкурентных преимуществ в ромбе, обладают и свойством взаимного усиления. Эффектом системного характера «ромба» является то, что страны и их территориальные образования достаточно редко имеют только одну конкурентоспособную отрасль. Правило ромба формирует окружение, которое поддерживает кластеры конкурентоспособных отраслей. Конкурентоспособные отрасли не разбросаны в экономике бессистемно, они обычно связаны друг с другом вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтальными (общие потребители, технологии, каналы) связями. Также они тяготеют к концентрации в географическом плане.

Роль государственных органов исполнительной власти состоит в том, чтобы создавать определённые условия для успешного развития компаний - поощрять позитивные изменения, способствующие развитию внутренней конкуренции, стимулировать внедрение инноваций. Следует учитывать, что органы исполнительной власти играют ограниченную роль, так как не способны создавать новые конкурентоспособные отрасли, при этом их влияние на субъекты экономических отношений может быть как положительным, так и отрицательным. Их влияние будет успешным только в сочетании с благоприятными условиями, обозначенными в ромбе:

на параметры факторов - через субсидии, политику в отноше­нии рынка капитала и др.;

на параметры спроса - путем установления различных стандар­тов и осуществления государственных закупок;

на условия развития родственных отраслей и отраслей-поставщи­ков — посредством контроля над средствами рекламы или регулиро­вания развития инфраструктуры;

на стратегию предприятий, их структуру и соперничество — через налоговую и бюджетную политику, антимонопольное законодательство, путем регулирования инвестиций и т.д.

Взгляд зарубежных учёных на факторы конкурентоспособности обобщён Н. А. Николаевой[38]. Например, по мнению И. Бегга, в качестве основных общих факторов конкурентоспособности региона следует рассматривать: изменения в соотношении секторов экономической деятельности и «макровлияние» на регион, характеристики компаний (формы собственности, величина фирм и т.д.), среду, в которой осуществляется бизнес, и способность к инновациям и обучению (рисунок 9).

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис.9. Схема конкурентоспособности региона по И. Беггу

И. Брамезза отмечает, что присутствие определённых локализационных факторов (атрибутов) в регионе создает положительный эффект. К таким факторам, например, относятся бизнес-услуги высокого качества, квалифицированная рабочая сила и т.д. Кумулятивный эффект локализационных факторов представляет потенциал региона в его возможности стать привлекательным местом для некоторых видов экономической деятельности. Дж. ван дер Борг, И. Брамезза выделяют следующие две группы факторов привлекательности региона для конкретных секторов, видов деятельности, а также определяют функции, которые потенциально могут выполняться регионом:

- структурные факторы: эффективная инфраструктура, достаточное предложение основных услуг, предоставляемых в регионе, высокое качество среды жизни и эффективная региональная политика;

- функциональные факторы (т.е. функции, которые регион может выполнять): существует ли возможность региону стать распределительным центром, местом размещения международного бизнеса, центром инновационной деятельности, важным узлом в информационной (коммуникационной) сети, международным центром культуры.

Б. М. Гринчелем предложена схема цикла повышения конкурентоспособности региона на основе анализа факторов стратегии активного развития (рисунок 10). Как следует из схемы, цикл включает семь основных этапов поступательного повышения конкурентоспособности региона, при этом важная роль здесь отводится субъектам регионального управления[39].

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис. 10. Цикл повышения конкурентоспособности региона

В. Е. Андреев при определении конкурентоспособности региона взял за основу показатели уровня жизни и инвестиционной привлекательности, а в качестве основы для оценки конкурентоспособности – механизм ценообразования (рисунок 11). При этом в основе конкурентоспособности региона лежат факторы ценообразования, как имеющие определенную специфику для каждого регионального рынка, так и тесно связанные между собой[40].

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис. 11. Составляющие конкурентоспособности региона

Следует отметить, что проведённый анализ не является исчерпывающим. Существует множество других точек зрения в отношении факторов, определяющих региональную конкурентоспособность. Среди них также называют территориальную доступность, стоимость рабочей силы, развитие средств коммуникации, привлекательность среды, а также благоприятные условия региональной политики.

Проведённый анализ позволяет заключить, что состояние региона в наиболее общем виде определяется конкурентоспособностью:

- органов государственной власти и системы управления;

- отраслей экономики и бизнеса;

- общества и граждан.

На основании обобщений, сделанных выше, можно выделить следующие факторы, формирующие конкурентоспособность региона (рисунок 12):

- социальные факторы – определяют общее направление процесса управления конкурентоспособностью региона. К данным факторам относится, прежде всего, уровень жизни населения;

- экономические факторы – характеризуют общее экономическое положение региона на фоне прочих регионов и определяют текущее состояние конкурентоспособности региона, позволяют выявить наиболее привлекательные конкурентные ресурсы региона, обеспечивающие перспективные направления его развития;

- общественно-политические факторы – влияют на дальнейшее развитие конкурентоспособности региона путем формирования благоприятных институциональных предпосылок;

- научно-технические факторы – характеризуют способность региональной экономики к модернизации и инновациям;

- экологические факторы – способствуют привлечению в регион трудовых ресурсов, инвестиций, открытию новых производств;

- институциональные факторы – характеризуют развитость институтов государственного управления, эффективность их деятельности.

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис. 12. Факторы, определяющие конкурентоспособность региона

Проведённый анализ факторов конкурентоспособности региона позволяет их систематизировать и дополнить новыми, разделив на объективные и субъективные (рисунок 13).

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис. 13. Классификация объективных и субъективных факторов,

определяющих конкурентоспособность региона

Постиндустриальное общество базируется на новых отраслях экономики, где сконцентрирован высокий интеллектуальный потенциал. Технологической базой конкурентоспособности региона являются высокотехнологичные отрасли, базирующиеся на научных достижениях, научно-техническом прогрессе, инновационных и инвестиционных процессах, обусловливающих их массовое потребление (рисунок 14).

Факторы формирования конкурентоспособности региона - student2.ru

Рис. 14. Технологическая база повышения конкурентоспособности

региона

Делая некоторые обобщающие выводы можно подчеркнуть, что конкурентоспособность территории формируется сбалансированным развитием всех факторов. С одной стороны, попытки активного развития отдельной группы факторов неизбежно столкнутся со сдерживающими условиями, обусловливающими состояние отстающих в развитии факторов. С другой стороны, комбинация разных групп факторов обладает синергетическим эффектом, то есть усиливает их совместное развитие.

Наши рекомендации