Научные категории «конкуренция» и «конкурентоспособность»: сущность и смысловое значение

Повышение конкурентоспособности страны на основе модернизации экономики – одно из приоритетных направлений экономической политики органов государственной власти на протяжении последних лет. И это не случайно. Значительная часть отечественной промышленности требует радикальной модернизации. Остро необходимы снижение издержек производства, повышение качества производимых товаров, работ и услуг, эффективности систем управления. Путь к росту производства лежит через активизацию инвестиционной деятельности, повышение отдачи инновационных факторов развития. Надо ориентироваться на сектора экономики, обладающие уникальными высокими технологиями и имеющие потенциальные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики - по величине налоговой нагрузки, уровню безопасности страны и ее граждан, гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, развитии экономических свобод, качестве институтов управления.

В этих условиях необходимо действовать на опережение, создание основ национальной конкурентоспособности там, где мы можем получить будущие выгоды и преимущества. Необходимо создавать новые эффективные предприятия, внедрять передовые технологии. Такой подход – неотъемлемая часть идеологии современного развития России.

Каждое государство сильно своими территориями. Интенсивное социально-экономическое развитие субъекта Федерации, повышение качественного уровня жизни его граждан зависит наряду с иными факторами и от того, насколько тот или иной регион может самостоятельно развиваться, не обращаясь за финансовой помощью к федеральным органам власти. Это обусловливает необходимость определения роли и места региона в экономическом пространстве России, его потенциальных возможностей и перспектив развития. Выбор наиболее предпочтительной траектории развития региона требует анализа всех возможных альтернатив и критического подхода к каждой из них. Для решения данной задачи представляется целесообразным применение таких экономических категорий, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество». В целях лучшего понимания смыслового значения данных категорий рассмотрим их определения, сформулированные рядом авторов.

Многие исследователи, например, А. Л. Гапоненко, Л. Н. Качалина, А. П. Панкрухин, Р. А. Фатхутдинов, Т. Г. Философова сошлись во мнении, что первоначально теория конкуренции была обобщена Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» (1776 г.), где конкуренция отождествляется с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров»[8].

Существуют и иные определения понятия «конкуренция», приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Примеры определения понятия «конкуренция»

Автор Определение
М. Портер Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты[9].
А. Л. Гапоненко А. П. Панкрухин Конкуренция – процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции, за долю на рынке[10].
Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева Конкуренция – состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике[11].
Л. Н. Качалина Конкуренция – это соперничество рыночных субъектов, преследующих одну и ту же цель, борьба за наиболее выгодные условия[12].
Р. А. Фатхутдинов Конкуренция – процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами на конкретном рынке (территории)[13].
Г. В. Гутман, О. В. Лаптев Конкуренция (от лат. concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей[14].
А. Н. Фоломьёв Конкуренция (от лат. concurro – сталкиваюсь) – характер взаимосвязей, взаимодействия отношений, отличительными чертами которого является борьба, соперничество за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров, рынки сбыта, источники ресурсов, результаты научно-технического прогресса, выгодные условия кредита, приобретение товаров и прочее преимущественно в ущерб многим другим участникам рыночного обмена[15].


Конкурентоспособность, в свою очередь, многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач. В литературе существует много различных определений конкурентоспособности[16]. Это понятие может быть применено к товару, услуге, предприятию, региону и т. д. Примеры определений понятия «конкурентоспособность» приведены в таблице 2.

Таблица 2

Примеры определения понятия «конкурентоспособность»

Автор Определение
Л. Н. Качалина Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или субъектами рыночных отношений[17].
А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин Конкурентоспособность - способность конкурировать на том или ином рынке[18].
Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева Конкурентоспособность – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют моды, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса[19].
И. Р. Курнышева, И. А. Погосов, С. Н. Сильвестров Конкурентоспособность есть свойство овеществлённого товара, услуги или субъекта рыночных отношений выступать на рынке лучше, либо на равных с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или субъектами рыночных отношений. Конкурентоспособность национальной экономики – способность страны поставлять на мировой рынок товары и услуги по ценам их возможной реализации[20].
М. И. Гельвановский, В. М. Жуковская, И. Н. Трофимова, Н. Т. Чертко Под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования[21].
Ш. М. Валитов А. Р. Сафиуллин Конкурентоспособность для социально-экономической сферы означает обладание возможностями, позволяющими противостоять конкурентам[22].

Обобщая смысловые значения, приведенные в таблице 2, можно выделить следующие основные характеристики категории «конкурентоспособность»:

- относительная величина, получаемая при сопоставлении отдельных показателей конкурентов-аналогов (например, страна – страна, регион – регион, предприятие конкретной отрасли экономики – аналогичное предприятие) за определённый промежуток времени;

- различается в зависимости от субъекта и объекта конкуренции;

- определяется третьим субъектом, участвующим в конкурентной борьбе в качестве потребителя предмета конкуренции, создаваемой конкурентами;

- выражается степенью соответствия создаваемой ценности требованиям потребителей;

- оценивается набором качественных и количественных показателей;

- «уровень конкурентоспособности отражает эффективность конкурентной борьбы. Изменение уровня конкурентоспособности определяется набором некоторых свойств, характерных для конкурентного поведения экономического субъекта. Если эти свойства обеспечивают положительную динамику конкурентоспособности и усиление конкурентного положения, они становятся преимуществами»[23].

Конкурентоспособность отдельной страны М. Портером увязывается со способностью промышленности страны к инновациям и модернизации[24].

Национальная и региональная конкурентоспособность представляет собой совокупность факторов, влияющих на уровень производительности экономики стран и регионов, который, в свою очередь, обеспечивает устойчивое экономическое развитие и процветание. В более узком смысле конкурентоспособность – это набор условий для существования и развития бизнеса в стране или регионе, включая привлекательность для иностранных инвестиций[25].

Конкурентоспособность региона можно определить как способность территории производить продукцию и оказывать услуги, соответствующие требованиям зарубежных рынков, одновременно поддерживая высокий и стабильный уровень доходов своего населения. В широком смысле региональная конкурентоспособность - это возможность регионов в условиях международной конкуренции обеспечивать сравнительно высокие доходы и уровень занятости населения[26].

А. З. Селезнёв[27] предлагает под конкурентоспособностью региона понимать обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, характеризуемое определённой группой показателей (индикаторов), адекватно отражающими его состояние и динамику.

А. П. Панкрухин даёт следующее определение конкурентоспособности региона – комплексная характеристика его роли и места в экономическом пространстве страны, среди приграничных регионов, в основе которой – способность обеспечить высокий уровень жизни населения, а также возможность реализовать имеющийся в регионе и привлекаемый им извне потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.)[28].

Р. А. Фатхутдинов под конкурентоспособностью региона понимает его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения[29].

Группа авторов под руководством В. И. Видяпина под конкурентоспособностью региональной экономики понимают способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования – устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни населения.

Таким образом, подавляющая часть авторов, формулируя определение региональной конкурентоспособности, сходится во мнении, что она определяет обеспечение высокого уровня жизни населения региона, которое реализует в данном регионе свои экономические интересы и удовлетворяет личные потребности.

Конкурентоспособность региона обеспечивается за счёт определённых преимуществ перед иными регионами. В толковых словарях под дефиницией «преимущество» понимается превосходство, качество, возвышающее кого-нибудь, что-нибудь или дающее кому-нибудь перевес над другими.

Оценка уровня конкурентоспособности территориального образования определяется набором определённых свойств, характерных для него как для экономического субъекта. При условии, когда эти свойства обеспечивают положительную динамику конкурентоспособности, они становятся преимуществами. Сущность конкурентного преимущества Ш. М. Валитов и А. Р. Сафиуллин определяют как совокупность (уникальное сочетание) реальных или потенциальных факторов, влияющих на рост конкурентоспособности и достижение успеха в конкурентной борьбе. По мнению данных авторов, конкурентные преимущества представляют собой факторное условие конкуренции, а конкурентоспособность – уровень успеха, достигнутого в конкурентной борьбе[30].

Таблица 3

Примеры определения смыслового значения понятия

«конкурентное преимущество»

Автор Определение
Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент. – М.: Эксмо, 2006. – 464 с. Преимущество над другими участниками рынка, обеспечиваемое лучшей организацией управления, более высоким качеством товара, более низким уровнем затрат, более совершенной технологией, структурой капитала, обладанием природными богатствами, а также характером макроэкономической политики страны и пр.
Стратегическое управление: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – 3-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – 464 с. Конкурентное преимущество товара - такое его свойство, которое позволяет данному товару на рынке успешно конкурировать с аналогичными товарами
Валитов Ш. М., Сафиуллин А. Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики. – М. : ЗАО «Издательство "Экономика"», 2010. – 254 с. Конкурентные преимущества территории – совокупность экономических, политических, финансовых, социально-культурных, этнических, организационно-правовых и географических факторов, присущих территории, которые являются основанием для формирования критериев привлекательности вложениия капитала, позволяют обеспечить высокую производительность и качество жизни.

Таким образом, анализ взглядов разных учёных на сущность конкурентных отношений, характеризуемых понятиями «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентное преимущество», позволяет сделать вывод, что они (конкурентные отношения) являются стимулом к динамичному социально-экономическому развитию территориальных образований.

Различия в национальных ценностях, культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии вносят вклад в достижение успешной конкурентоспособности как страны в целом, так и отдельных её территориальных образований. При этом существуют и определённые различия в структуре конкурентоспособности как для каждой страны, так и для её регионов: по территориальному и социально-экономическому положению, сырьевым, производственным запасам, трудовым ресурсам. В конечном итоге конкретно взятая страна, регион достигают определённого успеха в тех или иных отраслях в связи с тем, что их внутренние особенности оказываются наиболее благоприятными и перспективными. Сильную экономику формируют динамично развивающиеся отрасли и прогрессивные компании, которые добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций как в виде новых технологий, так и в виде новых методов работы. Инновации могут быть в новом дизайне, процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новых методах повышения квалификации работников. В своем большинстве инновации оказываются достаточно простыми, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений и достижений, чем на едином, крупном технологическом прорыве. При этом М. Портер обращает внимание на необходимость вложения капитала в повышение квалификации и получение новых знаний работниками, в физические активы и повышение репутации торговой марки. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, тем самым давая принципиально новые возможности на рынке или же позволяющие занять те сегменты рынка, на которые другие конкуренты не обратили внимания. Например, в таких отраслях, как автомобилестроение и производство бытовой электротехники, японские компании добились конкурентных преимуществ и вывели Японию в число ведущих мировых держав в данных отраслях экономики за счёт особого внимания к компактным моделям, имеющим меньшие размеры, потребляющим меньше энергии, которыми пренебрегали их иностранные конкуренты, считая такие модели менее выгодными и привлекательными[31].

Конкурентоспособность региональной экономики, как и страны в целом, должна базироваться на инновационном типе воспроизводства, характеризующемся:

- повышением роли человеческого потенциала;

- развитием высокотехнологичных отраслей экономики;

- возрастанием доли фундаментальных, прикладных научных исследований и разработок и доведением их до внедрения в производство;

- увеличением количества в регионе и стране в целом предприятий, осуществляющих разработку и выпуск инновационной продукции;

- наличием эффективной стратегии инновационного развития страны, региона, муниципалитета, направленной на освоение новых технологий, создание условий для разработки, внедрения в производство и реализацию новой продукции.

В настоящее время на российском рынке идёт жёсткая конкурентная борьба между регионами. Региональные чиновники ведут активную работу с федеральными министерствами и ведомствами за предоставление региону наиболее благоприятных экономических условий по сравнению с другими, дополнительных трансфертов, отстаивают интересы крупных структурообразующих предприятий региона, самостоятельно налаживают международные связи, разрабатывают мероприятия по поддержке малого бизнеса и т.д.

Нельзя сбрасывать со счетов и жёсткую финансовую политику федеральных органов власти, когда дополнительные финансовые ресурсы выделяются не только на определённых условиях софинансирования, но и с учётом качества управленческой деятельности региональных органов власти.

Система конкурентоспособности региона включает:

1) институты управления территориальной конкурентоспособностью;

2) субъекты конкурентоспособности (кто управляет) – органы представительной и исполнительной власти;

3) объекты конкурентоспособности (кем, чем управляют) – отрасли экономики, предприятия, организации, учреждения;

4) конкурентные ресурсы региона - совокупность материальных и нематериальных активов региона, которые имеют ценность как объекты рыночных отношений или способствуют повышению привлекательного имиджа региона, используются для создания новых конкурентных преимуществ, способствуют привлечению внимания потребителей к данному территориальному образованию;

5) факторы конкурентоспособности – могут быть внутренние и внешние, объективные и субъективные. Факторы конкурентоспособности определяют наличие у региона определенных условий, пользующихся наибольшим спросом потребителей при решении вопросов о размещении новых производств, развитии туризма, перемещении грузов, поселении на постоянное место жительства и др. Факторы конкурентоспособности и их значимость имеют свойство изменяться во времени, в зависимости от характера, особенностей и предпочтений самих потребителей. Органам государственной власти важно системно изучать все факторы, проводить их мониторинг в целях эффективного управления ими или же, наоборот, с целью отказа от бесперспективного развития в тех отраслях экономики, где шансы на привлечение или сохранение потребителя сведены к нулю;

6) показатели региональной конкурентоспособности (критерии оценки).

Все названные составляющие структуры конкурентоспособности региона взаимосвязаны между собой и образуют определённую целостность, т.е. обладают признаками системы. Территориальной конкурентоспособности, как любой системе, «присуща способность развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными (частными) целями и средствами их достижения»[32].

Эффективное управление всеми составляющими элементами структуры приводит к усилению конкурентных позиций региона, которые характеризуются совокупностью факторов, зависят от наличия и использования конкурентных ресурсов региона.

На уровень конкурентоспособности региона оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести состояние мирового рынка (капитала, экономического развития), социально-политическую ситуацию в стране, качество государственного регулирования рыночной экономики, благоприятный экономический климат, устойчивость финансово-кредитной системы и денежного обращения, к внутренним – географическое положение, природные условия и запасы полезных ископаемых, состояние регионального рынка капитала, труда, товаров, степень развития инфраструктуры, технологический уровень развития и структуру производства региональных предприятий. Каждый из названных факторов зависит от множества иных, определяющих их состояние и возможности. В совокупности же они оказывают влияние на уровень инвестиционной привлекательности региона, его инновационный потенциал, качество жизни граждан, которые, в свою очередь, зависят от эффективности государственного управления. Укрупнённая структура формирования конкурентоспособности региона представлена на рисунке 7.

Научные категории «конкуренция» и «конкурентоспособность»: сущность и смысловое значение - student2.ru

Рис. 7. Укрупнённая структура формирования

конкурентоспособности региона

Исходя из приведённых определений, можно заключить, что понятие территориальной конкуренции базируется на теории конкуренции между хозяйствующими субъектами (предприятиями). Современный этап развития экономики характеризуется усложнением экономических взаимосвязей, ростом наукоёмкости во всех отраслях экономики. В данных условиях повышаются требования к региональной инфраструктуре в области науки и техники, предоставлению качественного образования, развитию коммуникаций, достоверной информации и обеспечению к ней доступа населения. В решении вопросов формирования благоприятных условий экономической среды, развития и сохранения конкурентных преимуществ региона особая ответственность ложится на органы исполнительной и представительной власти.

Наши рекомендации