Государственная регистрация товарного знака.
Правовая охрана товарного знака (торговой марки) в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, регулируются Гражданским кодексом РФ, часть четвёртая, «Право на товарный знак и право на знак обслуживания».
Товарный знак (торговая марка) может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Заявка на регистрацию товарного знака (торговой марки) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Порядок регистрации товарного знака
Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать:
- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства;
- заявляемое обозначение (8 шт. размером 8х8 см.) и его описание;
- перечень товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
Кроме того, к заявке должны быть приложены:
- документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;
- устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак;
- копия свидетельства орегистрации ПБОЮЛ если товарный знак регистрируется на физическое лицо, осуществляющего предпринимательскую деятельность;
- доверенность от Заявителя на имя Патентного поверенного, подписанная директором компании и скрепленная печатью, если заявка подается через Патентного поверенного.
Проверка товарного знака
Для предотвращения коллизий с ранее зарегистрированными товарными знаками и более ранними заявками в процессе рассмотрения рекомендуется проводить процедуру предварительного поиска тождественных/сходных регистраций/заявок. Первичная проверка на тождество и сходство с предшествующими регистрациями осуществляется бесплатно по базе Роспатента в Интернет (только зарегистрированные товарные знаки, поиск по словесному элементу). Расширенный поиск (включая также приоритетные заявки в стадии рассмотрения) осуществляется на платной основе в Патентном ведомстве России.
Свидетельство на товарный знак
Товарные знаки регистрируются, а заявителю выдается свидетельство на товарный знак если поданные на регистрацию обозначения соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ, часть четвёртая, «Право на товарный знак и право на знак обслуживания» (не должны указывать на вид, качество, количество, свойства товаров или услуг, являться терминами в области, для которой товарный знак заявляется, состоять только из согласных букв, нарушать чужие авторские права, быть сходными с ранее зарегистрированными или заявленными к регистрации товарными знаками и т.п.).
Экспертиза товарного знака
Срок экспертизы товарного знака в федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности не регламентируются, но в среднем составляет примерно один год с даты подачи заявки.
Передача прав на товарный знак.
Право на товарный знак может передаваться как полностью – по договору отчуждения, так и частично - по лицензионному договору. Такие договоры подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Патентам и товарным знака (Роспатент). Без регистрации договор считается недействительным. Лицензионный договор может предусматривать передачу исключительных или неисключительных прав. Правообладатель товарного знака - Лицензиар может ограничить права, предоставляемые Лицензиату по территории, сроку, объему прав и т.п.
Принцип исчерпания прав.
В авторском праве
В соответствии с так называемым принципом исчерпания прав ни авторы, ни иные правообладатели не могут запретить последующую перепродажу экземпляров произведений, которые введены в гражданский оборот путем их продажи, т. е. не могут контролировать последующее распространение однажды проданных экземпляров книг, дисков или иных материальных носителей произведений. Это означает, что, приобретя книгу или компакт-диск, любой гражданин и любая организация могут в дальнейшем перепродать или подарить ее кому угодно по собственному усмотрению.
Однако следует учитывать, что исчерпание прав не относится к случаям создания новых экземпляров, сообщения или иного использования произведений и наступает только при соблюдении определенных Законом условий. В частности, произведение должно быть правомерно опубликовано и выпущено в гражданский оборот путем продажи. В отношении контрафактных экземпляров исчерпания прав не происходит. Кроме того, право на прокат, т. е. право разрешать или запрещать любым лицам сдачу в прокат имеющихся у них экземпляров произведений, по-прежнему остается за автором.
Дополнительно следует учитывать, что в ряде зарубежных стран специально предусмотрены территориальные ограничения действия принципа исчерпания прав. Чаще всего оговаривается, что исчерпание прав наступает только в случае, если первая продажа имела место на территории такой страны или, например, на территории ЕС. В результате в таких странах может считаться незаконной перепродажа даже правомерно изданных и приобретенных в России книг или дисков.
Рассматриваемый принцип исчерпания прав создает дополнительные сложности при формулировании условий о вознаграждении в авторском договоре.