Открытого акционерного общества

Б И З Н Е С - П Л А Н

Развития на 2016 год

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

ОАО "Бобруйсксельмаш" работает на рынке сельскохозяйственной техники почти семьдесят лет. За этот период предприятие приобрело огромный опыт в сфере производства и реализации техники для аграрного комплекса, что позволило достичь достаточно высокого качества выпускаемой продукции при относительно невысокой стоимости и завоевать свою нишу в данном сегменте рынка.

Основная стратегическая цель предприятия - повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение ее продаж на отечественном и зарубежном рынках.

Для обеспечения реализации продукции в конкурентной среде предприятие придерживается товарной политики, которая основывается на управлении товарным ассортиментом, т.е. на рынках предлагается ассортимент товаров, удовлетворяющий покупателей в части:

- широты, для чего на предприятии развиваются новые ассортиментные группы продукции;

- глубины - увеличивается ассортимент позиций в отдельных ассортиментных группах.

В вопросе формирования цен на продукцию ОАО «Бобруйсксельмаш» придерживается принципа установления цен в зависимости от нормативной себестоимости, спроса региона сбыта, объема выпускаемой продукции. Соответственно цена на продукцию рассматривается как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

При формировании цен на продукцию предприятие придерживается принципа установления цен:

при работе с сельхозпредприятием - с учетом издержек производства, обслуживания и минимальной прибыли;

при стратегии ценообразования, основанной на спросе, цену определяют на базе максимальной цены, приемлемой для потребителя с учетом спроса на данную продукцию;

при реализации продукции за пределы республики, цены устанавливаются на уровне рыночной, в зависимости от спроса потребителей, качества и конкурентной среды.

На предприятии действует Положение по скидкам, согласно которому скидки предоставляются в зависимости от партии покупаемой продукции, сроков оплаты, дилерам предприятия.

С целью доведения до потенциальных потребителей и покупателей информации о продукции, выпускаемой на предприятии, применяются следующие каналы распространения информации:

1. Участие предприятия в выставках, семинарах, демонстрационных показах техники, являющихся местом встреч руководителей предприятий, знакомств с достижением научно- технического прогресса, поиска деловых партнеров.

Высокий коммуникационный эффект указанных мероприятий заключается в возможности демонстрировать свои достижения, отвечать на вопросы, опровергать возражения и, что самое главное, строить личные отношения с покупателями и потребителями.

Планируется участие, как минимум, в пяти выставочных мероприятиях в 2016 году.

2. Постоянное обновление фирменного каталога и web-сайта предприятия, в которых содержится описание и технические характеристики выпускаемой продукции. Технические характеристики сопровождаются фотографиями, позволяющими преимущества выпускаемой продукции предприятия.

3. Посещение потенциальных компаний-партнеров менеджерами по продажам, для проведения переговоров по вопросам совместного сотрудничества.

Основными потребителями техники, производства ОАО «Бобруйсксельмаш», и запасных частей к ней, являются непосредственно сельскохозяйственные предприятия, использующие технику в своей деятельности, и организации, занимающиеся реализацией сельскохозяйственной техники в различных странах.

Расширение географии продаж и увеличение ассортиментного ряда товаров, представленных на внешних рынках, остается приоритетной задачей внешнеэкономической деятельности предприятия в текущем и последующих годах. С этой целью на предприятии планируется расширение номенклатуры почвообрабатывающей техники, позволяющей выполнять все технологические операции обработки почвы в севообороте:

- освоены и запущены в массовое производство агрегат почвообрабатывающе-посевной АППА-6-02 и агрегат почвообрабатывающий многофункциональный АПМ-6 (агрегаты предназначены для Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана, Молдовы, Монголии);

- планируются к освоению:

плуг дисковый 4-х корпусный (для стран Азии и Африки),

культиватор от 4 до 9 м для закрытия влаги и предпосевной обработки почвы (для Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана, Молдовы, Монголии, стран Балтии);

сеялка для посева зерновых механическая 6-9 м (для Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана, Молдовы, Монголии, стран Балтии);

Также планируется увеличение номенклатуры выпускаемой продукции путем приобретения комплексной роботизированной линии изготовления рабочих органов почвообрабатывающих и посевных машин, что позволит увеличить долю экспорта на уже завоеванные рынки и дополнительно расширить географию рынков сбыта продукции предприятия.

Экспорт в 2014 году по странам распределялся следующим образом:

  2014г., тыс. дол. США % в общей сумме экспорта 2014г.
экспорт 1741,8
РФ 580,45 33,3
Казахстан 80,77 4,64
Армения 5,41 0,31
Украина 1,3 0,1
Таджикистан 31,13 1,79
Туркменистан 57,33 3,29
Румыния 2,73 0,16
Молдова 51,2 2,94
Нигерия 857,45 49,23
Литва 40,04 2,3
Эстония 21,53 1,24
Словакия 1,44 0,1
Чехия 3,08 0,18
Германия 7,94 0,44

В настоящих условиях предприятие планирует как расширение присутствия выпускаемой техники на традиционных рынках сбыта продукции /Российская Федерация, Казахстан, Молдова, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, страны Балтии/, так и активное освоение новых рынков сбыта стран Африки, Азии, Латинской Америки как одних из наиболее перспективных и стремящихся к развитию.

Экспорт в текущем и следующем годах планируется следующим образом:

год 2015 г. 2016 г. (в неблагоприятных условиях) 2016 г. (в благоприятных условиях)
Всего экспорт, тыс. дол. США 613,3 714,7
страна % \сумма (дол. США) в общей сумме экспорта
Российская Федерация 65,2 \ 456,47 59 \ 361,8 59 \ 421,7
Казахстан 4,5 \ 31,33 5 \ 30,7 5 \ 35,7
Армения 0,7 \ 5,21 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Грузия 0,4 \ 1,76 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Чехия 0,3 \ 1,86 1 \ 6,1 1 \ 7,1
Словакия - 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Украина - 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Таджикистан - 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Туркменистан - 1 \ 6,1 1 \ 7,1
Молдова 3,6 \ 25,01 4 \ 24,5 4 \ 28,6
Латвия   0,3 \ 1,76 2 \ 12,3 2 \ 14,3
Литва - 1 \ 6,1 1 \ 7,1
Эстония 4,5 \ 32 3 \ 18,3 3 \ 21,4
Монголия 20,5 \ 144,6 15 \ 92 5 \ 35,7
Нигерия - 5 \ 30,6 15 \ 107,2
ЮАР - 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Судан - 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6
Египет - 0,5 \ 3,1 0,5 \ 3,6

Одним из наиболее значимых рынков для предприятия является рынок стран СНГ, в том числе рынок Российской Федерации. В большей или меньшей степени техника предприятия поставляется напрямую потребителям или через организации, занимающиеся реализацией сельскохозяйственной техникой, практически во все регионы России.

В Российскую Федерацию поставляется практически вся номенклатура техники производства предприятия. Основной удельный вес в объеме поставок занимают бороны, агрегаты почвообрабатывающие дисковые и почвообрабатывающе-посевные, косилки, полуприцепы, погрузочное оборудование.

С целью продвижения продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» на рынке Российской Федерации, проводятся переговоры и заключаются дилерские договора с компаниями, на территории которых планируется организация выставочных складов продукции ОАО «Бобруйсксельмаш», для ее приближения к потенциальным покупателям и более детального ознакомления с техническими характеристиками производимой техники. Компании-дилеры обязуются обеспечивать поставку техники в основные сельскохозяйственные регионы своей области (края) и производить ее сервисное, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

ОАО «Бобруйсксельмаш» планирует создание дилерских центров во всех регионах (областях, краях и т. д.) Российской Федерации. В 2016 году - планируется организовать – 6-10 дилерских центров.

Дилерские центры планируется создавать не только в Российской Федерации, но и в других странах. В настоящее время заключены дилерские договора с компаниями в Российской Федерации (6 компаний), Монголии, Молдове, Сербии, Чехии (по 1 компании), проводятся работы по наполнению выставочных площадок техникой, переговоры по увеличению объемов продаж.

Исследования рынка Российской Федерации показали, что спрос на сельскохозяйственную технику в России определяется двумя группами факторов: ключевыми драйверами спроса и макрофакторами.

К макрофакторам относятся:

1. Развитие сельского хозяйства в России:

рост цен на сельскохозяйственную продукцию;

рост доходов населения и связанное с этим изменение структуры питания (в пользу мясных продуктов);

прямая государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных предприятий (субсидии, компенсация части расходов на семена, удобрения, топливо);

создание условий для роста экспорта продукции сельского хозяйства (создание инфраструктуры, лоббирование интересов отечественных производителей).

2. Государственная поддержка сельхозмашиностроения:

финансовые услуги отечественным производителям сельскохозяйственной техники (льготное кредитование, субсидирование процентной ставки и др.).

Драйверами спроса на сельхозтехнику считаются: обновление существующего парка сельхозтехники, увеличение обеспеченности хозяйств сельхозтехникой до нормативного уровня и рост посевных площадей.

В последние годы ведется активная работа по освоению рынка сбыта Республики Молдова. Основной удельный вес в поставках в данную страну занимают агрегаты почвообрабатывающие дисковые и почвообрабатывающе-посевные.

Результаты развития рынка сельскохозяйственной техники Республика Молдова за 2014 г. продемонстрировали значительное перераспределение долей рынка между основными группами оборудования.

Тенденция к увеличению долей почвообрабатывающего оборудования является закономерной. Ведь быстрая и качественная подготовка почвы и посев в оптимальные сроки настолько же важны для получения высокого валового сбора, как и обмолот сельскохозяйственных культур продуктивным высокотехнологичным оборудованием.

Еще одним из наиболее динамично развивающихся рынков сельхозтехники в странах СНГ является рынок Казахстана.

Казахский рынок имеет значительные отличия от других рынков и характеризуется следующими факторами:

- основную долю сельхозпроизводителей составляют мелкие и средние фермерские хозяйства с низким уровнем механизации;

-практически полное отсутствие собственного сельскохозяйственного машиностроения;

- наличие государственного лизингового оператора, обладающего значительными финансовыми ресурсами (ЗАО «Казагрофинанс»);

- тенденция к объединению мелких товаропроизводителей в крупные сельскохозяйственные холдинги.

Низкая обеспеченность сельского хозяйства материально-техническими ресурсами, платежеспособность товаропроизводителей, труднодоступность кредитов, дефицит инвестиций и слабое развитие отечественного машиностроения остаются серьезным тормозом развития аграрного производства.

Таким образом, изучив рынок, пришли к выводу, что потребность в продукции предприятия будет не снижаться, а иметь тенденцию к росту.

Освоение рынков сбыта нижеперечисленных стран, позволит предприятию расширить географию экспорта.

ЮАР – развитая африканская страна с современной промышленностью и сельским хозяйством. Экономика Южно-Африканской Республики, этого экономического гиганта в масштабах африканского континента, содержит в себе уникальное сочетание социально-экономических факторов экономически развитых и развивающихся стран. Стране присущи развитая промышленность и отсталое сельское хозяйство. Наличие развитой экономической инфраструктуры, широкой технологической базы, высококвалифицированного управленческого и инженерно-технического персонала, а также обширного рынка довольно дешевой квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы.

В последние годы рост сельскохозяйственного производства является одним из ключевых факторов для роста всей экономики. Основной составляющей данного сектора является земледелие. В настоящий момент ЮАР практически полностью обеспечивает себя всеми сельскохозяйственными продуктами, а также является одним из ведущих (а по некоторым параметрам и ведущим) поставщиков сельхозпродукции — страна экспортирует около 140 видов фруктов. Южная Африка является одной из шести стран в мире, которые в состоянии экспортировать сельскохозяйственные товары на постоянной основе.

ОАО «Бобруйсксельмаш» произвело поставку техники в ЮАР в выставочном режиме, участвовало в выставке «Grain SA NAMPO Harvest Day» в мае текущего года. В настоящий момент ведутся переговоры о возможностях реализации техники. Планируется создание дилерского центра в ЮАР.

Особенностью положения Египетской экономики в мировой финансово-экономической системе по сравнению с большинством развивающихся стран является существенное значение «невидимого экспорта». Основными источниками валютных поступлений являются экспорт нефти и газа, туризм, доходы от Суэцкого канала.

В сельском хозяйстве занято 30% населения Египта. Около 97% территории Египта занимает пустыня, и ведение сельского хозяйства возможно лишь в нескольких оазисах. Здесь выращивают рис, хлопок, пшеницу, фрукты, овощи, кукурузу, сорго, сахарный тростник, клевер.

ОАО «Бобруйсксельмаш» приняло участие в выставке «SAHARA-2015» в г. Каир в период с 07.09. по 10.09.2015 г. с экспозицией техники на выставочной площадке.

Главным экономическим ресурсом Судана является сельскохозяйственная продукция и необработанная нефть.

Судан располагает значительными земельными угодьями. Главная отрасль сельского хозяйства — земледелие. Выращивается арахис, кунжут, пшеница, сорго, просо, бобы, ячмень кукуруза, хлопок, гуммиарабик, сладкий картофель, сахарный тростник.

Основными проблемами реального сектора суданской экономики являются крайне низкая квалификация суданских рабочих – как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, что затрудняет не только внедрение новых технологий, но и подчас эксплуатацию простейшего оборудования. Сельское хозяйство остаётся значительным сектором экономики Судана — 80 % работающих и почти треть ВВП.

ОАО «Бобруйсксельмаш» проводит переговоры с суданской компанией о возможностях разработки, освоения в производстве и рынках реализации комбайна для уборки кунжута.

Монголия – единственное в современном мире государство, в котором пастбищное животноводство по-прежнему остаётся основным видом сельского хозяйства. В экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Для исправления создавшегося положения правительство разработало и начало реализацию программ по развитию земледелия.

ОАО «Бобруйсксельмаш» осуществило пробную поставку техники в Монголию в 2013 году. В текущем году продолжается активная работа по освоению рынка сбыта Монголии (отгружены почвообрабатывающие агрегаты, агрегат почвообрабатывающе-посевной и агрегат почвообрабатывающий многофункциональный на условиях отсрочки платежа). Для дальнейшей реализации обсуждается поставка практически всей номенклатуры производимой предприятием техники. Тенденция к увеличению долей почвообрабатывающего оборудования является закономерной. Быстрая и качественная подготовка почвы и посев в оптимальные сроки настолько же важны для получения высокого валового сбора, как и обмолот сельскохозяйственных культур продуктивным высокотехнологичным оборудованием.

Маркетинговые исследования показали, что для освоения новых рынков сбыта предприятию необходимо улучшить качество выпускаемой техники и проводить гибкую политику цен, стимулирующую покупателей к приобретению машин не только в периоды активного проведения сельскохозяйственных работ, но и в межсезонье.

Основные конкуренты на рынке стран СНГ, в области производства техники номенклатуры ОАО «Бобруйсксельмаш», располагаются на территории Республики Беларусь и Российской Федерации.

Ниже приведена сравнительная характеристика по ценовым параметрам продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» и основных конкурентов:

Сравнительная характеристика по ценовым параметрам

№п/п Наименование организации Страна Марка и наименование продукции Цена за ед. продукции без НДС, руб. РФ
Почвообрабатывающая техника
ОАО «Бобруйсксельмаш»   РБ, г. Бобруйск Борона БНД-1,8 116 466
Борона БПТД-3-01 232 931
Борона БПТД-7 434 385
Агрегат почвообрабатывающий АПН-3,0 327 363
Агрегат почвообрабатывающий АПН-4 516 226
Агрегат почвообрабатывающий дисковый АПД-6 912 839
Агрегат почвообрабатывающий дисковый АПД-7,5М-1 1 070 000
Агрегат почвообрабатывающий АППА-6-02 3 462 491
ОАО «Лидсельмаш» РБ, г. Лида Л-114/ Борона БДТ-7 415 036
Борона Л-113-02/ БДТ-3 214 904
ОАО «Минскагропроммаш» РБ г. Минск Борона БПД -7MW 489 945
Борона БПД -3M 292 201
Борона БНД-1,7 144 163
Апшеронский завод «Лессельмаш» РФ, г. Апшеронск Борона БДП-3х2 306 992
Борона БДП-6х2Б 845 339
Борона БДТ-3 191 314
Борона БДТ-7К-01 462 712
ООО «БДТ-Агро» РФ, г. Краснодар Борона БДМ 7х2 938 030
Борона БДМ 4х2 532 119
Борона БДМ 3х2 407 373
«БДМ-Агро» РФ, г. Кореновск Агрегат БДМ-7х2П 1 133 051
Агрегат БДМ-4х2ПР 513 559
Агрегат БДМ-3х2П 447 458
Брестский электромеханический завод РБ, г. Брест Агрегат почвообрабатывающий АППМ-6 5 180 000
Агрегат почвообрабатывающий АП-6 1 816 000
Витебский мотороремонтный завод РБ, г. Витебск Агрегат почвообрабатывающий посевной АКПД-6 3 666 667
Агрегат дисковый АДПН-3 700 000
Агрегат дисковый АД-600 «Рубин» 1 666 667
ООО «Селагро» РБ, г. Минск Агрегат почвообрабатывающий АДН-4Рх2С8Т8 1 291 200
Агрегат почвообрабатывающий АДН-3Рх2С6Т6 1 070 400
Агрегат почвообрабатывающий АДН-4Р 523 200
ЗАО «Ярославич» РФ, Ярославская обл. Агрегат дисковый полуприцепной ДА-3х2ПБ «Бизон» 526 698
Агрегат дисковый полуприцепной ДА-4х2ПБ «Бизон» 702 617
Агрегат дисковый полуприцепной ДА-6х2ПБ «Бизон» 1 082 446
Полуприцепы и прицепы
ОАО «Бобруйсксельмаш» РБ, г. Бобруйск П/прицеп ПТУ-4-1 207 749
П/прицеп ПТУ-7,5 355 692
П/прицеп герметичный ППГ-8 327 363
П/прицеп самосвальный ПСТ-7-1Б 340 000
Специальное транспортное средство СТС-12 522 521
ОАО «МордовАгроМаш» РФ, г. Саранск П/прицеп самосвальный ППТС-4,5 210 000
П\прицеп 2ПТС-6,5 308 475
П\прицеп ПСЖ-9,0 432 203
Прицеп-рулоновоз ПРТ-8 327 966
Завод «Бежецксельмаш» РФ, г. Бежецк П\прицеп ПСГ-6,5 170 381
ЗАО «Ярославич» РФ, Ярославская обл. П/прицеп самосвальный ПС-9 (герметичный кузов) 675 020
П/прицеп самосвальный ПСТ-7 339 322
ООО ПП «Мегаполис» РФ г. Егорьевск П\прицеп ППТС - 4,5 194 576
П\прицеп ПТС - 6,5 Г 202 710
           

Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» показал, что предприятие располагает продукцией, которая по показателям функционального назначения находится на уровне компаний-конкурентов, а по некоторым изделиям превосходит аналоги. Однако, по ряду показателей, связанных с надежностью, долговечностью, обслуживанием, которые существенно влияют на конкурентоспособность, продукция предприятия уступает аналогам. Поэтому представляется, что основные пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» связаны с:

1. Техническим перевооружением предприятия;

2. Повышением качества выпускаемой продукции;

3. Снижением себестоимости выпускаемой продукции;

4. Продолжением работы по созданию развитой сети дилерских центров, способных осуществлять качественный технический сервис реализуемой техники производства предприятия. При этом постоянно ведется работа по подбору новых партнеров для их организации в новых регионах и по замене тех дилеров, которые по итогам календарного года не выполнили намеченных объемов реализации или другие параметры.

Главное преимущество продукции ОАО «Бобруйсксельмаш» должно основываться на соотношении цены и качества продукции: относительно невысокие цены на продукцию при отличном качестве этой продукции.

Для безусловного качественного выполнения поставленных задач планируется реорганизация отдела маркетинга и сбыта предприятия:

- повышение статуса специалистов по продажам (менеджеры по региональным продажам) с правом самостоятельного принятия решений о формах и методах сотрудничества с компаниями в закрепленных регионах;

- повышение ответственности за принимаемые решения;

- повышение и совершенствование квалификации и профессионализма менеджеров по продажам (в т.ч. владение иностранными языками);

- усовершенствование оплаты труда в зависимости от конечного результата.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

ОАО «Бобруйсксельмаш» не планирует сокращать объём импортных закупок комплектующих и материалов, так как уровень локализации выпускаемых машин в среднем составляет 75% . Основный вид импортных закупок составляет металлопрокат, который на территории Беларуси не производится.

Удельный вес стоимости импортных комплектующих изделий и материалов в себестоимости продукции в 2014 г- 20,33%, в 2015г.- 20,2%, в 2016г.- 20,2%.

Удельный вес стоимости импортных комплектующих изделий и материалов в объёме выпуска продукции: в 2014 г- 27,3 %, в 2015г - 21,8%, в 2016 - 21,2%

Данные по импортозамещению приведены в таблицах 8-10.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ

Предприятие расположено в западной части города. Расстояние до центра города составляет 5км. Оборудовано подъездными путями для автомобильного транспорта, обеспечивающими надежную связь с поставщиками материалов и комплектующих изделий, а также отгрузку готовой продукции, обеспечение всеми видами топливо-энергетических ресурсов. Отгрузка готовой продукции производится в контейнерах с железнодорожной станции «Березина» или автомобильным транспортом.

Общая площадь производственных зданий и сооружений – 8,0 тыс. кв.м. Площадь застройки – 1,75 га.

Электроснабжение осуществляется от сетей энергосистемы через трансформаторные подстанции типа НТП, позволяющие при необходимости увеличить потребляемую мощность. Общая установленная мощность источников энергоснабжения составляет 1,75 МВт. Рабочее напряжение сетей питания – 380/220 В.

Обеспечение водой на питьевые и производственные нужды от собственной артезианской скважины № 17192/68 производительностью 12 м3/час. Скважина работает в автоматическом режиме через водонапорную башню. Вода используется только для собственных нужд. Расход воды в системах оборотного водоснабжения составляет 140 тыс. м3/час.

На производственные нужды вода используется для:

1. подпитки систем оборотного водоснабжения компрессоров, термооборудования, гидравлических прессов;

2. подпитки водяной завесы в окрасочных контейнерах;

3. подпитки котельной.

Сброс воды в канализацию осуществляется через два выпуска в городской канализационный коллектор по улице Орловского.

У предприятия имеются средства коммуникации: телефонная и электронная связь.

Производственный процесс включает в себя следующие виды производств:

· заготовительное производство;

· холодноштамповочное производство;

· сварочное производство;

· механообрабатывающее производство;

· термическое производство;

· окрасочное производство.

· сборочное производство;

· Вспомогательное производство представлено:

· энерго-механической службой;

· транспортным участком.

Балансовая стоимость основных средств (производственная сфера) составляет на 01.11.2014 года 62 898 млн. рублей.

Характеристика основных производственных фондов приведена в таблице:

  Балансовая стоимость основных фондов, млн. рублей Структура основных производ. фондов, %
Основные производственные фонды, в т.ч.: 62 898
- здания и сооружения 28 521 45,3
-машины и оборудования 31 224 49,6
-передаточные устройства 0,7
- транспортные средства 3,7
- прочие 0,7

Возрастной состав оборудования:

Возраст оборудования Количество единиц Удельный вес в общем количестве
до 5 лет 10,2
5 - 10 лет 3,5
10 - 15 лет 4,2
15- 20 лет 6,7
Свыше 20 лет 75,4
Износ оборудования всего по предприятию (%) 69,3

В цехах основного производства используется значительное количество физически изношенного оборудования. Возрастная структура рабочих машин и оборудования свидетельствует о необходимости существенного обновления станочного парка. Только 13,7 % оборудования находится в эксплуатации в пределах нормативного срока (до 10 лет), 75,4 % работает более 20 лет.

За последние годы за счет собственных средств и средств инновационного фонда проведено значительное обновление производственных мощностей механообрабатывающего производства. Внедрены семь единиц токарного оборудования: три токарных автомата с ЧПУ модели UT-200 производства Тайвань, в т. ч. один двухшпиндельный; четыре токарных станка Гомельского завода станочных узлов из которых два с ЧПУ; четыре радиально-сверлильных станка модели ГС545 того же завода; четыре ленточно-отрезных станка Минского станкостроительного завода им. С. М. Кирова, в т. ч. два автомата; Оршанский плоско-шлифовальный станок модели ОШ-400-40. Таким образом по механической обработке закрыты практически все узкие места, кроме фрезерной обработки, по которой большую долю работ приходится передавать во вспомогательные производства в ущерб их основной деятельности.

В заготовительном производстве внедрена установка плазменной резки ПеСталл ЗЕУС 25/120, профилегибочный станок НРК 60, в сварочном производстве – 11 единиц современного сварочного оборудования инверторного типа.

Кроме этого внедрена новая технология защитных покрытий - термодиффузионное цинкование на линии термодиффузионного цинкования «Дистек-25» российского производства.

Загрузка производственных мощностей в 2015 году составила 29% в связи с резким падением спроса на продукцию предприятия.

Большинство из используемого на предприятии оборудования является универсальным, поэтому постоянное изменение номенклатуры выпускаемой продукции ведет лишь к перераспределению мощностей по видам продукции. Единственная специализированная линия по выпуску редукторов была практически не загружена, так как сократился заказ со стороны ОАО «Бобруйскагромаш».

Основным направлением стратегии ОАО «Бобруйсксельмаш» на ближайшую перспективу является предметная и поузловая специализация и кооперация в рамках недавно созданного холдинга «Бобруйскагромаш» и соответствующая реструктуризация предприятия.

Предметная специализация:

· Почвообрабатывающие машины (чизельные культиваторы, дискаторы), для обработки стерневых фонов после зерновых и зернобобовых культур, а также агрофонов пожнивных и технических культур на супесчаных и среднесуглинистых почвах с шириной захвата до 6 метров в системах минимальной обработки почвы;

· Комбинированные почвообрабатывающе-посевные агрегаты с пассивными рабочими органами;

· Комбинированные почвообрабатывающе-посевные агрегаты для прямого посева зерновых культур и трав;

· Агрегаты для подсева трав на улучшенных сенокосах и пастбищах.

Поузловая специализация:

· Изготовление рабочих органов для почвообрабатывающих и посевных машин;

· Изготовление редукторов для сельскохозяйственной техники.

Для достижения поставленных задач ОАО «Бобруйсксельмаш» потребуется выполнение комплекса мероприятий:

· Развитие технического потенциала производства путем использования новых, перспективных технологий, современных технических средств, проектных решений;

· Расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

· Улучшение условий труда.

В целом для выполнения производственной программы 2015 г. существующих производственных мощностей на предприятии достаточно. Увеличение объемов производства будет обеспечиваться за счет увеличения загрузки производственных мощностей, в т. ч. за счет организации двухсменной работы на отдельных участках предприятия.

Производственные мощности представлены в таблицах 11-14.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН

В 2015 году согласно «Комплексной программы модернизации действующих и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на 2012-2015 годы ОАО «Бобруйсксельмаш» планировалось завершение инвестиционного проекта «Создать производство рабочих органов почвообрабатывающих и посевных машин на ОАО «Бобруйсксельмаш» В связи с тяжелым финансовым положением, сложившимся на предприятии в 2013-2015 годах, (большие убытки, закредитованность), выполнение намеченной программы не представляется возможным. В 2016 г. предприятие планирует выйти на безубыточный уровень работы, после чего будут продолжены работы по дальнейшей модернизации производства.

В 2014-15 г.г. на предприятии была проведена реструктуризация и экономическая модернизация производства для снижения себестоимости выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности в условиях снижения спроса и соответственно объемов производства в связи с чем имеющихся производственных мощностей достаточно для выполнения плана производства 2016 года.

В 2016г. все инвестиции также планируется направить на снижение затрат в производстве. Исходя из имеющихся возможностей планируется освоить 121,8 млн. рублей, которые будут направлены на модернизацию электрической камерной печи СНО-4.8.2,5/10И2. Модернизация позволит обеспечить стабильное качество закалки за счет внедрения автоматической системы управления, снизить расход электроэнергии, повысить в 1,5-2 раза срок службы нагревательных элементов за счет замены футеровки и нагревательных элементов.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.

Снижение энергоемкости выпускаемой продукции является одним из факторов повышения конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Поэтому, при нарастающем дефиците и резком росте топливно-энергетических ресурсов в Республике Беларусь, вопросы энергосбережения для предприятия приобретают исключительно важное значение.

Задачей программы по энергосбережению является максимальное снижение расхода топлива, тепловой и электрической энергии на технологические процессы и общехозяйственные нужды – отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и освещение предприятия.

При разработке программы учтены также особенности расположения ОАО «Бобруйсксельмаш» на двух промышленных площадках по ул. Орловского, 20 (основное производство) и ул. Орловского, 25 (УМС), имеющих свою схему электро и теплоснабжения.

Снабжение теплом на общехозяйственные нужды обоих площадок осуществляется от собственной котельной, в которой установлено 4 водогрейных котлов марки Е-1,0-9Т, работающих 100% на местных видах топлива – торфобрикете, дровах, отходах деревообработки.

В летнее время на основном производстве дополнительно используется нетрадиционный источник тепловой энергии – гелиеводоподогреватель, подогрев воды в котором осуществляется за счет тепла солнечной энергии.

1.Код 1000- Внедрение трёх инверторных сварочных аппаратов взамен устаревших энергоемких сварочных аппаратов

Внедрение планируется во 2 квартале 2016 года

При внедрении мероприятия экономический эффект достигается за счет:

Внедрения современного энергосберегающего оборудования

Увеличения производительности труда

Замены старого энергоемкого оборудования новым энергосберегающим.

Условно-годовой экономический эффект – 12,7 т.у.т. на сумму 38,4 млн. руб.;

Объем финансирования – 66 млн. руб.; Экономический эффект от внедрения мероприятия в текущем году – 6,3 т.у.т.;

2.Код 1000- замена светильников потолочного освещения на светодиодные -130шт.

Внедрение- 2-4-ый квартал 2015г.

Экономический эффект при внедрении мероприятия осуществляется за счет замены старого энергоемкого оборудования новым энергосберегающим.

Условно-годовой экономический эффект – 38,4 т.у.т. на сумму 98,4млн. руб.;

Объем финансирования –192,4 млн. руб.; Экономический эффект от внедрения мероприятия в текущем году –19,2 т.у.т.;

Всего, при реализации мероприятий программы по энергосбережению, расчетная экономия ТЭР составит 22,5 т.у.т. с общим годовым экономическим эффектом 57,7 млн. руб., при этом показатель по энергосбережению должен быть выполнен на уровне -7%.

№ п/п Наименование и цель реализации проекта Сроки реализации Стоимость проекта Источник и объем финансирования на прогнизируемый год Важнейшие характеристики эффективности проекта
всего В т.ч. на прогназируемый год собственные Иновац. Фонд Минпрома Фонд охраны природа Кредиты банков Иновационные инвестиции
1. внедрение 3-х инверторных сварочных аппаратов взамен 3-х устаревших энергоемких сварочных аппаратов 2 кв.             Уменьшение выбросов в атмосферу в связи с уменьшением количества сжигаемого топлива, потребленного новыми котлами в сравнении со старыми
замена светильников потолочного освещения на светодиодные (130шт.). 1-4 кв.     192,4         Экономический эффект при внедрении мер

Наши рекомендации