Типология моделей олигополии
По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов:
- Ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены.
- Количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно величины выпуска.
По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:
-последовательную игру олигополистов(фирмы принимают решения поочерёдно, учитывая уже совершённые предыдущие действия соперника)
-одновременную игру олигополистов(фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов)
По совокупной рыночной доле 4 ведущих фирм выделяют:
-плотную олигополию(4 ведущих фирмы которой покрывают 60% рынка и более)
-неплотную олигополию(4 ведущих фирмы которой покрывают до 40% рынка)
По степени взаимозависимости олигополистов различают:
-некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру;
-кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.
Совершенная конкуренция ведет к установлению равновесия, эффективного с позиции частного (т.е. максимизации совокупного избытка, создаваемого в отрасли) и общего равновесия (т.е. обеспечения производственной эффективности и эффективного размещения ресурсов по отраслям). Долгосрочное конкурентное равновесие достигается при равенстве цен предельным издержкам производства и самым низким из возможных средним издержкам. Такое состояние максимизирует сумму излишков потребителей и производителей. Поскольку объем производства монополиста меньше, чем конкурентный, а цена – больше, то это ведет к увеличению излишка производителя, снижению излишка потребителя и чистым потерям общественного благосостояния, что делает монополию общественно неэффективной.
Степень общественной неэффективности олигополии зависит от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии.
Модели, основанные на кооперативной стратегии: модель картеля.
Картель – это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.
Цель: полное или частичное уничтожение конкуренции между фирмами и на этой основе максимизация прибыли.
Максимизация прибыли для всех участников достижима, если все фирмы в отрасли производят объём продукции, который определяется равенством P=MC.(цена=пред.издержки)
Факторы, способствующие образованию картеля:
1)Эффективность действующего в стране законодательства; 2)Количество продавцов и производимой продукции; 3)Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек; 4)Стабильность и предсказуемость спроса; 5)Взаимоотношения между участниками картеля.
По содержанию картельные соглашения м.б. разнообразны
1)Субмиссионный – размещение гос. Заказов; 2)Минимальных цен – определяет минимальную цену, которая не может быть снижена; 3)Единой цены; 4)Согласованных скидок; 5)Квотовый; 6)Согласующий единые условия(не цены!) продажи.
Виды картелей
Картель структурных кризисов– обеспечивает менее болезненное свертывание производства при устойчивом сокращении сбыта (не обусловленном конъюктурой)
Синдикат – самая жесткая форма реализация продукции по единым ценам через центр продаж
Экспортный – соглашение по условиям сбыта на иностранных рынках, Импортный –внутренний рынок против иностр.произв..
Картель специализации
Неустойчивость картеля
1. Всегда существуют факторы, не только способствующие, но и противодействующие образованию. (Например, чем меньше фирм в отрасли и чем больше их размер, тем выше вероятность картеля и наоборот)
2. Проблема обеспечения стабильности– это задача сложнее, чем создание картеля.
Проблема в том, что для отдельной фирмы, которая входит в картель прибыль максимизируется при выполнении условия P=MC и поэтому фирма стремится увеличить свой выпуск.
Если все фирмы, входящие в картель поступят аналогично , то P установится на уровне MC и экономическая прибыль исчезнет. Это означает разрушение картеля.
Успех картеля в том, чтобы вовремя выявить и пресечь нарушителя соглашения.
Практически это осуществимо, если контроль не требует больших издержек, а штрафные санкции превышают выгоды от нарушения соглашений.