Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень
Жизни населения
Проблема уровня жизни населения должна быть в центре внимания в процессе управления экономикой. Необходимо осуществлять комплексный анализ уровня жизни в трех аспектах: в сравнении с прошлым периодом; в сопоставлении с научными нормами уровня жизни (с рациональным и минимальным потребительскими бюджетами и т. п.) и в сравнении с другими государствами. Особая значимость должна придаваться формированию и использованию социальных норм и нормативов, разработке социальной политики, направленной на поддержание уровня жизни всего населения и обеспечение социальной защиты наиболее нуждающихся групп.
Социальная политика государства – это комплекс организационных, экономических и других мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. Социальная политика включает политику доходов населения, социальную защиту граждан, развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания, молодежную политику.
Уровень жизни населения характеризует степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами, фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг. Система показателей уровня жизни населения строится на основе классификации ООН, что позволяет использовать ее при международных сопоставлениях. Сюда включаются следующие группы показателей: демографические, санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; наличие транспортных средств; организация отдыха; социальное обеспечение; права человека.
В системе государственного планирования используется много показателей, характеризующих уровень жизни населения и помогающих определить основные направления социальной политики. Все эти показатели можно разбить на четыре группы:
– обобщающие показатели (ВНП, ВВП, фонд потребления на душу населения и т. д.);
– доходы населения;
– потребление и расходы населения (потребление основных товаров и услуг на душу населения, денежные доходы);
– денежные сбережения и накопление имущества.
Данные показатели являются средством определения эффективности распределения ресурсов, социальных гарантий, используются для обоснования политики направленной на повышение уровня жизни населения.
К середине 50-х гг. XX в. стало очевидным, что понятие уровня жизни не в полной мере отражает изменившиеся условия жизнедеятельности человека (загрязнение окружающей среды, кризисы, урбанизацию и т. д.). В связи с этим началась переоценка представлений о месте данной категории в системе социально-экономических отношений. На первый план выходит понятие «качество жизни», которое трактуется как уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей, обеспечивающих благополучие людей. В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик:
Блок I (качество населения) включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II (уровень жизни населения) охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
Блок III (социальная безопасность) включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV (качество окружающей среды) охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
Социальные нормативы должны быть научно обоснованными ориентирами, к достижению которых должно стремиться общество. Исходя из количественных и качественных требований, разрабатывается три вида социальных нормативов: минимально допустимые, рациональные и максимально допустимые.
В зависимости от функциональных особенностей применения социальные нормативы группируют по блокам:
– формирование доходов и расходов населения (минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, размер заработной платы, выплаты из общественных фондов потребления, натуральные доходы, затраты на приобретение продовольственных и промышленных товаров и т. д.);
– социальное обеспечение (размер и условия предоставления пенсий, пособий, льгот на услуги здравоохранения и т. д.);
– социальная демография (удельный вес молодежи, пенсионеров, трудоспособного населения, рождаемость, смертность, среднее количество детей и т. д.);
– потребление населением материальных благ и платных услуг (потребление продовольственных товаров, обеспеченность товарами длительного пользования, количество кинотеатров, театров и т. д.);
– жилищно-коммунальные условия жизни населения (количество жилой и общей площади на 1 жителя, обеспеченность горячей и холодной водой, отоплением, число жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и т. д.);
– развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания (количество торговых предприятий, их удаленность от потребителей, объем реализуемых товаров в торговых предприятиях различной формы собственности, обеспеченность ресторанами, кафе, парикмахерскими и т. д.);
– транспорт и связь (транспортная подвижность населения, количество поездок одним жителем в общественном транспорте, средняя продолжительность и протяженность поездки, количество установленных телефонных аппаратов на 1000 жителей и т. д.);
– охрана здоровья населения (средняя продолжительность жизни, обеспеченность лечебными учреждениями, детская смертность, качество продуктов питания и т. д.);
– рабочее, внерабочее и свободное время (продолжительность рабочего дня, время, связанное с прибытием на работу, повышение общеобразовательного потенциала и т. д.);
– организация и условия труда (коэффициент занятости трудовой деятельностью, уровень загрязнения воздуха в производственных помещениях, степень механизации ручного и тяжелого физического труда и т. д.);
– состояние и охрана окружающей среды (выбросы вредных веществ в воздушный бассейн, на местность, обеспеченность питьевой водой, зелеными насаждениями, уровень шума, облучение от воздействия радиоактивных веществ и т. д.).
Социальные нормы и нормативы являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, социальными гарантиями в области доходов, цен, потребления. Они должны представлять собой научно обоснованные общественные ориентиры, являться эталонами, к достижению которых необходимо стремиться при решении проблем социально-экономического развития.
Главным обобщающим социальным нормативом является минимальный потребительский бюджет (МПБ). Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Минимальный потребительский бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, используемых для удовлетворения потребностей человека в продуктах питания на уровне минимальных физиологических норм, основных непродовольственных товаров и услуг. МПБ рассчитывается на одного человека для различных социально-демографических групп населения. Формируется МПБ на основе потребительской корзины. МПБ должен служить основой для определения минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. Исходя из МПБ, устанавливается бюджет прожиточного минимума (минимальный уровень потребления материальных благ и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность человека и сохранение его здоровья). Прожиточный минимум определяет черту бедности, ниже которой не обеспечивается простое воспроизводство населения.
На практике применяются два метода разработки МПБ – статистический и нормативный. Статистический метод используется при определении потребительских расходов населения на основе данных обследования бюджетов семей. Обычно он применяется при расчете расходов на непродовольственные товары и услуги. Нормативный – применяется при определении потребностей на продовольственные товары.
При прогнозировании МПБ используется нормативная потребительская корзина. Потребительская корзина – это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. Он включает блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Наборы продуктов, включаемых в потребительскую корзину, по мере изменения условий жизни и развития экономики систематически должны пересматриваться.
Важным социальным нормативом является минимальная заработная плата (МЗП). Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в ее определении как нижней границы цены рабочей силы. МЗП должна обеспечить вознаграждение за труд наименьшей сложности, выполняемый в нормальных для здоровья условиях. Она является гарантом государства и важным регулятором экономики. На ее основе устанавливаются ставка 1-го разряда, надбавки к заработной плате, определяются штрафы, платежи и т.д. Главное назначение минимальной заработной платы – обеспечение доходов работающего или уровень компенсационных выплат социально уязвимым группам населения не ниже прожиточного минимума, или минимального потребительского бюджета. Вместе с тем данное условие нередко не соблюдается, т. е. величина МЗП существенно ниже. В этом случае она только отражает финансовые возможности государства по уровню гарантированных денежных выплат и практически перестает играть роль социального норматива.