Характеристика финансов. Методы их прогнозирования и
планирования
Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно являются источником ее развития. Для эффективного управления финансовыми ресурсами важная роль должна отводиться их прогнозированию и планированию. Финансы (от фр. finance – денежные средства) – это система экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных средств всеми субъектами хозяйствования (экономическими единицами).
Различают централизованные (образуются на уровне государства) и децентрализованные финансовые ресурсы (образуются на уровне предприятий, организаций, объединений). Перераспределение средств из отрасли в отрасль в условиях рыночных отношений осуществляется через рынок финансовых ресурсов.
Рынок финансовых ресурсов выполняет множество различных функций, в том числе две основные. Первая перемещает финансовые ресурсы из одной отрасли в другую, обеспечивая тем самым структурные пропорции и балансы. Вторая перемещает финансовые ресурсы к более эффективным сферам их применения.
В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получили методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.
Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (программы) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей.
Процесс разработки финансового плана можно представить в следующем виде: оценка экономических проблем; формулирование целей и разработка комплекса мер; подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики; анализ целесообразности и потребности в дополнительных ресурсах и определение их источников.
Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, в процессе которых формируются ресурсы финансов. Информацию о финансовых ресурсах может дать сводный финансовый баланс.
Сводный баланс включает в себя: баланс денежных доходов и расходов населения; государственный финансовый баланс страны; кредитно-денежный баланс; баланс платежный; финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий-производителей продукции и услуг). Он позволяет получить целостное представление о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также финансовых взаимоотношениях с внешним миром.
Финансовые ресурсы экономики формируются как совокупность финансовых ресурсов секторов. Они создаются преимущественно в нефинансовом и финансовом секторах и выступают в форме прибыли, дохода и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора могут быть пополнены за счет субсидий государства и кредитов банков.
В формировании сводного финансового баланса важное значение имеет денежно-кредитный баланс, так как динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов.
8.2 Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование
Государственный бюджет занимает центральное место в системе финансовых балансов. Он ежегодно утверждается в виде закона и представляет систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной – затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.
При прогнозировании доходов бюджета можно применять методы экстраполяции (на начальных этапах его формирования).
Налоговые поступления в прогнозируемом периоде могут быть определены укрупненно путем соотношения их с ВВП (на основе прогнозируемого объема ВВП и доли налогов в ВВП). Более точно налоговые поступления можно определить на основе ставок налогов и налогооблагаемой базы.
Неналоговые поступления обычно включают в себя доходы от пользования имуществом, пошлины и сборы. Прогноз их может осуществляться методами экстраполяции, на основе соотношения их с ВВП, а также информации финансовых организаций.
При прогнозировании расходов бюджета по отдельным статьям (на образование, здравоохранение) используется нормативный метод. На финансирование важнейших проектов расходы определяются на основе утверждаемой ежегодно государственной инвестиционной программы. По другим статьям расходы определяются эмпирически. Кроме того, должна учитываться политика государства.
Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заимствование у банковской системы.