Инфляция, ее виды и измерение
Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционные процессы приводят к широкому спектру негативных последствий. Экономика в условиях галопирующей или гиперинфляции скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса.
Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.
Под инфляцией следует понимать дисбаланс спроса и предложения, а также нарушение других пропорций национального хозяйства, проявляющееся в росте цен. Темпы роста цен являются одним из критериев определения вида инфляции. Выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гиперинфляция. Все перечисленные выше виды инфляции представляют собой тип так называемой открытой инфляции. Скрытая (подавленная) инфляция протекает при хроническом дефиците товаров и услуг в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенного спроса.
В качестве основных типов инфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).
В экономической литературе различают несколько видов инфляции:
1) инфляция спроса, которая вызывается
– ростом количества денег в экономике;
– ростом дефицита государственного бюджета;
– автономным изменением реального потребления;
– плановых инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта.
2) инфляция издержек. Она вызывается
– повышением уровня ожидаемых фирмами затрат на выпуск продукции;
– резкими нарушениями (шоками) предложения.
3) инфляция ожиданий.Она вызывается опытом предшествующей инфляции, вызываемой спросом. Хозяйственные субъекты, основываясь на опыте прошлых лет, стараются заранее застраховать себя от роста цен путем повышения цен на свои товары. Точно также работники, стремясь обезопасить себя от обесценивания номинальных доходов в результате ожидаемой инфляции, требуют повысить свои номинальные доходы. В результате происходит повышение цен на товары и факторы производства даже в том случае, когда в экономике не существует объективных условий для инфляции.
На практике часто имеют место одновременно инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий.
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется или будет изменяться в текущем (прогнозируемом) периоде по отношению к предыдущему периоду времени. Инфляция измеряется с помощью индексов потребительских цен.
Индекс потребительских цен определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых населением.
В Беларуси, например, индекс цен рассчитывается по фиксированному набору из 314 потребительских товаров, их групп и платных услуг.
Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств.
Прогнозирование инфляции
Прогнозирование инфляции можно осуществлять на основе индексов потребительских цен.
В условиях несбалансированной экономики необходимо учитывать скрытую инфляцию с помощью коэффициента, который определяется путем отношения индекса денежных доходов населения к индексу товарооборота и услуг.
Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы.
Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей. Среди важнейших факторов следует учитывать изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг.
В мировой практике распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др.
По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде, и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим.
Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде.
Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:
,
где – уровень инфляции прошлого года;
– уровень инфляции двухгодичной давности;
– уровень инфляции трехлетней давности и т. д.
Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия «AD-AS». Внешними переменными модели являются государственные расходы, налоги, предложениеденег, ценовой шок. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, объема производства, безработицы, инфляции, которые могут служить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.
При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и кредитно-денежной экспансии. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем исчезает вообще. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели «AD-AS» не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации.
Реализуя ту или иную стабилизационную политику, правительству важно оценить, как сильно среагирует экономика, то есть, какова будет величина мультипликатора данной политики. С этой точки зрения возникает проблема неопределенности мультипликатора экономической политики. В силу неопределенности мультипликатора правительство не может точно оценить эффект от проводимой экономической политики. Следует учитывать особенности эконометрических моделей построения прогнозов, которые строятся на основе оценок за прошлые периоды. Эти оценки не учитывают, что предлагаемые изменения в экономической политике влияют на ожидания экономических агентов, а ожидания влияют на мультипликатор. Если с помощью этих моделей мы пытаемся предсказать, как экономическое равновесие отреагирует на то или иное изменение в экономической политике, то мы можем получить некорректные оценки.