Основные и специальные функции управления качеством
В состав ОФУв ряде литературных источников включают, в частности, следующие функции:
1 планирование, представляющее особый процесс подготовки менеджерами решений по обеспечению усилий коллектива для достижения целей предприятия в области качества и конкурентоспособности. Этот процесс из-за периодического переориентирования целей и постоянного изменения условий внешней среды не может быть дискретным, а должен быть непрерывным;
2 организацию, направленную на структурирование всех работ организационного характера и их распределение по вертикали и горизонтали для достижения целей и выполнения намеченных планов в области качества и конкурентоспособности;
3 мотивацию, обеспечивающую активизацию труда работающих по выполнению всех видов работ с высоким качеством (без ошибок) в соответствии с распределенными функциями, планами и требованиями. Мотивация включает, как правило, внешнее стимулирование (материальное и моральное) и психологическое стимулирование (создание условий для заинтересованности в труде, потребности в трудовой активности, удовлетворение от трудовой деятельности). Это одна из самых важных менеджерских функций, способствующих достижению целей деятельности предприятия в области качества и конкурентоспособности;
4 контроль, представляющий собой: 1) отслеживание того, что запланировано по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности, 2) определение того, что сделано в этой области в определенный промежуток времени, 3) сравнение запланированного с достигнутым и 4) принятие корректирующих мер при обнаружении отклонений от запланированного. С помощью контроля осуществляется обратная связь, которая должна быть объективной основой для эффективного вмешательства менеджеров в процесс повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции.
Главный (базовый) принцип системного управления качеством, все общие принципы, а также общесистемные принципы предопределяют создание целевой системы управления качеством и наличие в ней соответствующего комплекса подсистем и их компонентов: во-первых, элементов входа и, во-вторых, объекта (управляемой подсистемы) и субъекта (управляющей подсистемы) системы. Применительно к системе компонентами входа могут быть цели, политика и обязательства в области качества и конкурентоспособности продукции, а также внешние условия, которые влияют на систему.
Для продуктовых систем управления качеством, используемых, например, в условиях договорной поставки продукции, можно формировать состав специальных функций на основе стадий и этапов жизненного цикла. Состав функций может быть примерно следующим:
ü изучение рынка сбыта и требований потребителей к качеству, единовременных затрат на приобретение и цен потребления продукции;
ü определение положения предприятия на рынке и целей, связанных с данной продукцией;
ü прогнозирование потребностей потребителей, спроса, технического уровня, качества, единовременных затрат на приобретение и цен потребления;
ü проектирование и разработка технико-экономических требований к технико-экономическому уровню КП;
ü проведение рекламы продукции;
ü разработка и постановка продукции на производство;
ü обеспечение материально-технического снабжения;
ü оценка поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий;
ü проведение технологической подготовки производства;
ü метрологическое обеспечение;
ü организация специальной подготовки и обучения кадров по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности продукции;
ü организация и изготовление бездефектной продукции стабильного качества;
ü проведение контроля качества, испытания и сертификации продукции;
ü утилизация продукции в процессе ее изготовления;
ü стимулирование и активизация повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции;
ü обеспечение упаковки, погрузочно-разгрузочных работ,
ü складирования и хранения продукции;
ü организация и поставка продукции;
ü обеспечение монтажа на месте эксплуатации, послепродажной технической помощи и обслуживания эксплуатируемой продукции;
ü обеспечение утилизации продукции после ее эксплуатации;
ü информационное и документационное обеспечение;
ü ведение учета и анализа затрат на повышение и обеспечение качества и конкурентоспособности продукции;
ü организация, обеспечение и проведение проверок, анализа, совершенствования и устранения недостатков;
ü обеспечение обратной связи с потребителями и авторского надзора за продукцией;
ü организация и обеспечение сертификации.
Примерно такие же функциимогут выполняться в бездоговорных системахуправления качеством. Исключение составят сертификация продукции и систем, реклама продукции и др.Наряду с перечисленными выше специальными функциями вэтих системах в соответствии с принятым на предприятии разделением труда менеджеров могут выполняться также функции системыобщего управления качеством. Необходимо за каждым подразделением и работником закрепить определенные функции управлениякачеством. Важно также, чтобы при реализации принципов системного управления качеством и выполнении при этом широкого круга специальных взаимосвязанных функций были охвачены все этапы спирали качества.