Фиаско государства: проблема эффективности государственного вмешательства в экономику
Анализ эффективности государственного регулирования позволяет сделать вывод о том, что реальные последствия проводимой политики могут заметно отличатся от предполагаемых результатов и дает возможность говорить о провалах государственного вмешательства в экономику.
Фиаско государства или провалы государственного регулирования – это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством.
Существуют четыре основные причины систематической несостоятельности государственного регулирования экономики и не достижения поставленных целей:
· несовершенство политического процесса;
· ограниченный контроль над бюрократией;
· ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора;
· растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений.
Несовершенство политического процесса, прежде всего, связано с асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений: принимаемые правительством решения не всегда основываются на точных и полных данных. Асимметричность информации всегда дает преимущества тем, кто ею владеет в большей степени. Несовершенство политических процессов помимо этого можно объяснить лоббизмом, логроллингом, излишним популизмом, поиском политической ренты и отсутствием мотивации принятия эффективных политических решений.
Сюда так же можно отнести так называемое «рациональное игнорирование», что означает сознательное уклонение части общества от участия в выборах или других возможных политических голосованиях. Это связано с тем, что положительные эффекты и выгоды, которые получат избиратели в случае самого благоприятного исхода, незначительны и оцениваются ими ниже издержек, которые они понесут при участии в голосовании. Предположим, что правительством рассматривается возможность снижения субсидирования некой отрасли, что, по экспертным оценкам, принесет выгоду национальной экономике в целом. Большинство членов общества получат при положительном решении очень несущественную выгоду, так как общая выгода распределится среди всего населения, поэтому эта часть общества будет вести себя достаточно апатично, то есть рационально игнорировать данное политическое решение. В то время, как меньшинство избирателей, имеющее непосредственное отношение к отрасли, получающей субсидии, значительно пострадает при принятии решения об их ограничении. Это приведет к формированию групп давления и лоббированию отраслевых интересов.
Ограниченный контроль над бюрократией. Государственный бюрократический аппарат даже небольшой страны представляет собой сложную многоуровневую структуру. Решения, принимаемые на верхнем уровне, не всегда эффективно дорабатываются и претворяются в жизнь на нижних, административных уровнях, власти «на местах» могут значительно изменить смысл и направленность правительственных решений или законодательных актов. Предположим, что парламент страны в целях защиты окружающей среды ужесточает национальное экологическое законодательство. Технические детали и нормативы в этом случае будет дорабатывать специализирующееся на этом государственное агентство. Здесь возникает основная проблема – как добиться того, что бы администраторы, в обязанность которых входит выполнение принятых решений, сделали это безукоризненно и эффективно, так как затягивание процесса, предоставление излишних льгот и т.д. сведет на нет намерения парламента.
В рамках этого пункта так же можно выделить недобросовестность, нечистоплотность государственных чиновников, которые, преследуя свой личный интерес, нацелены на получение максимального количества голосов на предстоящих выборах и поэтому принимают популистские решения, не соответствующие критерию экономической эффективности. Кроме того, чиновники – представители бюрократического аппарата, являясь обыкновенными людьми, могут оказаться в ситуации, когда личные выгоды от принятия определенного решения столь велики, что превышают чувство долга и страх перед возможным наказанием.
Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора. Кроме государственного сектора в любой стране существует частный сектор, на который труднее оказать влияние, что ведет к невозможности в полной мере предвидеть последствия государственных решений. С этой проблемой государство стакивается на протяжении всего времени своего существования. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство в целях борьбы со спекуляцией устанавливает фиксированные цены на ряд продовольственных товаров. Однако это приводит к возникновению товарного дефицита, очередей и формированию черного рынка.
Так, в Англии в 1696 г. был введен налог на окна. В то время было технически трудно определить величину дохода населения, что делало неосуществимым введение справедливого подоходного налога. Окна же, были предметом роскоши и богатые люди имели в домах больше окон, чем бедные, что делало их хорошим критерием в определении дохода. Таким образом, пооконная налоговая база была справедливой и при ее введении не ставилась задача оставить дома без солнечного света, однако, чтобы снизить налоговые выплаты население начало уменьшать количество окон.
Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора/ Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 25.
Растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений. Временные интервалы, проходящие между принятием и реализацией тех или иных решений, достаточно часто являются причиной фиаско государства. Мероприятия, целесообразность которых продиктована сегодняшними условиями, могут не быть необходимыми в будущем из-за изменения экономической ситуации. Это связано с поведением экономических агентов, которые отреагировали на принимаемые решения, изменениями конъюнктуры на мировых рынках и другими факторами. Таким образом, можно говорить о запаздывании, временных лагах – внутреннем и внешнем – между осознанием проблемы, выбором инструментов и мер ее решения и воплощением принятой программы действий.
Внутренний лаг связан с временем, проходящим с момента возникновения проблемы до выработки конкретных мер ее решения. Его продолжительность определяется рядом факторов. Прежде всего, время необходимо на распознавание проблемы, анализ причин ее возникновения. Например, для формирования эффективной антиинфляционной политики нужно оценить уровень инфляции и причины ее возникновения. Еще больше времени проходит при разработке конкретных мер воздействия. Так, при реформировании налогового законодательства с целью увеличения деловой активности, необходимо провести массу консультаций с экспертами и согласований в различных инстанциях.
Внешний лаг определяется временным промежутком с момента принятия правительственной программы, включающей в себя направления и инструменты воздействия, до момента, когда объект государственного регулирования начинает изменяться вследствие принятых мер. Внешний лаг может представлять собой значительный временной интервал, например, при снижении налоговых ставок реальное оживление экономики начнется не сразу.
В заключение можно отметить, что государственное регулирование и рыночный механизм не противостоят, а дополняют друг друга. Рынок не может нормально функционировать без государства, устанавливающего «правила игры», грамотное государственное регулирование позволяет устранить те провалы и недочеты, которые невозможно восполнить, используя только рыночный механизм. Вместе с тем, существуют объективные пределы государственного вмешательства и провалы государства. Теория общественного выбора определяет взаимосвязь между политикой и экономикой и объясняет специфику принятия политических решений. Именно эти знания являются предпосылкой формирования успешной стратегии государственного воздействия на экономику.
Основные выводы
1. Теория общественного выбора – это раздел экономической науки, изучающий закономерности выбора путей деятельности правительства в области экономики и то, каким образом осуществляется этот выбор под давлением демократической системы. К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся: методологический индивидуализм; концепция экономического человека; политика как обмен.
2. В современных условиях актуальным является общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии. Прямая демократия – это политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично голосовать за политический курс или программу. При возрастании числа избирателей и росте проблем, требующих постоянного решения, возникает необходимость в представительных учреждениях и отборе кандидатов для них. Представительная демократия – это политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы.
3. В числе применяемых процедур голосования и принятия решения можно выделить некоторые правила: правило единогласия, когда решение принимается только в том случае, если за него проголосуют все участвующие в голосовании. Для того, чтобы снизить издержки принятия решений, связанные с правилом единогласия, используют правило большинства. Правило Борда позволяет при однократном применении процедуры осуществить выбор между несколькими различными альтернативами, выигрывает альтернатива, сумма рангов которой по всем индивидуумам наименьшая. В соответствии с правилом Кондорсе варианты голосования сравниваются попарно. Правило выбора «по традиции» предполагает наличие некоторых заданных предпочтений, которые считаются традиционными.
4. В условиях прямой демократии, когда решения принимаются большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата, все решения имеют тенденцию соответствовать интересам медианного избирателя. Модель медианного избирателя – модель, характеризующая тенденцию, согласно которой принятие решений в рамках прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества. Рационально действующий политик стремится обеспечить себе поддержку возможно большего числа избирателей, при этом ее удается найти, придерживаясь центральной части политического спектра.
5. Представители теории общественного выбора показывают, что нельзя полностью полагаться на результаты голосования. Ситуация, в которой устойчивый коллективный выбор неосуществим, описывается парадоксом голосования – противоречием, возникающее из-за того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных общественных предпочтений. Требование рациональности несовместимо для него с требованием универсальности.Теорема о невозможности Эрроу показывает, что при любой процедуре выбора, если он является коллективным (отсутствует «диктатор»), могут найтись такие профили предпочтений, для которых не существует устойчивого, не подверженного манипулированию исхода голосования.
6. Лоббизм – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. В законодательной деятельности политики стремятся повысить свою популярность, используя систему логроллинга - практики взаимной поддержки политических решений путем торговли голосов. Поддержку по своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в защиту проектов и программ своих коллег.
7. Взаимодействие избирателей и политиков, а также решения представительных органов обычно определяют лишь общие стратегии развития общественного сектора. Ее конкретизация и реализация – задачи исполнительных органов власти. В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащих называют бюрократией. Модели бюрократии Нисканена и Таллока рассматривают деятельность бюро с точки зрения расходов государства, модель Бретона-Бреннана-Бьюхенена модель подходит к ограничению деятельности бюро с точки зрения получаемых государством доходов. В этом случае законы о налогах выступают, как факторы, ограничивающие рост бюро.
8. Правительственные чиновники стремятся получить материальные выгоды за счет как общества в целом, так и отдельных лиц, добивающихся принятия определенных решений, что принято называть поиском политической ренты. Бюрократы, участвуя в политическом процессе, стремятся провести такие решения, чтобы гарантировать себе получение экономической ренты за счет общества.
9. Согласно теориям политико-экономического цикла причиной макроэкономических колебаний являются политические решения. Основная цель политиков – переизбрание, соответственно их действия направлены на завоевание симпатий электората. Поэтому правительство проводит жесткую политику после выборов и более мягкую, популистскую непосредственно перед выборами. Таким образом, периодичность делового цикла совпадает с политическим.
10. Реальные последствия проводимой государственной политики могут существенно отличатся от предполагаемых результатов, что дает возможность говорить о провалах, фиаско государственного вмешательства в экономику. Выделяют четыре основные причины несостоятельности государственного регулирования:
· несовершенство политического процесса;
· ограниченный контроль над бюрократией;
· ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора;
· растянутость во времени процессов принятия и реализации политических решений.
Основные понятия
Лоббизм
Логроллинга
Модель медианного избирателя
Парадокс голосования
Поиск политической ренты
Политико-экономический цикл
Представительная демократия
Прямая демократия
Теория общественного выбора
Фиаско государства
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает теория общественного выбора?
2. В чем единство и в чем различие прямой и представительной демократии?
3. В чем состоит роль медианного избирателя? Почему на практике общественный выбор не полностью сводится к определению позиции медианного избирателя?
4. Какова роль лоббирования? Приведите примеры лоббирования правительственных решений.
5. Какие тенденции общественного выбора обусловлены влиянием бюрократии?
6. Что такое политико-экономический цикл? В чем отличия электорального политико-экономического цикла от поколенческого?
7. Выделите основные причины «провалов» государственного воздействия на экономическую ситуацию?
Вопросы для обсуждения
1. В какой роли выступает потребитель в процессах общественного выбора? Каким образом он проявляет свои предпочтения?
2. Какую роль в процессах общественного выбора играют политические деятели? Каков критерий рациональности их действий? Каковы критерии рационального поведения для бюрократии?
3. Предположим, что с целью увеличения поступления денежных средств в бюджет, государство принимает решение о существенном увеличении налоговых ставок. Дайте прогноз ответной реакции частного сектора в этом случае. Сможет ли это изменить запланированный государством результат.
Задачи и тесты
1. Методологический индивидуализм подразумевает:
а) способность разделять бизнес и политику;
б) способность определять приоритеты в общественных интересах;
в) использование политического процесса в личных целях;
г) раскол профсоюзного движения.
2. Концепция «экономического человека» подразумевает:
а) рациональность поведения индивида;
б) стремление избежать участия в политическом процессе любыми доступными способами;
в) верно a и б;
г) все ответы неверны.
3. Представительная демократия по отношению к прямой демократии обладает следующими преимуществами:
а) более простым процессом голосования;
б) более простым правилом принятия решения;
в) отсутствием возможности принятия решений, выгодным узким группам лиц;
г) более низкими издержками процесса разработки и принятия законов.
4. Согласно модели политико-экономического цикла Нордхауса, правящая партия:
а) в первую половину срока всеми силами подавляет инфляцию, что сопровождается ростом безработицы;
б) в первую половину срока осуществляет меры, направленные на повышение занятости населения, не взирая на рост уровня цен;
в) проводит политику, учитывающую интересы общества в долгосрочном периоде;
г) все ответы неверны.
5. Правящая партия левой ориентации, в соответствии с моделью политического цикла Д. Гиббса, к моменту выборов будет добиваться:
а) минимизации темпов инфляции;
б) снижения уровня безработицы;
в) снижения налогов;
г) все ответы верны.
6. Несовершенство политического процесса, приводящее к провалам государственного регулирования, не связано;
а) асимметричностью и ограниченностью в получении информации, необходимой для принятия решений;
б) лоббизмом;
в) логроллингом;
г) ответной реакцией частного сектора.
7. Женщины были признаны полноправными гражданами довольно поздно. Например, в США они получили избирательные права лишь в 1920г. – раньше, чем «зеленая» молодежь с 18 лет (1971г.), но позже, чем негры-рабы (1863г.). Столь позднее признание женщин полноправными субъектами демократической политической жизни отнюдь не является американской спецификой. Впервые в мире женщин допустили к участию в общенациональных выборах в 1893г. в Новой Зеландии. В Европе в 1906г. впервые женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами в Финляндии, бывшей тогда частью Российской империи. Последними в Европе предоставили женщинам избирательные права Швейцария (1971г.), Португалия (1975г.), Испания (1977г.) и Лихтенштейн (1986г.). Любопытно, что их опередили такие не слишком демократичные страны, как, например, Турция (1934г.), Шри Ланка (1949г.), Колумбия (1957г.).
Почему же мужчины столь долго отказывали «прекрасной половине человечества» в политических правах? Попробуйте ответить на этот политологический вопрос с точки зрения экономической науки.
8. Верны ли следующие утверждения:
а) Медианный избиратель – это лицо, занимающее промежуточную позицию по данному вопросу.
б) Политико-экономический цикл присущ всем странам, независимо от уровня их экономического развития, однако, он наиболее заметен в странах с низким уровнем экономического развития.
в) Провалы государственного воздействия на экономику – это случаи, когда государство не в состоянии устранить фиаско рынка.
г) Чиновник, берущий взятки за определенное решение, – это пример ограниченного контроля над бюрократией.
Литература
1. Курс экономической теории / Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма, 2004.
3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора.– М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
4. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.
5. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.
ГЛОССАРИЙ
А
Акции (stocks) –ценные бумаги, аккумулирующие разрозненные капиталы индивидуальных и институциональных инвесторов и взамен наделяющие их совокупностью прав: на получение текущего дохода в виде дивиденда, на участие в управлении делами компании и на получение доли капитала компании (в случае ликвидации).
Аллокация (allocation) – определенное распределение благ между потребителями или факторов производства между производителями.
Альтруизм (altruismе) – бескорыстная забота о благе других.
Амортизация (depreciation) – доля долгосрочного капитала, переносящего свою стоимость на конечный продукт в данном периоде.
Аннуитеты (annuity) –право на получение фиксированной суммы денег в течение ряда лет.
Антимонопольное регулирование (antitrust policy)– политика, направленная на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение приобретения ее экономическими субъектами.
Асимметричная информация (asymmetric information) – ситуация на рынке, когда одни его участники (например, продавцы) знают о характеристиках товаров больше других (например, покупателей).
Б
Барьеры на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами, при попытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (патенты, лицензии).
Безубыточность фирм (breakeven point) – состояние устойчивого долгосрочного равновесия, когдаточка равновесия находится на кривой АТС, экономическая прибыль равна нулю, доход равен издержкам.
Бренд (brand) – это эмоциональный интуитивный образ товара, существующий в воображении покупателя.
Бюджетная линия (budget line) – это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых доход потребителя тратится полностью.
Бюджетное ограничение (budget constraint)– все комбинации товаров, которые потребитель может купить на свой бюджет при условии полного его расходования.
В
Ведомый последователь (follower) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.
Внешние (побочные) эффекты, экстерналии (externalities, spillover effects) – не получившие отражение в ценах затраты (отрицательные экстерналии) или выгоды (положительные экстерналии) от рыночных сделок, которые несут или которыми пользуются лица, не участвующие в сделках.
Вторая теорема теории общественного благосостояния (the second of public welfare) утверждает, что для любого Парето-эффективного состояния экономики можно подобрать систему цен, при которой действия производителей и потребителей приведут к этому состоянию как к состоянию общего конкурентного равновесия.
Вход на рынок (entry into a market)– появление на рынке новых фирм, что приводит к расширению конкуренции.
Входные барьеры (barriers entry) – препятствия к вхождению на рынок, дающих возможность монополистам получать сверхприбыль и влияющих на размещение и использование ресурсов.
Г
Граница производственных возможностей (production potentialities border) – линия, ограничивающая множество объемов выпуска двух товаров при всех вариантах использования для этого заданных объемов труда и капитала и показывающая максимально возможные объемы выпуска этих товаров.
Д
Демпинг (dumping) – продажа товара ниже бухгалтерских издержек.
Диаграмма («коробка») Эджоуорта (Edgeworth box) – графический способ представления результатов совместных действий двух потребителей или двух производителей, при котором распределение двух благ между субъектами задается точкой в прямоугольнике («коробке»), образованном координатными осями двух субъектов: начало координат одного субъекта находится в левом нижнем углу прямоугольника, а второго – в правом верхнем.
Дилемма заключенного (prisoner’s dilemma)– игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.
Дисконт (discount) –разница между номиналом как конечной ценой погашения и ценой размещения (первоначальными инвестициями), доход инвестора.
Дисконтирование (discounting) –метод, с помощью которого рассчитывается сегодняшний аналог суммы, выплачиваемой через определенный срок при существующей ставке процента.
Дифференциация продукта (product differentiation) – представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.
Долгосрочная кривая отраслевого предложения (long-run supply curve of industry) – показывает зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта в точках, где отрасль находится в равновесии. Для любой точки на долгосрочной кривой отраслевого предложения P = LRMC = LRAC min.
Долгосрочное равновесие совершенно конкурентной фирмы (long run equilibrium) – ситуация, при которой фирма имеет объем производства, обеспечивающий нормальную прибыль при ценах равных минимумам средних издержек производства MR=MC=AC=P.
Доля рынка (market share) – доля общего объема продаж на рынке, которая приходится на одну фирму.
Дуополия, дуопсония (duopoly, duopsony) – частный случай олигополии (олигопсонии), когда в отрасли взаимодействуют две фирмы.
Е
Естественная монополия (natural monopoly) –фирма или отрасль, средние издержки которой снижаются на всем диапазоне выпуска, поэтому один производитель может удовлетворить весь спрос и производит более эффективно, чем множество фирм.
Естественное плодородие почвы (natural fertile soil) – это природное благо, которое удовлетворяет потребности растений в питательных веществах, влаге, воздухе, биотической и физико-химической среде.
З
Закон больших чисел (law of large numbers) – статистическое явление, на котором основана система распределения риска и само существование страхового рынка. Согласно этому закону, если событие является независимым с вероятностью р для каждого человека, входящего в состав большой группы людей, то пропорциональное число людей, с которыми данное событие происходит в какой-либо определенный год, почти никогда значительно не отличается от р.
Закон Вебера-Фехнера (psychophysical Weber-Fechner law) – закон психофизики, согласно которому люди воспринимают разницу в явлении (цене) соразмерно с величиной самого явления (цены).
Закон непредвиденных последствий (law of unforeseen consequences) представляет собой свойство политических действий иметь косвенные, непредвиденные последствия в дополнение к тем, которые были целью этих действий.
Закрытая монополия (closed monopoly)– отрасль или фирма, для которых существуют значительные барьеры входа, а монопольное положение является длительным и устойчивым.
Заработная плата (wage) – вознаграждение за труд или цена труда признанная рынком.
Защита акционеров (protection of stockholders) – наличие в стране законов, правил и организаций, обеспечивающих акционерам возможность предотвратить или максимально снизить оппортунистические действия менеджеров.
И
Избыточная мощность (excess capacity) – разница между количеством товара, соответствующим LAТCmin, и количеством, выпускаемым фирмой.
Изменение относительной цены блага (change of the relation price of the good) представляет собой изменение цены блага относительно к средней цене всех благ.
Изопрофитная кривая (isoprofit curve) – линия, показывающая все возможные комбинации объемов продаж обеих фирм, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.
Инвестирование (investment)– процесс создания и увеличения запаса капитальных благ.
Инвестиции (investment)– затраты на увеличение объема функционирующего капитала, осуществляемые с целью получения прибыли или социального эффекта.
Индекс Херфиндаля (Herfindahl index) – показатель уровня концентрации рынка. Рассчитывается как сумма квадратов долей каждой фирмы в общем объеме рыночных продаж.
Индекс Лернера (Lerner index) – один из показателей позволяющих оценить монополистическую власть. Рассчитывается как отношение разности между ценой и предельными издержками к цене.
Индекс Херфиндаля–Хиршмана (Herfindahl–Hirschman index)– сумма квадратов рыночных долей всех фирм определенной отрасли.
Индивидуальный спрос (individual demand) – зависимость между ценой товара и величиной спроса на него, предъявляемого со стороны отдельного потребителя.
Инфраструктура рынка труда (infrastructure market of labor) – совокупность материально-технических, организационных и правовых условий обеспечивающих функционирование сферы товарного обращения рабочей силы, включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров и т.п.
Исключаемые общественные блага (exclusion good) – блага, потребление которых неизбирательно, но затраты на устранение дополнительных потребителей достаточно малы, цена легко назначается.
Искусственное плодородие почвы (artificial fertile soil) – результат агротехнической деятельности человека, обеспечивающей повышение культуры земледелия.
К
Капитал (capital)– все ресурсы, используемые людьми, для производства новых товаров и услуг и приносящие доход.
Капитальные блага (capital goods) – долгосрочные материальные факторы производства.
Карта кривых безразличия (indifference curve map) - множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя.
Картель (cartel)– письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпускаемую продукцию.
Квазиобщественный (квазигосударственный) товар (quasi-public good) – товар или услуги социально-значимые или социально-вредные, потребление которых считается желательным исходя из политических или социальных целей общества, хотя принцип исключения легко распространим на данные блага.
Классическая теория (classical theory) – теория, основоположниками которой были Давид Риккардо, Джеймс Милль и их предшественники. Классическая теория рассматривает рыночную систему в качестве саморегулирующейся экономики, в которой действует закон Ж.-Б. Сэя.
Коллективное благо (collective good) – термин применяется в отношении благ, которые потребляются небольшой группой людей и имеют сравнительно узкие границы несоперничества и неисключаемости.
Конкурентная фирма (competitive firm) – фирма, продающая товары на рынке совершенной конкуренции.
Концентрация рынка (market concentration) – степень доминирования на рынке наиболее крупных фирм. Характеризуется такими показателями, как доля четырех (восьми) крупнейших фирм в общем объеме рыночных продаж, индекс Херфиндаля и др.
Концепция экономического рационализма (conception of economic rationalism) –концепции рационального поведения в рыночной экономике. Экономисты пытаются в своем анализе изобразить человека экономического как «эгоистическую особь», руководствующуюся только «погоней за прибылью».
Корректирующая субсидия (corrective subsidy)– субсидия производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющая приблизить предельные частные затраты к предельным общественным.
Корректирующая субсидия (corrective subsidy)– платеж производителям или потребителям экономических благ с положительными внешними эффектами, позволяющий приблизить предельные частные затраты к предельным общественным; предназначена для интернализации внешнего эффекта посредством оказания понижающего давления на цену потребления данного товара для того, чтобы довести его рыночный выпуск и предложение до эффективного уровня.
Корректирующий налог (corrective tax) – налог на выпуск экономических благ, который повышает предельные частные затраты до уровня предельных общественных.
Коэффициент концентрации (concentration coefficient)– это выраженное в процентах отношение объема продаж определенного количества крупнейших фирм (например, трех, четырех, шести или восьми) к общему, отраслевому объему продаж.
Коэффициент Лернера (Lerner coefficient)– отношение разницы между ценой реализации продукции и предельными издержками ее производства к цене продукции
Краткосрочная кривая предложения (short-run supply curve)– часть кривой предельных издержек фирмы выше точки минимума на кривой ее средних переменных издержек.
Краткосрочное предложение совершенно конкурентной фирмы (short run supply) – предлагаемое фирмой количество продукции для каждого данного уровня цены.
Кривая безразличия (indifferent curve) – кривая постоянного уровня полезности от потребления различных наборов благ.
Кривая «доход-потребление» (income–consumption curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при различном уровне и фиксированных ценах.
Кривая рыночного спроса (market demand curve) – сумма кривых спроса всех индивидуумов.
Кривая «цена-потребление» (price–consumption curve) – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменении в ценах.
Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, отражающая зависимость объема потребления от величины дохода потребителя.
Л
Лидер (leader)– игрок (фирма), делающий первый ход в игре.
Лимитирующее ценообразование (limit pricing) – стратегия ценообразования, при которой господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне меньше того, который дает возможность получать краткосрочную максимальную прибыль. Цель стратегии – уменьшении вероятности появления на рынке конкурентов.
Линия контрактов или кривая консенсуса (contract curve) – линия, состоящая из точек касания кривых безразличия двух потребителей в диаграмме Эджуорта и отражающая все Парето-эффективные состояния в обмене, при достижении которых дальнейший обмен нецелесообразен.
Лоббизм (lobbying) – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения.
Логроллинг (logrolling) – это практика взаимной поддержки политических решений путем торговли голосов.
М
Максимизация прибыли (profit maximization) – одна из основных целей фирмы в теории фирмы и теории рынков. Фирма стремится установить такую комбинацию «цена – объем производства», которая принесет максимальную прибыль.
Методология (methodology) в научном плане означает учение о методе научного исследования. Это не есть механический набор общих и частных методов. В каждой конкретной науке это есть некое мировосприятие, мировоззрение на то или иное явление, которое предполагает использование совокупности общенаучных и частных методов исследования.
Микроэкономика (microeconomics) изучает выборы, которые совершают малые хозяйственные единицы в условиях ограниченности ресурсов.
Микроэкономическое регулирование рынков (microeconomic regulation of the market) – действия государства по снижению отрицательных воздействий на функционирование рынков таких явлений, как рыночная власть, неполная информация, внешние эффекты и общественные блага.
Модель медианного избирателя (median voter model) – модель, характеризующая тенденцию, согласно которой принятие решений в рамках прямой демократии осуществляется в соответствии с интересами человека, занимающего место в середине шкалы интересов данного общества.
Модель Эджуорта (Edgeworth model)– предполагается ограничение производственных мощностей олигополистов. Основной характеристикой модели является отсутствие устойчивого равновесия, когда ценовые войны сменяются циклами роста цен.
Модель экономическая (economic model) представляет собой теоретически установленные причинно-следственные связи с использованием эконометрических данных.
Модель Эрроу-Дебре (Errow-Debre model) – экономико-математическая модель, отражающая общее конкурентное равновесие, которая имеет математическое доказательство его существования при условиях: 1) технологические возможности производителей образуют замкнутое выпуклое ограниченное сверху множество векторов «затраты – выпуск»; 2) предпочтения потребителей не насыщаемы, соответствуют принципу убывающей предельной полезности на замкнутых выпуклых и ограниченных снизу допустимых множествах векторов потребления, включающих как потребляемые блага (со знаком плюс), так и затраты труда (со знаком минус).
Монополистическая конкуренция (monopolistic competition)