Методология анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен
В основу изучения теории общественного выбора положен собственно общественный выбор который представляет собой совокупность процессов нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ, который обычно осуществляется через систему политических институтов. Если рынок выявляет механизмы индивидуальных предпочтений относительно производства частных благ, то государство представляет собой аналог рынка и выявляет предпочтения индивидов относительно производства общественных благ. Особенностью этого механизма выявления предпочтений является его нерыночный характер.
Дж. Бьюкенен писал: «Общественный выбор – это взгляд на политику, который возникает вследствие распространения применения инструментов и методов экономиста на коллективные или нерыночные решения».
Джеймс Бьюкенен
Американский экономист Джеймс Макджилл Бьюкенен родился в г. Мерфрисборо (штат Теннесси). Его отец Джеймс, в честь которого Дж. Бьюкенен получил имя, был фермером, а мать Лила (урожденная Скотт) Бьюкенен, до замужества была школьной учительницей; родители Дж. Бьюкенен активно участвовали в местной политической жизни. Дед Джон П. Бьюкенен занимал в течение одного срока пост губернатора штата Теннесси; он был выдвинут на эту должность от фермерского союза популистской партии. Родители убеждали его повторить путь, пройденный его дедом. Однако Великая депрессия сорвала планы изучать право в Вандербильдтском университете. Вместо этого он поступил на учебу в педагогический колледж Среднего Теннесси в Мерфрисборо, зарабатывая на обучение и покупку книг дойкой коров.
Экономическое образование получил в Университете Теннесси (магистр, 1941) и Чикагском университете (доктор, 1948). Занимал должность профессора экономики Университета Теннесси (с 1950), Университета Флориды и Виргинского университета (с 1956), преподавал в других учебных заведениях. Последние годы работает в центре изучения общественного выбора в Ферфаксе, штат Виргиния.
Имя Дж. Бьюкенена неразрывно связано с наукой об общественном выборе. Долгое время существовало убеждение, что решения, принимаемые отдельными политиками, политическими и государственными организациями, должны иметь целью принесение всему обществу наибольшей пользы. К. Виксель в 1897 г. впервые определил политику как взаимовыгодный взаимообмен между гражданами и общественными структурами. Развивая его идеи, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в 1962 г. публикуют книгу под довольно необычным названием – «Расчет согласия». Их цель - проанализировать процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук; исходная предпосылка прямо противоположная общепринятой – решения политиков и общественных организаций исходят прежде всего из их собственных интересов. Основной целью политиков, например, является получение максимума голосов на выборах (как следствие, перед выборами они часто принимают неразумные с экономической точки зрения решения), а государственных органов - максимальное увеличение своих размеров и власти. Здесь видна аналогия с микроэкономикой, построенной на двух фундаментальных предположениях: потребитель стремится получить максимум полезности, а фирма - максимум прибыли. Анализируя рынок, мы оперируем понятиями спроса и предложения, в общественном выборе подобными противоположностями выступают различные по своим целям и требованиям группы избирателей и лоббистские организации, с одной стороны, и политики – с другой. В результате их взаимодействия рождаются конкретные политические решения. Исследовались и различные процедуры принятия решений, такие как правила голосования, а также и структура самих законодательных органов.
Дж. Бьюкенен была присуждена в 1986 г. Премия памяти Альфреда Нобеля по экономике «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». В решении Шведской королевской академии наук констатировалось, что «основное достижение Дж. Бьюкенен состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и применил концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды».
Источник: http://gallery.economicus.ru
Основными сферами анализа в теории общественного выбора считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж.Бьюкенен, Д.Мюллер, У.Нисканен, М.Олсон, Г.Таллок, Р.Толлисон, Ф.А.Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.
Проблемы теории общественного выбора можно сформулировать в виде ряда вопросов:
· Возможно ли найти справедливое коллективное решение?
· Как «измерить» мнение отдельных избирателей?
· Почему голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действительных предпочтений общества?
· Как повлиять на сограждан, чтобы было принято нужное решение?
· Каковы цели общественного благосостояния? В интересах кого должно в первую очередь развиваться общество?
· Почему интересы потребителей одерживают верх в словесных спорах, но политику контролируют интересы производителей?
· Как создать коалиционное правительство? Каковы причины устойчивости коалиций?
· Как люди получают выгоду с помощью политического процесса?
· Почему закон перерождается в произвол? Как предотвратить превращение демократии в авторитарный режим?
Эти вопросы показывают, что, двигаясь от простого к сложному, можно проанализировать экономическими методами различные аспекты современного политического устройства.
К числу основных предпосылок теории общественного выбора относятся:
· методологический индивидуализм;
· концепция экономического человека;
· политика как обмен.
Теория общественного выбора является частным случаем теории рационального выбора, которая развивает концепцию методологического индивидуализма, заложенную в трудах Т.Гоббса, Б.Мандевиля, А.Фергюссона, К.Менгера. Данная концепция состоит в том, что люди, действующие в политической сфере, стремятся к достижению своих личных интересов при ограничениях, накладываемых действующей системой политических институтов.
Человек в рыночной экономике, отождествляя свои предпочтения с товаром, стремиться принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности, т.е. его поведение рационально. Формулировка понятия «рациональность» рассматривается не только в строгой форме (принцип максимизации), но и с учетом ограничения во времени, когда люди стремятся обеспечить определенный уровень своих потребностей и руководствуются в своей деятельности, прежде всего экономическим принципом, сравнивая предельные выгоды и предельные издержки. Поэтому, в основе теории общественного выбора лежит концепция «экономического человека».
Еще одним из методологических подходов теории общественного выбора является подход к политике как взаимовыгодному обмену, который основан на аналогии между рынком товаров и политическим рынком.
Политика как обмен
Политика – это сложная система обмена между индивидуумами, в которой они коллективно стремятся к достижению своих частных интересов, поскольку не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике – соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага: от местной пожарной охраны до суда.
Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики// Вопросы экономики. – 1994. - №6. – С. 108.
На рынке люди выражают свои предпочтения в потреблении товаров в качестве покупателя, формируя спрос на товары и услуги, а потребители общественных благ выражают свои интересы как избиратели посредством механизма голосования. Голосование – это своеобразная форма учета индивидуальных предпочтений, в соответствии с которыми и осуществляется волеизъявление участников.
В отличие от частного общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свою программу. Избиратели более ограничены в выборе, чем покупатели товаров на рынке, прежде всего с точки зрения информации, которой они располагают.
Участниками политического процесса являются также политики и государственные служащие (администраторы, чиновники, бюрократия).
Политики определяют цели развития и средства их достижения, пытаются добиться одобрения сформулированных ими программ и в случае поддержки ищут пути реализации своих программ. Политики – это своего рода предприниматели, однако они заинтересованы в спросе на их продукцию не со стороны покупателей, а со стороны избирателей, в их деятельности действует не принцип самоокупаемости, а необходимость переизбрания, максимизируют они не прибыль, а престиж.
Образуется политико-экономический кругооборот аналогичный кругообороту товаров и услуг, где вместо домашних хозяйств и фирм участвуют избиратели и политики, а вместо рынков товаров и ресурсов используются политический рынок и рынок общественных благ (рис.14.1).
В простейшей модели избиратели формируют общественные предпочтения. На политическом рынке отбирают наиболее популярных политиков, которым путем голосования избиратели делегируют свои полномочия. Политики в свою очередь принимают законы и организуют снабжение избирателей общественными благами.
Рис.14.1. Политико-экономический кругооборот
Эта модель может быть усложнена включением в нее бюрократов (рис.14.2). Термин «бюрократия» используется в веберовском смысле слова – как обозначение рациональной деятельности профессиональных государственных служащих. Избиратели, проголосовавшие за политиков, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов. Поведение бюрократов определяется не только законодателями, но и должностными инструкциями, определяющими их права и обязанности, их минимальная цель – сохранение должности, максимальная – повышение статуса.
Рис.14.2. Политико-экономический кругооборот с участием бюрократии
Таким образом, основная проблема общественного выбора – это проблема рационального поведения избирателей, и заключается в том, что с позиции отдельного индивида нерационально осуществлять значительные старания с целью извлечения информации, способствующей более рациональному общественному выбору.
Распространение системных методов исследования сопровождается развитием экономико-математического моделирования. В теории общественного выбора доминируют статистические и эконометрические методы, основанные, прежде всего на позитивизме. Наиболее широкое развитие получили такие эконометрические приемы как модели структурных уравнений, анализ временных рядов и нелинейные оценки.