Понятие производственной инфраструктуры. Место транспорта.

Комплекс производственной инфраструктуры – часть народнохозяйственного комплекса, призванная обеспечить общие условия развития базовых отраслей народного хозяйства. В состав комплекса входят: транспорт (за исключением пассажирского); дорожное хозяйство; материально-техническое снабжение, инженерные сети и сооружения энерго-, тепло-, водоснабжения; система связи и коммуникаций; складское хозяйство; научно-исследовательская и проектно-конструкторская база; система информационно-вычислительного обслуживания; организации и службы по ремонту машин и оборудования.

Важное место в комплексе производственной инфраструктуры занимает транспорт, который продолжает процесс производства в пределах обращения, доводя произведенную продукцию до конечного потребителя. Главная задача транспорта – обеспечение нормального хода производства в целом по стране и в каждом регионе. Он создает возможности общественно-территориального разделения и кооперации производства, сближению города и села, более полному использованию трудовых ресурсов. Функциональное назначение транспорта – обеспечение перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени.

Особенности транспорта:

- особый характер производимого продукта, который не может существовать сам по себе. Он неотделим от процесса производства и не имеет каких-либо физических характеристик и материального воплощения. Поэтому он не может накапливаться, что должно учитываться при планировании.

- двойственность транспортных издержек с точки зрения общества. Они, с одной стороны, необходимы для продолжения процесса производства, с другой стороны – они являются непроизводительными с точки зрения общества, которое в силу этого заинтересовано в их снижении. Эта двойственность может порождать противоречие между обществом и транспортными предприятиями.

- динамичность средств транспорта, т.е. их обязательное перемещение в пространстве и во времени, что требует создания резерва при планировании.

- воздействие транспорта на весь процесс расширенного производства, особенно на продолжительность воспроизводственного цикла, формирование размера запасов сырья, топлива и продукции.

Транспорт как отрасль представляет собой сложную технико-организационную и производственно-хозяйственную систему. Он включает в себя:

- транспорт общего пользования, обеспечивающий перевозку грузов и пассажиров независимо от их ведомственной подчиненности;

- транспорт ведомственный;

- магистральный;

- промышленный (внутрипроизводственный)

- универсальный (используется для перевозки грузов и пассажиров)

- специальный

- городской

Единый транспортный комплекс объединяет различные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный), транспортные коммуникации, транспортные узлы, подвижной состав, погрузо-разгрузочные средства, устройства и сооружения.

Кроме перевозок транспортный комплекс осуществляет функции нетранспортного характера: капитальный ремонт подвижного состава, остальных видов производственных фондов, строительство дорог, оказание услуг сельскому хозяйству по внесению минеральных удобрений и т.д.

Регулирование транспорта включает инвестиционное регулирование, налоговое регулирование, регулирование цен и тарифов, координацию работы всех видов транспорта, выбор и периодическое уточнение на макроуровне стратегических приоритетов и развитие транспортного обслуживания, предложения по созданию и совершенствованию правовых норм, контроль за их соблюдением.

Главной задачей планирования транспорта является обеспечение своевременного, качественного, с наименьшими затратами удовлетворения потребностей экономики страны и населения в перевозках.

ПиП транспорта носит многоуровневый характер. На уровне страны эти функции реализуются Министерством транспорта и коммуникаций. Существуют органы управления на местном уровне.

Основными показателями ПиП транспортного комплекса являются:

- Объем перевозок. Измеряется в натуральных единицах.

- Грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр – это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны груза на расстояние один километр. Пассажирооборот – это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки.

- Общий грузооборот и общие перевозки – определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов.

- Средняя дальность перевозок грузов и пассажиров ( в километрах), технико-экономические показатели использования подвижного состава транспортных средств (среднее время оборота грузового вагона в сутках, себестоимость одного тонно-километра и т.д.), пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей.

- Число дорожно-транспортных происшествий, катастроф и аварий подвижных транспортных средств.

Ключевым в процессе ПиП является определение потребности в перевозках и возможностей транспортного комплекса.

Наши рекомендации