Олигополия, основанная на тайном сговоре

Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного или молчаливого соглашения в том, чтобы зафиксировать цены, разделить или распределить рынки или другим образом ограничить конкуренцию между собой. Тайный сговор позволяет уменьшить неопределенность, увеличить прибыли и, может быть, даже помешать вступлению новых конкурентов в отрасль.

Так как при тайном сговоре все три фирмы А, Б, В находятся в одинаковых или очень похожих условиях, то следующий график показывает положение каждой из трех фирм (рис. 6.12).

Рис. 6.12 - Тайный сговор и тенденция к максимизации общих прибылей

Какую комбинацию цены и выпуска выберет фирма?

Если бы фирма была монополистом, то, как было рассмотрено ранее, она выбрала бы такой объем Q, при котором MR = МС, чему соответствовала бы цена Pq максимизирующая ее прибыли.

Однако у фирмы есть еще два конкурента, и если они станут продавать свою идентичную продукцию по более низкой цене – это приведет к катастрофе для фирмы А. А если фирма А уравняет свою цену с этой более низкой ценой, то это вызовет перемещение всех трех фирм по кривым спроса вниз уменьшая их прибыли. Получается, что фирмам выгоднее договориться и назначить одинаковую цену. Т.е. результат окажется таким же, как если бы отрасль была чистой монополией, состоящей из трех одинаковых предприятий.

Тайное соглашение может принимать ряд форм. Наиболее простой формой является картель, которая предполагает формальное письменное соглашение относительно и цены, и производства. Рынок разделен. Примером картеля может быть ОПЕК.

Картели в США являются незаконными, следовательно, тайное соглашение оформляется неофициально, часто джентльменские соглашения достигаются на коктейльных вечеринках, во время игры в гольф или на собраниях в торгово-промышленных ассоциациях. Это является причиной того, что их трудно обнаружить для того, чтобы успешно предъявить иск.

Однако на практике и без постороннего вмешательства тайные соглашения трудно создать и сохранить. Тому препятствуют несколько важных барьеров:

1. Различие в спросе и издержках. Когда издержки и спрос на продукты олигополистов различаются труднее достичь соглашения о цене.

2. Число фирм. Чем больше число фирм, тем труднее достичь соглашения.

3. Мошенничество. Существует искушение для олигополистов заняться тайным снижением цен.

4. Спад. Спад деловой активности является врагом тайного сговора, т.к. все фирмы, испытывая на себе негативные влияния спада в экономике, пытаются выжить за счет своих конкурентов.

5. Возможное вступление. Возможное вступление в отрасль нового конкурента увеличивает предложение, снижает цену и прибыли.

6. Правовые препятствия: антитрестовское антимонопольное законодательство.

3. Третья модель олигополии, основанная на лидерстве в ценах, когда «господствующая» фирма, обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли, меняет цену, а все другие фирмы, более или менее следуют этому изменению. Ценовой лидер придерживается следующей практики:

1. Поскольку изменение цен связано с некоторым риском, корректировки цен делаются редко, когда условия издержек и спроса изменятся значительно и во всей отрасли (например: повышение зарплаты, увеличение налогов, повышение цены какого- либо основного ресурса, например, энергии).

2. Информация о надвигающемся повышении цен сообщается прессе, что дает возможность конкурентам заключить молчаливое соглашение с ценовым лидером.

4. Последняя модель поведения олигополии основана на том, что известно как накидка, эмпирический метод или ценообразование по принципу «издержки плюс». В этом случае олигополист определяет издержки на единицу продукции и добавляет к ним накидку (в размере определенного процента), для того, чтобы определить цену. Однако, издержки на единицу продукции изменяются с изменением объема производства, поэтому фирма использует типичный или плановый уровень производства (например, при 75-80% загрузки производственных мощностей). Накидка расчитывается таким образом, чтобы обеспечить фирме плановую прибыль. Метод определения цены «издержки плюс» имеет преимущество для фирм, производящих много продуктов, однако, следует отметить, что этот метод является несовместимым с прямым тайным сговором или лидерством в ценах.

Теперь ответим на вопрос: является ли с точки зрения общества олигополия «эффективной» рыночной структурой?

Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополи то, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Можно даже утверждать, что олигополия является, фактически, менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия в США часто подвергается государственному регулированию.

Другая точка зрения экономистов Шумпетера и Дж. Гелбрейта в том, что олигополия необходима для достижения быстрых темпов НТР.

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

план

1. Спрос на ресурсы

2. Рынок труда

3. Рынок капитала

4. Рынок земли

Спрос на ресурсы

Спрос на рынках ресурсов формируется под влиянием рынков потребительских товаров и услуг, т.е. спрос на ресурсы является производным от спроса на потребительские блага. Это значит, что он зависит:

1) от производительности ресурса при создании товара;

2) от рыночной стоимости или цены товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Прирост общего дохода (TR) в результате использования дополнительной единицы ресурса называется предельный продукт в денежном выражении (MRP).

MRP = MR´MP , (1)

где MRP­ – предельный продукт фактора производства в денежном вы­ражении;

MR – предельный доход;

MP – предельный продукт фактора производства.

Прирост издержек в результате использования дополнительной единицы ресурса называется предельные издержки на ресурсы (MRC).

Чтобы максимизировать прибыль, производитель должен использовать дополнительные (предельные) единицы любого ресурса до тех пор, пока каж­дая дополнительная единица ресурса дает прирост совокупного дохода, превы­шающий прирост совокупных издержек. Таким образом, правило использова­ния ресурсов может быть выражено равенством:

MRP = MRC (2)

Предположим, что конкурентная фирма использует один переменный фактор производства – труд, который она приобретает также на конкурентном рынке. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене:

MR = P,тогдаMRPL = P´MPL.

Таблица 7.1 - Результаты производства

Единица ре­сурса Всего про­дукта Предельный продукт Цена про­дукта Общий доход Предельный продукт в денежном выражении

Если фирма максимизирует прибыль, то она нанимает рабочих до тех пор, пока предельный доход от использования дополнительной единицы фак­тора (труда) не будет равен издержкам, связанным с его покупкой, т. е. MRC. На конкурентном рынке все единицы ресурса (труда) могут быть приобретены по постоянной цене w (ставке зарплаты), значит, каждый вновь принятый рабо­чий будет добавлять к издержкам свою зарплату, т. е. W = MRCL = MRPL.

 
 

В таком случае кривая MRP и есть кривая спроса на труд, так как каждая точка этой кривой показывает какое количество рабочих наймет фирма при ка­ждом возможном уровне заработной платы.

Рис. 7.1 - Спрос на труд

Кривая спроса на ресурс будет смещаться при изменении предельного продукта в денежном выражении вправо, если MRP увеличивается; влево, если MRP уменьшается. MRP будет изменяться при изменении:

¨ спроса на продукт. Увеличение спроса на продукт приводит к росту цен и к росту MRP, снижение спроса – уменьшает MRP.

¨ производительности ресурса. Любые изменения, приводящие к росту предельного продукта (MP) увеличивают спрос на ресурс.

¨ цен на другие ресурсы. Если ресурсы могут замещать друг друга в производственном процессе (например, труд и капитал), то при изменении цен на один из них действуют эффект замещения и эффект выпуска продук­ции (объема). Например, если снизится цена на капитал, то использования труда в производственном процессе сократится (труд замещается капита­лом) и спрос на труд уменьшится (эффект замещения). В то же время ис­пользование более дешевого ресурса (капитала) приведет к снижению из­держек производства, что позволит увеличить выпуск продукции. При уве­личении выпуска продукции увеличивается спрос на все ресурсы, как на ка­питал, так и на труд (эффект выпуска продукции). Так как эти эффекты дей­ствуют в противоположном направлении, общее изменение спроса на ресурс будет зависеть от относительной величины этих эффектов. Если эффект за­мещения больше эффекта выпуска, то при снижении цены на ресурс-замени­тель (капитал), спрос на другой ресурс (труд) снизится. Если эффект заме­щения меньше эффекта выпуска, то снижение цены на один ресурс приведет к увеличению спроса на другой.

Если ресурсы используются в производственном процессе совместно, то есть дополняют друг друга, например, автомобиль – водитель, то снижение цены на один из них (автомобиль) приведет к увеличению спроса на другой (труд).

Правило наименьших издержек

Ранее мы выяснили, что равновесие производителя достигается в том случае, когда последняя денежная единица, затраченная на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу – одинаковый предельный продукт, то есть соблюдается условие:

 
 

Это правило применимо для любого количества факторов производства (ресурсов).

Если отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, так как нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими. Производитель находится в положении равновесия. В этом положении достигается оптимальная комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию выпуска. Правило наименьших издержек касается не только набора всех ресурсов, но и использования одного и того же ресурса в разных производственных процессах.

Наши рекомендации