Слагаемые трудовой мотивации и их взаимодействие
Трудовое поведение членов общества определяется взаимодействием различных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними являются потребности и интересы, желания и стремления, ценности и ценностные ориентации, идеалы и мотивы. Все они представляют собой структурные элементы сложного социального процесса мотивации трудовой деятельности. Мотив (от фр. motif — побуждение) — побуждение к активности и деятельности личности, социальной группы, общности людей, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Формирование этих внутренних побудительных сил трудового поведения — суть процесса мотивации трудовой деятельности. Мотиваторами выступают значимые факторы социального и предметного окружения (стимулы) либо устойчивые потребности и интересы.
Рассмотрим теперь содержание вышеназванных слагаемых трудовой мотивации. Первым глубинным ее содержанием являются потребности. Потребности — это забота индивида о необходимых средствах и условиях собственного существования и самосохранения, стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания (жизненной и социальной). Существует множество классификаций человеческих потребностей, основанием которых выступают: специфический объект человеческих потребностей, их функциональное назначение, вид реализуемой деятельности и т.д. Наиболее полно и удачно, на наШ взгляд, разработал иерархию потребностей американский психолог А. Маслоу, выделивший пять уровней или групп мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей.
Физиологические и сексуальные потребности в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.
Экзистенциальные потребности — потребность в безопасности своего существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в определенном постоянстве и регулярности окружающего человека социума, а в сфере труда — в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т. д.
Социальные потребности в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности.
Потребности в самоуважении, престиже — это признание достоинства, потребности в служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой опенке.
Личностные, духовные потребности выражаются в самоактуализации, самовыражении через творчество.
Первые два типа потребностей Маслоу называл первичными (врожденными), три остальных — вторичными (приобретенными). При этом процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Маслоу считал, что само удовлетворение не выступает мотиватором поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен. Очевидно, что сила воздействия потребности (ее потенциал) есть функция от степени ее удовлетворения. Кроме того, интенсивность потребности определяется ее местом .в общей иерархии.
Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии с разных точек зрения. Определенная их часть имеет непосредственное отношение к проблеме мотивации труда и обладает конкретными мотивационно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить: потребность в самоуважении (добросовестная трудовая деятельность независимо от контроля и оплаты труда ради положительного собственного мнения о себе); потребность в самоутверждении (высокие количественные и качественные показатели в труде ради одобрения и авторитета, положительного отношения к себе со стороны других); потребность в признании (направленность трудового повеления на доказательство своей профессиональной пригодности и способностей); потребность в социальной роли (хорошая работа как доказательство необходимости для людей, занятие достойного места среди них); потребность в самовыражении (высокие показатели в работе на основе творческого отношения к ней; работа как способ получения каких-то идей и знаний, проявления индивидуальности); потребность в активности (стремление к поддержанию через активность здоровья и самочувствия); потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве (особая ориентация в работе на благополучие семьи и близких, повышение их статуса в обществе; реализация через результаты труда стремления к созиданию и наследованию чего-либо); потребность в досуге и свободном времени (предпочтение работать меньше и иметь больше свободного времени, установка на работу как на ценность, но не как на основную цель жизни); потребность в самосохранении (потребность работать меньше и в лучших условиях, пусть и за меньшую оплату, в целях сохранения здоровья); потребность встабильности (восприятие работы как способа поддержания существующего образа жизни, достигнутого достатка, неприятие риска); потребность в общении (установка на трудовую деятельность как условия и повод для человеческих контактов); потребность в социальном статусе (подчинение трудовой деятельности целям карьеры с положительным или отрицательным эффектом для самой работы; карьера как решающий мотив поведения во взаимоотношениях с другими); потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», добросовестность как ответственность перед партнерами, коллегами по рабочему месту).
Дальнейшую разработку основные идеи А. Маслоу получили в работах одного из ведущих теоретиков американской индустриальной социологии Ф. Герцберга. Применительно к анализу трудовом мотивации он выдвинул тезис, согласно которому существуют две группы факторов, определяющих трудовую деятельность: 1) содержание труда и 2) условия труда, причем, согласно выдвинутому положению, фактором мотивации является только содержание труда, условия же труда таковым фактором не являются.
Раскрывая эту двухфакторную модель, Герцберг детализирует пять уровней потребностей Маслоу следующим образом: высшие потребности по Маслоу — престижные и духовные — представлены по Герцбергу шестью мотивационными факторами:
достижение;
признание;
продвижение;
сама работа (содержание);
возможность творческого роста;
ответственность.
Остальным потребностям по Маслоу — физиологическим, экзистенциальным и социальным — тождественны десять факторов Герцберга:
♦ политика руководства предприятия, компании;
♦ технический надзор (безопасность труда, нормальная работа оборудования, технологическая обеспеченность);
отношения с руководителем;
межличностные отношения с коллегами;
отношения с подчиненными;
заработок;
безопасность и гарантия работы;
личная и семейная жизнь;
условия труда;
статус.
хорошие отношения с коллегами и начальниками и т.д.] 6 итоге следует ожидать не высокую удовлетворенность огпой, а лишь отсутствие неудовлетворенности. Хорошие ия труда закрепляют персонал, но не обязательно сти-ют повышение трудовой отдачи.
Приведенные Герцбергом исследования подтвердили выдвинутый тезис. Действительно, если на предприятии созданы лагоприятные условия труда (нет шума, загазованности, виб-ации, других неблагоприятных производственных факторов, ИмеюТСя душевые и раздевалки, столовые, детские учреждено Раб
мУлиРу
Факторами, мотивирующими позитивное отношение к труду, являются такие, которые воздействуют на структуру личности. Это ответственность, самостоятельность, творческие элементы труда, уважение со стороны окружающих, возможность продвижения по службе. Именно они определяют внутреннюю, содержательную составляющую отношения к труду, вызывая удовлетворенность. Поэтому распространенный метод «кнута ц пряника» — премирования и наказания — даст кратковременный эффект.
МатериальнЬе вознаграждение нельзя считать универсальным, постоянно действующим фактором. Люди работают за деньги лишь до определенного уровня, который в их индивидуальном представлении является достаточно хорошим. Дальнейшее повышение зарплаты не приводит к эквивалентному повышению эффективности трудового вклада. Повышение зарплаты скорее привязывает работника к данному предприятию или рабочему месту, но не обязательно будет стимулировать постоянное повышение трудовой отдачи.
И еще одно важное замечание. Факторы, характеризующие условия труда, действуют как бы внешне и на всех. Факторы, связанные с содержанием труда действуют индивидуально на каждого, затрагивают значимые для личности компоненты. Поэтому для оценки факторов мотивации индивидов и социальных групп важно знать направленность их ценностей иценностных ориентации. Эти понятия не однозначны. Социальные ценности в широком философском смысле выражают значимость явлений и предметов реальной действительности сточки зрения их соответствия или несоответствия потребно-стям общества в целом или входящих в него социальных общностей; в более узком — нравственные и эстетические требова-; ния (императивы), которые выработаны человеческой культурой.
Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают как важнейшие цел*1 жизни данного человека, а также приемлемые для него сре#' ства достижения этих целей. Эти средства для человека игра*°т важную роль в его поведении. Ценностные ориентации —■ эТ° продукт социализации личности, результат освоения ею нор1*5' правил и требований данного общества: политических, нраР ственных и иных. Такое освоение вырабатывает собственное отношение к этим нормам. Это как бы основа личности. По мере социализации личности формируются ее интересы (напомним, что интересы являются неким зримым проявлением потребностей). Ценностные ориентации образуют высший уровень в иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности и поведения в долгосрочной перспективе. Они являются опорными, когда возникнет необходимость принятия личностью жизненно важных решений.
Итак, сделаем краткие выводы. Человек мотивирует свое поведение, основываясь на собственных потребностях, которые находятся в определенной иерархии между собой. Мотивацией обладают собственно не сами потребности, а степень их удовлетворения. Несмотря на иерархическую зависимость, потребности в качестве мотиваторов поведения не обладают строгой последовательностью воздействия на индивида, а представляют собой некое единство. Стало быть, их воздействие обладает системным эффектом с преобладанием влияния в данной ситуации воздействия потребности более высокою уровня.
Согласно концепции Ф. Герцберга, потребности более низкого уровня — физиологические, экзистенциальные и социальные, детализированные им в виде десяти факторов, характеризующих условия труда, — не являются мотиваторами повышения активности трудовой деятельности. Ими являются высшие потребности: престижа и духовные, конкретизированные в виде шести значимых факторов. Эта система потребностей индивида может быть социологически выявлена в виде преобладающих интересов.
Потребности актуализируюте,ал1енностными ориентациями индивида. Ценностные ориентации — это результат его социализации, которая обусловлена условиями жизнедеятельности и воспитания. Знание потребностей и интересов позволяет учитывать их для повышения заинтересованности человека в труде. В Этом состоит смысл мотивационного управления.
Потребности играют одну из важнейших ролей в общем Процессе мотивации трудового поведения. Они стимулируют Поведение, когда осознаются работниками. В этом случае они принимают конкретную форму — форму интереса к тем или Ньщ видам деятельности, объектам и предметам. Интерес (от
лат. interest — имеет значение) — это конкретное, выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для его нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Таким образом, специфической чертой интереса выступает деятельное отношение к использованию условий существования субъекта, в то время как потребность выражает состояние необходимости овладеть этими условиями. Содержанием интересов выступают предметы и объекты, овладение которыми позволит удовлетворить те или иные потребности субъектов.
Носителем потребностей и интересов выступают различные общности, общество в целом, классы, социальные группы, регионы, трудовые организации, а также отдельные работники. В число субъектов потребностей и интересов входят все субъекты хозяйствования, имеющие определенные функции и цели в системе общественного разделения труда. Каждому субъекту свойственна совокупность различных интересов.
Интересы бывают материальные (экономические) — интерес к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Отсюда интересы работников к соответствующему уровню оплаты труда, размерам премирования, льготам и компенсациям за неблагоприятные условия труда, крежиму труда и т.д. Кроме того, интересы могут быть и нематериальные: интерес к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т.д.
Любая из потребностей может породить многообразие различных интересов. Например, потребность в знаниях может сформировать у работников интерес к повышению своего профессионального мастерства; к поиску творческой, разнообразной и содержательной работы, требующей постоянного расширения своего профессионального багажа; интерес к чтению специальной литературы, обобщающей и освещающей передовой опыт и т.д. Таким образом, потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. В различных условиях жизнедеятельности у разных социально-Де" мографических, профессионально-квалификационных и другр1* социальных групп работников разная структура и направленность потребностей и интересов.
На основе потребностей формируются ценности и ценностные ориентации, которые играют существенную роль в мотива-ционном процессе.