Ь4. Социологический подход к изучению экономики и труда
Экономические отношения в сфере трудовой деятельности традиционно рассматриваются в курсах макро- и микроэкономики, организации производства, бухучета и других экономи-Ческих дисциплин. Но при всей значимости этих подходов «человеческий фактор» производства остается как бы за рамками исследования или, по крайней мере, не выступает на первый план. Макроэкономические отношения анализируются как движение товаров и денег в обшей системе производства, распределения и потребления материальных благ, организация производства исследует эффективность его структуры, в бухгалтерском учете выявляется соотношение затрат и результатов труда. Но сам труд, как особый, специфический способ человеческой деятельности, куда человек включен со всем своим «ансамблем качеств» (К. Маркс), остается за кадром.
Если объеку исследования дан, то предмет исследования конструируется. Это угол зрения, ракурс, под которым рассматривается объект. В данном курсе мы будем рассматривать труд именно с точки зрения роли человеческого фактора в процессе труда, т.е. социологический аспект трудовой деятельности. Ее интегративным показателем является эффективность труда, которая при данном подходе рассматривается не только как стоимостная характеристика, но и как способ удовлетворения «иерархии человеческих потребностей» (А. Маслоу).
Экономика и социология труда являются комплексной дисциплиной, рассматривающей как экономические, так и социальные аспекты трудовой деятельности. Но, учитывая, что экономика труда рассматривается в целом ряде экономических дисциплин, главное внимание мы уделим социологическим аспектам.
Инструмент исследования любой науки есть ее категориальный аппарат. Именно в системе категорий раскрываются те связи и отношения, которые являются се предметом. Поэтому необходимо определить объем и содержание используемых категорий. Иначе границы исследуемого предмета становятся расплывчатыми, методические приемы некорректными и, как следствие, результаты исследования дилетантскими, а порой и просто не пригодными ни для дальнейшего приращения научного знания, ни для практического использования его результатов.
В социальном смысле под организацией труда понимается то, насколько предмет, средства и процесс труда отвечают психофизиологическим и квалификационным характеристикам работника, его ценностным ориентациям.
Для социолога организация труда редко выступает в чисто техническом смысле. Он это оценивает не с позиций производ-22 ства, а с позиций человека на производстве. Главное здесь — поведение и мотивация работника, то, насколько гуманной является организация труда.
Исходя из такого видения организация труда может быть отсталой, традиционной, прогрессивной и т.д. Все зависит от того, какими методами организуется совместный труд, как повышается заинтересованность в работе.
В техническом смысле организация труда в соответствии с вышеперечисленными элементами может быть представлена тремя главными блоками: разделение труда (специальность), кооперация труда (функциональные взаимосвязи работников), распределение работ (заданий) и контроль за исполнением. Они определяют, какой объем работы, в какие сроки и с каким качеством должен выполнить данный работник или бригада, кто назначает задание, перед кем они отчитываются, с кем кооперируются в своей деятельности, кто контролирует работу. То или иное сочетание этих составляющих отражает характер организации труда.
Узкая специализация, выполнение 1—2 операций, детальный контроль, высокая интенсивность и монотонность труда — признаки традиционной его организации. В основе такой организации лежат принципы, предложенные еще в начале века американским инженером Фредериком Тейлором.
В отличие от нее нетрадиционная форма организации труда, берущая свое начало в «концепции человеческих отношений» Элтона Мейо, учитывает роль «человеческого фактора» на производстве. Главная цель таких нетрадиционных, нестандартных форм организации труда — повышение удовлетворенности трудом. Методы, уменьшающие рутинный, монотонный характер трудовых операций, называются обогащением труда. К ним относятся:
расширение зон обслуживания, освоение смежных специальностей;
ротация — перемена рабочих мест и операций в течение рабочего дня или недели;
гибкий график рабочего времени — свободный выбор начала и конца рабочего дня работником;
расширение должностных обязанностей и ответственности.
Кроме этого, используются и так называемые компенсаторные методы. Они не меняют характер трудового процесса, но позволяют снизить монотонность труда. К ним можно отнести:
трансляцию функциональной музыки во время работы;
производственную гимнастику;
комнаты психологической разгрузки;
дизайн производственной среды.
Итак, в организации труда, понимаемой с технической стороны, человек хотя и участвует в трудовом процессе как главное действующе* лицо, но рассматривается как живой придаток машины, элемент технологического процесса. С социальной же точки зрения человек предстает не просто в качестве рабочей силы, а как личность, обладающая сложным внутренним миром, со свойственными ему интересами, потребностями и целями. Учет этих социальных качеств работника имеет двойную детерминацию: с одной стороны, он способствует повышению эффективности труда, с другой — повышает удовлетворенность трудом, способствует гармоничному развитию личности.
Труд и трудовая деятельность