Особенности назначения норм при многостаночном обслуживании
Если один рабочий обслуживает несколько станков, то необходимо различать нормы длительности для оборудования (НД.О) и для работника (НД.Р). На многостаночном рабочем месте при норме обслуживания НО станков, на каждом из которых на изготовление единицы продукции должно затрачиваться НД.Оминут, время, за которое единица продукции будет выпущена единица продукции составит:
, (9.1)
Норма трудоемкости операции определяет необходимые затраты времени одного или нескольких работников на выполнение единицы работы по данной операции.
Из определения норм трудоемкости непосредственно вытекает следующая зависимость:
, (9.2)
Нт - норма трудоемкости операции
Нч - норма численности работников, выполняющих данную операцию.
При многостаночном обслуживании норма трудоемкости будет определяться по формуле:
. (9.3)
Если один рабочий обслуживает один станок, то
(9.4)
При анализе норм затрат и результатов труда необходимо учитывать, что нормы результатов обычно устанавливаются на основе норм затрат. В частности можно записать следующую зависимость:
, (9.5)
где Нв - норма выработки
Т - период времени, для которого устанавливается норма выработки.
Возможна следующая классификация норм труда
Вопросы для контроля и обсуждения
1) Назовите основные виды норм.
2) Дайте определение нормирования труда.
3) Что является основой нормирования труда?
4) Сравните содержание понятий «норма» и «норматив».
5) Назовите основные методы разработки норм.
6) Раскройте этапы изучения уровня нормирования труда.
Тема 10. Нормирование труда ИТР и служащих
Особенности труда ИТР и служащих. Разделение и кооперация труда.
Нормирование труда ИТР и служащих осуществляется в соответствии с его количеством и качеством, для анализа рациональности процесса труда и уровня его производительности, для определения потребности в технических средствах и для расчета себестоимости выполнения работ.
Численный состав руководящих, ИТР и служащих необходим для выполнения расчетов: правильных пропорций между отдельными категориями работников, рациональных структур аппарата управления, необходимых штатов и фондов заработной платы, экономической эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда и общих результатов соц. соревнования.
При нормировании труда руководящих, ИТР и служащих используются следующие виды норм: нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы управляемости, нормы соотношения, нормы численности.
1. Нормы времени рассчитываются в человеко-мин., человеко-час, человеко-днях.
2. Нормы выработки, если в течение смены выполняется одна и та же работа.
Нормы выработки
(единиц) (10.1)
Tp-продолжительность периода на который устанавливается норма выработки,
R-число рабочих, участвующих в выполнении единицы работы.
3. Норма обслуживания: (кассиры, диспетчеры, табельщики, мастера по ремонту оборудования).
4. Принципиальное отличие норм управляемости от норм обслуживания заключается в том, что работник, труд которого нормируется, руководит другими работниками, находящимися у него в непосредственном подчинении.
Разновидностью норм обслуживания являются нормы соотношения.
Трудность нормирования труда ИТР состоит в том, что ИТР приходится иметь дело с трудовыми процессами, в которых преобладает умственный труд, не поддающийся непосредственно измерению и наблюдению.
Следует также учитывать большое разнообразие работ по их характеру и содержанию, неравномерность периода их выполнения, необходимость их оценки не только по затратам труда, но и по достигнутым результатам.
Важнейшими задачами нормирования труда ИТР является определение трудоемкости отдельных видов работ и требуемой численности работников.
Обе эти задачи имеют каждое свое самостоятельное значение и вместе с тем тесно взаимосвязаны.
Во всех случаях нормирование труда ИТР и служащих какие бы задачи и какими бы методами оно не решало, призвано повышать производительность и эффективность труда рассматриваемых категорий работников на основе установления минимальных затрат на выполнение необходимых функций управления при нормальной интенсивности труда и оптимальных организационно-технических условиях работы.