Квалификация (степень) «Бакалавр»)

Санкт-Петербург

Пушкин

УДК 316.28(075)

ББК 60.557.4я7

Научный руководитель проекта:

Юрий Алексеевич Козлов

первый проректор Института правоведения и предпринимательства,

кандидат юридических наук, доцент

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин.

Рекомендовано Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического пособия по курсу «Основы делопроизводства» для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) «Бакалавр»)

Основы делопроизводства: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки / автор-сост. А.Ю. Шестакова;под общ. ред. Ю.А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2012. — 16 с.

УДК 316.28(075)

ББК 60.557.4я7

© Шестакова А. Ю., составление, 2012

© ЧОУ ВПО «Институт правоведения

и предпринимательства», 2012

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Понятие «документ» и «делопроизводство». Функции, свойства, классификация документов

Понятие «документ», «делопроизводство». Цели и задачи делопроизводства. Соотношение понятий «информация» и «документ». Значение информации в экономических, социальных и политических процессах, для принятия управленческих решений. Качественные характеристики информации.

Происхождение и эволюция понятия «документ». Информационная сущность документа и его непосредственная связь с материальным носителем.

Функции и свойства документа.

Классификация документов по различным признакам в зависимости от содержания, наименования, по степени унификации и др.

Тема 2. Современное законодательное регулирование и нормативно-методическое обеспечение в области делопроизводства и архивного дела

Классификация законодательных, нормативных, методических материалов, касающихся вопросов документирования и организации работы с документами. Законодательные акты, постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, регламентирующие правовые нормы на федеральном уровне при работе с документами. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические материалы по делопроизводству предприятий, организаций, учреждений, фирм. ГОСТы на документацию. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. Государственная система документационного обеспечения управления. Регламентация делопроизводства на ведомственном уровне. Организационные документы предприятий, учреждений, организаций и государственных органов власти. Корпоративное делопроизводство.

Тема 3. Структура документа. Требования к оформлению реквизитов служебных документов

Унификация и стандартизация документов.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Требования к оформлению реквизитов.

Общие требования к текстам документов. Текст, оформленный в виде таблицы, анкеты. Трафаретные, типовые тексты. Типичные языковые ошибки в текстах служебных документов. Редактирование текста.

Тема 4. Виды бланков служебных документов, проектирование бланков

Понятие «бланк документа». Виды бланков и порядок расположения реквизитов в бланке (угловое и центрованное). Общий бланк, бланк письма, бланк должностного лица, бланк конкретного вида документа, бланк структурного подразделения. Состав реквизитов, назначение, особенности оформления различных видов бланков. Бланки с изображением государственного герба и герба субъекта федерации. Особенности работы с бланками с гербовой символикой. Учет бланков по видам.

Форматы бумажных документов. Требования к изготовлению документов.

Тема 5. Системы документации. Оформление управленческих документов

Понятия «система документации» и «унифицированная система документации». Современные унифицированные системы документации.

Организационно-правовые документы - уставы, положения, штатные расписания, структура и штатная численность, регламенты инструкции и др.; их назначение и особенности оформления.

Распорядительные документы – постановления, решения, приказы, распоряжения и др. Порядок их составления и оформления.

Информационно-справочные документы – справки, акты, докладные и объяснительные записки, доверенности, служебные письма, телефонограммы, телеграммы, факсы.

Разновидности информационно-справочных документов, их составление и оформление. Деловая переписка, выполняющая функцию связи между организациями. Многообразие видов переписки и способы ее передачи.

Особенности документирования деятельности коллегиальных органов. Структура текста протокола. Полные и краткие формы протоколов.

Система плановой документации. Виды плановых документов - план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема. Федеральные, отраслевые, территориальные планы и программы.

Система отчетной документации: государственная статистическая отчетность, ведомственная отчетность, внутриучрежденческая отчетность. Разработка унифицированных форм отчетной документации. Сроки представления отчетности.

Кадровая документация (по личному составу) – трудовые договоры, приказы по личному составу, трудовые книжки. Унифицированные формы первичной учетной документации по труду и его оплате. Конфиденциальность документов по личному составу. Особенности оформления резюме, заявлений, анкет, автобиографий. Состав личного дела работника.

Система бухгалтерской документации. Первичные учетные документы, особенности их оформления. Сводные учетные документы. Регистры бухгалтерского учета.

Наши рекомендации