Характеристика изделий тонкой керамики
Производство изделий тонкой керамики отличается повышенными требованиями к качеству и однородности сырья, более сложными процессами приготовления и переработки масс, формования, тщательной отделкой поверхности изделий в зависимости от технологических требований и повышенными требованиями к качеству обжига. В процессе приготовления масс все исходные материалы подвергают тонкому помолу (материалы проходят через сито, имеющее не менее 10 000 отв/см2). После обжига изделия имеют в изломе мелкозернистую однородную структуру.
К тонкой керамике бытового назначения относят изделия из фарфора, полуфарфора, тонкокаменных масс, фаянса и майолики.
Фарфор - основной представитель тонкой керамики. Характерные признаки фарфора - белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочности, термическая и химическая стойкость и природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.
Фарфор различают:
- твердый (состав, в %: каолин – 50; полевой шпат – 25, кварцевый песок - 25). Температура обжига 1300 – 1450 °С. Твердый фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Применяется для изготовления хозяйственных изделий (посуда), радиотехнических изделий;
- полевошпатовый мягкий (состав, в %: каолин – 25 - 35, кварц – 3 - 40, полевой шпат – 30 - 35), обжигаемый при более низких температурах – 1200 °С. С увеличением содержания полевого шпата возрастает количество стекловидной фазы, улучшается просвечиваемость, но уменьшается механическая прочность и теплостойкость. Мягкий фарфоримеет высокую просвечиваемость, но меньшую термическую и механическую прочность. Используют для изготовления художественных изделий и хозяйственной посуды;
- мягкий костяной(состав, в %: каолин – 20 - 45; полевой шпат – 9 - 20; костную мука (зола) – до 60). Костяной фарфоробладает высокой просвечиваемостью, но низкой механической и термической прочностью. Черепок фарфора спекшийся, непористый, на изломе блестящий, раковистый, твердый. Глазурь наносится пульверизацией. При добавлении оксидов металлов в массу получают костяной фарфор с цветным черепком. Неглазурованный мягкий, используемый для производства художественных изделий, сувенирной посуды – бисквитный фарфор. При ударе по краю изделия фарфор издает высокий мелодичный продолжительный звук;
- бисквитный фарфор представляет собой неглазурованный фарфор;
- фриттовый фарфор – по составу напоминает стекло, т.к. не содержит глинистых материалов. Обладает недостаточной твердостью глазури, трудоемок технологически. Для производства посуды применяется редко.
Ассортимент бытовых фарфоровых изделий включает столовую, чайную, бытовую посуду и прочую. Особо выделены художественно-декоративные изделия.
Столовая фарфоровая посуда весьма разнообразна по наименованиям, фасонам и размерам. Это – круглые и овальные блюда, вазы с крышками разных фасонов, подливочники, салатники, селедочницы, тарелки, изделия для специй.Чайная и кофейная посуда также весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Основное место в ассортименте занимают чашки с блюдцами: кофейные емкостью 60, 85, 100 – 130 см3, чайные обыкновенные 200 – 250 см3, среднегабаритные 26 – 275 см3, крупногабаритные 300 и 350 см3 и подарочные; чайники заварочные и доливные для кипятка; бокалы с блюдцами; кофейники разных фасонов; кружки с ручкой и без ручки; пиалы; вазы для фруктов и варенья на ножке; сырницы, салфетницы и прочие изделия.
Комплектную посуду выпускают в виде сервизов, наборов, гарнитуров, для нее характерно единство форы (фасона) и разделки. Сервизы и гарнитуры по назначению бывают столовыми, чайными и кофейными на 6 и 12 персон. В гарнитуре больше количество предметов, чем в сервизе.
В ассортимент художественных декоративных изделий входят скульптура (фигурки людей, животных, птиц, рыб и т.д.), бюсты, настенные барельефы, вазы для цветов, блюда и тарелки настенные, графины для вина, памятные медали и др. Отделка чаще всего способом живописи.
Фаянсимеет белый или слабоокрашенный, пористый черепок, покрытый глазурью прозрачной или цветной, не просвечиваемый даже в тонких слоях. Основное отличие фаянса от фарфора заключается в повышенном содержании глины в массе 50 – 65 %, кварц – 25 – 40 %, полевой шпат – 9 – 10 %. Водопоглощение – 9 – 12 %, поэтому фаянсовые изделия полностью покрываются глазурью. Обжигают его дважды; первый обжиг проводят при 1230 – 1280 °С, затем глазуруют и обжигают вторично при 1050 – 1150 °С. Различают фаянс твердый, полевошпатовый, комбинированный плавиями, в нем содержится наибольшее количество глины и каолина. При ударе по краю изделия фаянс издает низкий, глухой, быстро затухающий звук.
Ассортимент фаянсовых изделий менее разнообразен. Значительную долю занимают плоские изделия (тарелки, миски, селедочницы и др.). В основном ассортимент фаянсовой посуды представлен изделиями столового назначения. Фаянсовая посуда состоит из штучных и комплектных изделий: сервизы столовые, наборы тарелок и пр.
Полуфарфор имеет полуспекшийся белый или окрашенный черепок, который может быть покрыт прозрачной или цветной глазурью. По структуре занимает промежуточное положение между фарфором и фаянсом, отличаясь от фарфора обжигом не до полного спекания, а от фаянса – большей прочностью, меньшей пористостью и водопоглощением. Черепок изделий белый. В состав массы входят глинистые материалы – 45-55 %, кварц – 23-28 %, полевой шпат – 9-30 %. Водопоглощение – 3-8 %. Прочность полуфарфора в 5 раз меньше, чем фарфора. Применяется полуфарфор для изготовления санитарно-технических и декоративных изделий, посуды.
Майоликуполучают из легкоплавких окрашенных глин и покрывают легкоплавкой, не содержащий свинец глазурью. Обжиг майолики может быть однократным, если это позволяет глина и двукратным. Черепок цветной или белый, пористый, непросвечивающий.Майоликовые изделия имеют крупнопористый черепок с гладкой или рельефной поверхностью, покрытой глазурью. Изготовляют их из естественно окрашенных легко- и тугоплавких глин, содержащих примеси карбоната кальция и песок; в основном используют местные глины. Для повышения потребительских свойств майоликовых изделий в состав майоликовых масс вводят различные добавки: шамот и плавни (перлит, нефелин и др.). Так, введение в состав майоликовых масс нефелинового сиенита и перлита (20 - 30 %) позволяет снизить не только температуру обжига, но и водопоглощение черепка майоликовых изделий до 6-10 %.
Майолику подразделяют на следующие виды: из фаянсовых масс, беложгущихся глин, полуфарфоровых масс и цветных глин. При ударе по краю издает низкий глухой, быстро затухающий звук. Для изделий из майолики характерны украшения рельефными рисунками, которые покрываются цветными непросвечивающими цветными глазурями и подглазурными красками.
Ассортимент майоликовых изделий включает посуду и художественно-декоративные изделия, а также представлен и штучной и комплектной посудой.
Электрокерамические материалы. Среди тонкой керамики различают электрокерамические материалы с хорошими электрическими характеристиками. Они имеют большое удельное электрическое сопротивление, высокую электрическую прочность. Такие свойства материалов позволяют широко использовать их для изготовления изоляторов и электроизоляционных изделий: ролики, основания предохранителей, выключателей, изоляторы, термостойки детали для печей, колбы и др. Исходным материалом для электрофарфоровых изделий служит сырая керамическая масса, состоящая из 45 - 50 % пластичных материалов, 20 - 25 % кварца и 30 - 35 % полевого шпата, в состав может входить молотый фарфоровый бой бракованных изделий. Недостатками электрофарфора являются относительно невысокие значения механической прочности и повышенные потери энергии при температурах выше 100°С. Материал, не обладающий такими недостатками, является стеатит. Основную часть исходной массы составляет природный тальк, кроме талька – пластичные глины и стеклообразующие вещества. Более однородная структура стеатита и большее содержание кристаллической фазы обеспечивает этому материалу улучшенные характеристики по сравнению с электрофарфором.