Разработка решений в условиях риска и неопределенности
Для оптимальной деятельности фирмы в современной экономике управления, в условиях неопределенности и риска принято принимать следующие направления решения.
1. Стараться избегать возможных рисков, предполагающих отказ от непроверенных ненадежных партнеров, проектов и программ.
2. Хеджирование,представляющее заключение равносильной сделки,для страховкиот возможных потерь. Функция хеджирования заключается в том, чтобы снизить возможные потери вложений вследствие рыночного риска.
3. Для покрытия вероятных убытков или досрочного финансирования венчурных проектов принято утверждать риски с помощью создания специальных структурных программ управления рисками,формировать резервы для финансирования венчурныхпроектов и программ деятельности. Еще одним способом управления рисками можно определить, возможно ли создать резерв, покрывающий непредвиденные расходы.
4. Также используют метод полного или частичного страхования рисков путем контрактной системы или другой организационной формы. Экономическая сущность заключается в разработке страхового фонда, списание в который для определенного страхователя определяется на меньшем уровне, чем сумма прогнозируемого убытка и, сле-довательно, страхового возмещения. Данное направление нацелено не на снижение количества рисков, а на их возмещение.
Диверсификация—снижение общей подверженности риску вследствиераспределения обязательств или вложений. Сущность диверсификации определяется снижением максимально возможных убытков за одно событие, но при этом приводит к возрастанию количества видов риска, контролирование которых необходимо. Диверсификацию принято считать одним из ключевых механизмов по снижению
кредитных и рыночных рисков, формируя портфель финансовых активов, портфель банковских пассивов и ссуд.
Метод диссипациириска,его сущность определяется распределением всеобщегориска вследствие объединения с иными участниками, которые заинтересованы в достижении общего дела. В связи с эти создаются финансово-промышленные группы, акционерные общества; появляется возможность предприятий к приобретению или обмену акциями между собой, вступать в концерны, ассоциации и консорциумы.
Важная характеристика процесса принятия решений состоит в том, что в наличии должна быть правильная, достаточно точная информация. В информацию общепринято включать осведомленность о величине спроса на капитал, на товары и услуги; платежеспособности и финансовой устойчивости конкурентов, партнеров и клиентов; дивидендах, тарифах, курсах, ценах; потенциале новой техники и оборудования; образе действий, возможных решениях и позиции, конкурентов. Судя по практике, данная информация нередко искаженная, неполная, разнокачественная и разнородная.
Мониторингинституциональной,социально-экономической,политической среды—важный и эффективный метод управления рисками.
Непонимание или непринятие целей и миссии фирмы ее членами. Ошибка заключается в том, что руководители определяют миссии и цели фирмы без участия работников на данной фирме (хотя бы менеджеры среднего звена). По этой причине и возни-кает ситуация риска. Риском также можно выделить и неточную передачу информации о целях
и миссии фирмы от руководителей ко всем сотрудникам.
В связи с принятием решений в условиях риска и неопределенности, требуется разработка и внедрение системы управления рисками в фирме. Она должна состоять из следующих направлений.
Планировать управление рисками.План обязан описывать общепринятыеподходы к управлению рисками на фирме и основные действия, обязательные к выполнению.
Выявлять риски.Необходимо выявить события или ситуации,вызывающиенеблагоприятные последствия для любого проекта, реализуемого фирмой. Участники проекта определяют особо значимые риски на основе собственного опыта, который приобрели в предыдущих проектах или на предыдущих стадиях данного проекта. Выявленные риски очень точно документируются.
Анализировать и оценивать приоритетность рисков.Отдельные рискинеобходимо проанализировать, чтобы выявить их потенциальное влияние на график работ, расходы и т.д. Для каждого риска находится вероятность, с которой он может реализоваться.
Планировать ответные действия.Для любого риска оцениваются шаги,важныедля снижения возможности проявления риска и его последствий. С этой целью можно прогнозировать не только действия, но и соответствующие резервы (люди, время, денежные средства).
Кроме того, на некоторых предприятиях деятельность по снижению рисков координирует специально созданное подразделение в ее структуре. Данный подход к
организации риск-менеджментапредставляется наиболее продуктивным,обеспечивающим интегрированное управление рисками в экономических системах, осуществляет следующие функции:
проводить реальные или портфельные инвестиции, т.е. рисковые вложения в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;
разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;
собирать, обрабатывать, анализировать и хранить информацию об окружающей обстановке и возможных факторах риска;
определять вероятность и величину рисков, стратегию и тактику управления;
разрабатывать программу рисковых решений и организовывать ее выполнение, включая контроль и анализ результатов;
осуществлять страховую деятельность, заключать договоры страхования и перестрахования, проводить страховые и перестраховочные операции;
разрабатывать условия страхования и устанавливать размеры тарифных ставок по страховым операциям;
вести соответствующую бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность по рисковым вложениям ресурсов.
Таким образом, конечной целью риск-менеджмента остается получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска. Риск-менеджмент имеет свою систему правил и приемов для принятия решения в условиях риска.
К основным правилам риск-менеджмента относятся:
Нельзя рисковать большим, чем может позволить собственный капитал.
Всегда необходимо думать о последствиях риска.
Нельзя рисковать многим ради малого.
Положительные решения в риск-менеджменте принимаются при отсутствии сомнений.
Наличие сомнений предполагает отрицательные решения.
Нельзя думать, что существует только одно решение. Возможно, есть и другие.
55. управление риском
Поскольку, экономическая, производственная деятельность часто связана с возможностью возникновения негативных последствий, неблагоприятных результатов, возникает потребность в разработке методов и средств, уменьшающих вероятность их появления либо локализующих отрицательные последствия. Подобного рода действия, если пользоваться терминологией зарубежных специалистов, могут быть названы системой «менеджмента риска» или «управления риском».
Для этого необходимо:
– знать общие и конкретные причины определенного вида риска; оценить вероятность его появления;
– определить обстоятельства, при которых он возникает;
– выяснить альтернативные направления деятельности предприятия;
– сопоставить выгоду и риск, присущие каждому из них.
Выяснение причин и обстоятельств экономических рисков предусматривает отчленение объективных факторов, которые не зависят от деятельности предпринимателей (наличие конкурентов, инфляция, качество действующего законодательства и др.), от субъективных (уровень организации производства и труда, качество форм и систем заработной платы и т. п.). Лишь после этого можно наметить оптимальные направления деятельности, следовательно, рационально контролировать риск.
Управление экономическими рисками – деятельность предприятия, банка, учреждения или организации, направленная на преодоление неопределенности альтернативного выбора, сокращение возможных потерь, обусловленных риском.
По степени риска различают: допустимый уровень, критический и абсолютный (или катастрофический):
– допустимый экономический риск – угроза потери большей части прибыли от деятельности предприятия в целом или ее определенного вида;
– критический экономический риск – угроза потери всей ожидаемой выручки и, соответственно, всей прибыли;
– абсолютный экономический риск – угроза банкротства предприятия и потери всего имущества.
Для определения степени экономического риска необходимо тщательно следить за динамикой затрат и получаемой прибыли, изучать опыт по наиболее актуальным производственным и маркетинговым проблемам. Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно с научных позиций характеризовать и измерять его как вероятность возникновения определенного уровня потерь.
Таким образом, строго говоря, при обстоятельной, всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать для каждого абсолютного или относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины. Построение таблицы или кривой вероятностей потерь — чрезвычайно сложная задача. Поэтому на практике приходится ограничиваться упрошенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким главным показателям, критериям, величинам, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска.
Определенную роль при изучении степени экономического риска и управления им играют три критерия американского ученого Б. Берлимера:
– потери от разных видов риска не зависят друг от друга;
– потери от одного из видов риска и соответствующих альтернативных направлений деятельности предприятия не обязательно увеличивают вероятность потерь от другого вида риска;
– максимально возможные убытки не должны превышать финансовых возможностей субъекта хозяйственной деятельности.
На основе указанного выше, формируется рисковая политика предприятия – комплекс защитных мероприятий против основных форм рисков (прежде всего критического и абсолютного).
К важнейшим из них относятся:
- страхование риска;
- изучение рынка;
- изучение клиентов, в частности, проверка их платежеспособности;
- текущий контроль;
- использование залога;
- диверсификация риска, то есть наличие нескольких торговых компаний (рынков сбыта), или деление общей суммы кредитов со стороны банковских учреждений на несколько банков;
- изучение конкурентов;
- эффективное стимулирование деятельности работников, от которых в наибольшей мере зависит снижение степени рисков.
Учитывая неизбежность экономических рисков, предприятие, компания должны создавать специальные резервы для их частичного покрытия, осуществлять активный поиск дополнительных источников и прочие мероприятия.
С целью снижения материально-технического риска следует создавать общие предприятия с зарубежными фирмами, объединяться с мощными и передовыми отечественными компаниями, добиваться государственной поддержки (в случае стабильного спроса на определенный вид продукции), превращаться в филиал крупных отечественных предприятий и др.
Для снижения, а затем и предотвращения профильно-технологического риска необходимо:
– осуществлять диверсификацию производства путем расширения и внедрения новых технологий и выпуска новых видов продукции;
– проводить диверсификацию снабжения;
– постоянно собирать экономическую информацию о возможных поставщиках, в частности, об освоении новых техник и технологий;
– устанавливать некоммерческие связи с реальными и потенциальными поставщиками, расширять и поддерживать личные контакты с ними;
– покупать акции предприятий-поставщиков;
– создавать страховые резервы основных комплектующих изделий.
С целью устранения снабженческо-сбытовых рисков необходимо:
– расширять состав поставщиков;
– создавать финансовые резервы;
– привлекать традиционных поставщиков к деятельности предприятия или компании путем заключения договоров участия в прибылях или приобретения части акций;
– создавать страховые запасы важнейших материалов;
– заранее планировать и разрабатывать способы функционирования предприятия в условиях поиска альтернативных поставщиков;
– создавать региональные системы страхования хозяйственно-коммерческих . операций и разрабатывать инструменты перестрахования;
– привлекать банки, страховые компании в качестве гаранта этих операций;
– развивать закладные операции;
– диверсифицировать производство;
– активно использовать все виды и формы маркетинга;
– улучшать качество продукции;
– разрабатывать долгосрочную стратегию производства и маркетинговых исследований;
– осваивать гибкие технологии производства, которые допускают быструю переориентацию на выпуск других видов продукции;
– прогнозировать динамику цен и совершенствовать ценовую политику;
– получать частичную или полную предоплату;
– систематически информировать общественность и деловой мир о предприятиях, которые постоянно изменяют и нарушают условия договоров;
– создавать и поддерживать системы контроля за выполнением договоров на уровне местных органов;
– создавать системную базу данных о реальных и потенциальных потребителях продукции, о продукции, которая вырабатывается на этих предприятиях-потребителях, и ее покупателях, а также о поставщиках необходимых материалов и оснащения и др.
С целью снижения производственного риска необходимо:
– разработать стратегию технико-технологического развития и безопасности предприятия;
– постоянно совершенствовать технологическую базу, технологическую культуру и культуру труда;
– проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;
– создавать венчурные предприятия и др.
Одним из важнейших видов экономических рисков является кредитный. Механизм его уменьшения или предотвращения состоит из двух последовательных процессов: а) тщательного анализа кредитных заявок и предоставления кредита; б) комплексного контроля за текущей деятельностью заемщика и своевременного выявления тех кредитов, которые могут быть возвращены несвоевременно.
В странах Западной Европы и США выработан наиболее совершенный механизм в этой сфере. Для того чтобы решить, предоставить кредит или отказать заемщику, кредитный отдел банка должен получить исчерпывающую информацию о кредитоспособности клиента и на ее основании сделать соответствующий вывод о правильности составления кредитного договора и защищенности банка и его вкладчиков, о возможности банка в случае нарушения условий договора быстро, без значительных затрат возместить свои средства.
При анализе кредитоспособности заемщика важнейшими источниками информации являются его бухгалтерские отчеты, подтвержденные аудиторской фирмой, банковская документация о деятельности заемщика в прошлом, учредительные документы фирмы, информация из налоговых органов, публикации в периодической печати о заемщике или той области, в которой он работает, информация, подготовленная специальным службами банка, правительственные статистические сборники и др.
С целью уменьшения кредитных рисков во многих развитых странах мира осуществляют следующие мероприятия:
1) создают отдельные централизованные службы рисков или закрепляют их за центральными банками.
2) формируют базу данных о юридических и физических лицах (своеобразную картотеку предприятий и предпринимателей) и предоставляют их кредитным учреждениям;
3) создают картотеку неуплаченных чеков, векселей и предоставляют к ней доступ банкам и другим заинтересованным учреждениям;
4) главное налоговое управление ведет картотеку банковских счетов с целью выявления счетов тех лиц, которые не имеют права выставлять чеки.
5) ведут в масштабе страны картотеку утерянных, украденных и других недействительных чеков.
6) осуществляют общенациональный учет невозвращенных кредитов, которые предоставляются физическим лицам для непрофессиональных целей (например, покупки товаров в кредит);
7) создают комплексную базу информационных экономических ресурсов на уровне национального хозяйства в целом, по отдельным сферам и отраслям, а также разрабатывают прогнозы деятельности предприятий на разный период.
Управление риском -обеспечение минимизации своих потерь даже в случае наступления самого неблагоприятного исхода. В отличие от методов снижения риска методы управления риском не ведут к уменьшению его величины, но уменьшают негативные последствия риска для данной фирмы в случае наступления неблагоприятного исхода.
диаграммы «прибыль — риск»
Кривая L1 отражает уровни ожидаемой прибыльности (pi) сделок в зависимости от величины риска (R) в рамках определенного вида бизнеса. За рост прибыльности, приходится расплачиваться более высокой степенью риска.
Выбор уровня риска. фирма должна определяет для себя, на какую степень риска она готова решиться для достижения нужного результата. Предпринимательские риски принято подразделять на низкие (малые), допустимые, высокие и критические.
Отнести все возможные риски к одному из уровней позволяет коэффициент риска. Он подсчитывается как отношение максимально возможной суммы убытков к величине собственных средств фирмы:
KR=Y/C,
где KR — коэффициент риска;
Y — максимально возможная сумма убытка;
C – объем собственных средств.
В зоне низких рисков фирму в худшем случае ожидает недополучение запланированной прибыли (KR от 0 до 0,3). В зоне допустимых рисков можно остаться без прибыли вообще или понести некоторый убыток (KR = от 0,3 до 0,5). Высокие риски означают возможные потери всех инвестированных в данный проект средств ( KR = от 0,5 до 0,7). В зоне критического риска фирме угрожает банкротство (KR = свыше 0,7), она рискует всем собственным капиталом.
Отказ от рисков значит отказаться от всех сделок, предполагающих неприемлемо высокий риск.Отказ от рисков часто является оптимальным решением и в обстановке неопределенности (когда точную величину KR нельзя подсчитать), особенно при неопределенности второй и третьей степени.
Предотвращение убытков -тщательная подготовке сделки с использованием всех способов уменьшения риска. в результате часто удается снизить риски настолько, что необходимость использования других методов отпадет или сократится.Поэтому должно быть введены на фирме таких управленческих рутин, которые автоматически отсекут ряд экономических рисков. основные из них:
распределения риска - разделение риска между несколькими хозяйствующими субъектами. Самые распространенные примеры: страхование, контрактное разделение риска, поручительство, факторинг.
Страхованиеэто когда предприниматель берет в качестве партнера по сделке страховую компанию и перекладывает на нее (после заключения соответствующего договора и уплаты страховых взносов) некоторые из ожидаемых рисков (страхует их). Выплата страховых взносов снижает прибыльность, но одновременно уменьшаются и риски, приходящиеся на долю фирмы
Контрактное разделение риска –формально безвозмездная форма передачи денег. Фирма разделяет риски между собой и контрагентами не специальным соглашением, а в ходе подготовки сделки и заключения контракта.
поручительство (или ее разновидность банковская гарантия) за фирму - обещание полностью или частично выполнить обязательства, ненадлежащим образом выполненные ею. третья сторона — поручитель — несет вместе с фирмой солидарную ответственность по рискам.
Операция факторинг - продажа фирмой своих платежных требований к контрагенту по сделке коммерческому банку. Если у фирмы есть основания ожидать задержки платежей за поставленную продукцию, она обращается в банк с предложением купить у нее это ожидаемое поступление средств
объединение рисков партнеров - привлечение фирмой к проблеме управления рисками своих партнеров по бизнесу, заинтересованных в стабильности и успехе ее начинаний и предоставляющих им свои резервы. Совместно управляя риском, фирмы-партнеры разделяют между собой не только возможные убытки, но и прибыль.
Объединение риска - одновременное проведение нескольких не связанных между собой (независимых) рискованных сделок. Это позволит покрывать убытки по неудачным трансакциям доходами от удачных. надежность тем выше, чем больше совершенно независимых сделок ведется одновременно.
Примеры: соглашения о взаимопомощи предприятий-партнеров, деятельность страховых компаний, венчурных фондов и банков (в частности, при диверсификации рисков и хеджировании), т.е. организаций разных типов, профессионально берущих на себя чужие риски и получающих свои основные доходы именно за эти услуги.
страховая компания объединяет большое число рисков, делая их сравнительно безопасными (все 1000 машин одновременно не разобьются ни при каких условиях).
венчурные (рисковые) фонды дают свои деньги нескольким первопроходцам, вроде изобретателей упомянутой сотовой связи, с таким расчетом, чтобы один-единственный успешный проект смог покрыть издержки по всем неудачным.
Диверсификация риска – выбор инвестиционных объектов с прямо противоположными условиями прибыльности (т.е. ориентироваться на отрицательно коррелированные исходы).
Хеджирование - разновидность диверсификации риска. Только отрицательная корреляция исходов достигается с помощью заключения параллельных сделок. В случае убытка по основной (хеджируемой) сделке параллельная сделка автоматически приносит прибыль. Основные способы хеджирования рисков: опционы, фьючерсы и сделки своп.
фьючерс - контракт на покупку или продажу валюты или ценных бумаг по курсу сегодняшнего дня, но с поставкой и оплатой соответствующих ценностей через определенный период времени.
56. роль контрактов в снижении риска. Саморегулирующие контракты
Контракт- двустороннее или многостороннее соглашение, где оговорены права и обязанности для его участников
Ограничения:
Проблема гарантий по обеспечению контракта
Виды обеспечения контрактов
1. Агентские отношения (agency relationship)
2. Саморегулирующиеся контракты (self-enforsing contract)
3. Отношенческий, или несовершенный, контракт (relational contract
Агентские отношения
ž Участники: принципал и агент
Например, трудовые отношения между работодателем и наемным рабочим.
ž Риски: отлынивание, сокрытие ценной информации, злоупотребление полномочиями, взятки и т.д