Матрица результатов игры «дилемма заключенных»
Стратегии | Игрок 2 | ||
Признаться | Не признаваться | ||
Игрок 1 | Признаться | -1 -1 | -7 0 |
Не признаваться | -0 - 7 | -5 -5 |
С помощью дилеммы заключенных можно объяснить и поведение дуополистов (табл.6.2.). Если дуополист 1 снижает цену, чтобы захватить часть рынка, то он может рассчитывать на прибыль в размере 120 единиц, а дуополист 2 получит всего 50 единиц. Если дуополист 2 снизит цену первым, то он может рассчитывать на получение большей прибыли. Но на практике вслед за снижением цены одним из дуополистов, желающим завоевать рынок, последует снижение цены и другим из них, чтобы сохранить рынок. В результате оба они получат прибыль в размере 80 ед. Как и в дилемме заключенных, в этой игре существует доминирующая стратегия – независимо от решения одного из дуополистов, второму дуополисту всегда выгодно устанавливать низкую цену товара. Такая стратегия характерна для модели Бертрана.
Олигополия и теория игр
Теория игр, применительно к анализу рыночных структур, была разработана американскими экономистами Дж. фон Нейманом и О. Моргенстерном в их книге «Теория игр и экономическое поведение». Основную идею теории можно выразить следующим образом: игроки стремятся максимизировать свой выигрыш; таким выигрышем у олигополии является прибыль; в большинстве случаев наилучшая стратегия каждого игрока зависит от стратегии, избранной другими игроками; равновесие возникает, когда каждый игрок выбирает такую стратегию, которая принимает во внимание наилучшие стратегии других игроков. Такое равновесие называется «равновесием Нэша».
В некоторых случаях наилучшая стратегия игрока разрабатывается независимо от стратегий, выбранных другими. В этом случае она называется «доминантной стратегией». Остальные участники вынуждены в силу тех или иных причин приспосабливать свое поведение к доминантной стратегии.
Для характеристики последствий выбора того или иного варианта стратегии составляется матрица. В ней задействованы два игрока, например фирмы Джона и Питера. Каждый вход в матрицу показывает получение прибыли одной из фирм в связи с той или другой парой стратегических выборов. Чтобы определить наилучшую стратегию, Джон и Питер рассматривают каждую строчку матрицы с целью найти оптимальный вариант при выборе стратегии, связанной с этой строчкой.
Теория игр показывает, что поведение фирм на рынке взаимозависимо. Каждая должна учитывать реакцию соперника на те или иные действия. Возьмем две фирмы, производящие сталь. Установление цен и определение объема производства может происходить только с учетом действий конкурента (табл. 9.2).
Таблица 9.2 Стратегия фирм, производящих сталь
* - прибыли фирмы Джона; ** - прибыли фирмы Питера
Если обе фирмы выбирают вариант с большим объемом производства, они вынуждены установить низкие цены, и каждая фирма получает прибыль 2 и 2 (клетка в верхнем ряду слева). Когда они выбирают вариант с небольшим объемом производства, уровень цен высокий, и они получают высокие прибыли - 4 и 4 (клетка в нижнем ряду справа). Каждая фирма может выбрать наилучший вариант - 6 единиц прибыли. Тогда фирма Питера имеет большой объем производства, а фирма Джона - маленький (клетка в нижнем ряду слева).
Низкий уровень производства одной из фирм позволяет уменьшить объем производства в отрасли и повысить цены. Но такой вариант вряд ли понравится конкуренту, который не получает прибыли, и он начнет ценовую войну. В клетке в верхнем ряду справа фирма Джона производит много, фирма Питера - мало. Опять один из партнеров не получает прибыль, что может повлечь за собой войну цен.
Конкуренты могут сговориться, и оба получить по 4 единицы прибыли, ограничивая объем производства. Без сговора ни одна из фирм не может позволить себе риск выбора варианта с низким уровнем производства. Допустим, что фирма Джона выбирает вариант маленького объема производства. Фирма Питера предпочитает высокий уровень производства. Джон получит 0 прибыли, а Питер - 6 единиц (клетка в нижнем ряду слева). Если Питер предпочтет маленький объем производства, а Джон - большой, то нулевую прибыль получит Питер (клетка в верхнем ряду справа). Вот почему доминантной стратегией Джона и Питера будет выбор высокого уровня производства. Но тогда они получат по 2 единицы прибыли (клетка в верхнем ряду слева). Это значительно меньше, чем при выборе варианта с небольшими объемами производства (клетка в нижнем ряду справа). Но этот вариант возможен только при наличии картельного соглашения, которое ограничило бы выбор вариантов у участников картеля.
Таким образом, равновесие в отрасли будет достигнуто, если Питер и Джон будут ориентироваться на вариант с большим объемом производства. А при условии заключения картельного соглашения они предпочтут более прибыльный вариант с небольшими объемами производства.
Барьеры стратегического сдерживания
Как уже отмечалось выше, характер рыночной структуры в значительной степени зависит от наличия барьеров для вхождения в отрасль.
Барьеры, которые существуют независимо от действий фирмы, называются «чистыми». Барьеры, преднамеренно воздвигаемые функционирующими фирмами, называются «барьерами стратегического сдерживания».
Американский экономист Дж. Бейн различал три типа барьеров для вхождения в отрасль: дифференциация продукта, абсолютное преимущество в издержках и экономия на масштабах производства. Первый тип относится к барьерам стратегического сдерживания. Второй и третий могут квалифицироваться как «чистые» барьеры, если они возникли не в результате преднамеренных действий фирмы. Например, фирма, уже функционирующая в отрасли, обладает определенным опытом. У нее издержки, как правило, ниже, чем у фирмы-новичка. Далее минимально эффективный масштаб может быть значительным. Фирма-новичок не в состоянии выйти немедленно на уровень издержек, достигнутый в отрасли.
Но если функционирующие фирмы увеличили инвестиции или расходы на НИОКР, с целью предотвращения появления новых фирм, воздвигающиеся барьеры становятся барьерами стратегического сдерживания.
При слабости «чистых» барьеров фирмы могут избрать различную стратегию. Либо они отказываются от реализации своей рыночной власти, т.е. не будут повышать цены и увеличивать прибыли. В этом случае у потенциальных конкурентов отсутствуют стимулы для проникновения в отрасль. А если конкурент появится, функционирующие фирмы соглашаются на раздел рынка, что предполагает сокращение производства, чтобы не допустить чрезмерного падения цен. Либо фирмы - олигополисты принимают решение о создании препятствий для вхождения в отрасль фирм-новичков. Борьба против конкурентов предполагает сохранение объема производства на прежнем Уровне или его увеличение. Падение уровня цен неизбежно. Начинается война цен, фирмы несут потери.
Таблица 9.3 Стратегия фирмы - олигополиста: сотрудничество или борьба с конкурентами
* прибыли фирмы Джона, уже функционирующей на рынке; ** прибыли фирмы Питера, стремящейся проникнуть в отрасль.
К каким последствиям приводит выбор той или иной стратегии, показывает табл. 9.3.
Как отмечалось выше, «чистые» барьеры существуют независимо от действий фирмы. Барьеры стратегического сдерживания предполагают преднамеренное создание препятствий для проникновения конкурентов.
Если фирма Джона не испытывает неприятностей от вторжения фирмы Питера, то она получит 15 единиц прибыли, а фирма Питера - 0.
Если они делят рынок между собой, то получают небольшие прибыли - 3 и 3. Ценовая война приносит убытки Джону и Питеру по 3 единицы убытков.
Когда новая фирма входит в отрасль, то лучше сотрудничать с ней, чем начинать ценовую войну.
Равновесие в отрасли будет достигнуто, когда фирма Джона не будет сопротивляться вхождению фирмы Питера, и для обеих фирм получится одинаковая прибыль - 3 и 3.
А теперь посмотрим результаты стратегического сдерживания. Фирма Джона инвестирует капитал в создание резервных мощностей. Они не используются при низком уровне производства. Такая ситуация предполагает отсутствие конкурента или сотрудничество с ним. Предположим, в этой обстановке фирма теряет 6 единиц прибыли.
При ценовой войне фирма Джона увеличивает объем производства за счет использования резервных мощностей. Убытки Джона и Питера остаются на прежнем уровне —3 и -3.
Предвидя сопротивление со стороны фирмы Джона, фирма Питера не вступает в отрасль, поскольку потеряет деньги в ценовой войне. Тогда возникает равновесное состояние - 9 и 0.
Стратегическое сдерживание конкурента оказалось успешным. Оно также было прибыльным. Даже учитывая 6 ед. издержек по созданию резервных мощностей, фирма Джона получила 9 ед. прибыли. Это лучше, чем 3 ед. прибыли, которые были в левой клетке верхнего ряда, когда фирма Джона ориентировалась на сотрудничество с фирмой Питера.
Но стратегическое сдерживание не всегда успешно. Предположим, что в правой верхней клетке фирма Джона получит 6 ед. прибыли, если не будет вторжения фирмы Питера. Но Джон должен израсходовать 6 ед. прибыли на создание резервных мощностей, чтобы воспрепятствовать вхождению конкурента. В результате он имеет нулевую прибыль. Фирма Питера не входит в отрасль, но фирме Джона лучше бы было не инвестировать в создание резервных мощностей, а позволить новой фирме войти и в результате сотрудничества получить 3 ед. прибыли.
Теория игр подтверждает, что ценовая война нежелательна. Если функционирующая фирма намерена сражаться с конкурентом, то тогда новая фирма не должна входить в отрасль. Это требует знания поведения фирмы, уже обосновавшейся в отрасли. Неправильная оценка ситуации грозит входящей фирме огромными убытками.
Таким образом, стратегическое поведение функционирующей фирмы может воздействовать на вхождение конкурента в отрасль и отсюда на рыночную структуру, за исключением случаев, когда вхождение является достаточно легким. Большое значение для формирования рыночной структуры имеет угроза потенциальной конкуренции со стороны отечественных и зарубежных фирм, планирующих вхождение в отрасль.
Стратегическая конкуренция между крупными фирмами предполагает, что реакция на угрозу потенциальной конкуренции должна быть выражена достаточно весомо (инвестиции в резервные мощности, дополнительные расходы на НИОКР, понижение цен)
41. рынок труда и его общая характеристика
Переход РБ к рыночной экономике предопределил на рынке труда принципиально новые отношения между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы, которые опосредуются через рынок труда. Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продается, имеет спрос, предложение и цену.
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике.Рынок труда всеми государствами рассматривается как основа социальной политики. Вопросы занятости, создания эффективных рабочих мест, включения в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями (женщины с детьми, молодежь, инвалиды), конкуренция на рынке труда, повсеместно должны решаться государством
Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:
· личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду;
· прямое или опосредованное отделения работника от средств производства;
· заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании.
В условиях становления рыночных отношений важно понять сущность функционирования и особенности формирования рынка труда в республике.
Рыноктруда представляет собой сложный соц-эк механизм, включающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства и по его законам. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разрешения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Состояние рынка труда, его конъюнктура зависят от спроса на труд и предложения труда, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от оплаты за труд. Если предложение труда превышает спрос, возникает ситуация наличия на рынке «лишнего труда», то есть безработица; если спрос превышает предложение – на рынке труда возникает «недостаток труда», то есть свободные рабочие места. Если же спрос и предложение на рынке труда совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная занятость.
Положение на рынке труда, смещение равновесия в ту либо другую сторону во многом предопределяются состоянием экономики страны.
Рынок труда как объект управлениявключает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной пропорцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы, позволяющее охарактеризовать конъюнктуру рынка труда, которая может быть:
· равновесной (спрос равен предложению);
· трудоизбыточной (предложение больше спроса);
· трудодефицитной (спрос больше предложения).
Конъюнктура рынка труда оказывает непосредственное воздействие на цену рабочей силы.
Спрос на рабочую силу представляет собой количественное выражение потребности экономики в работающих, в том числе и нереализованной. Другими словами, спрос – это объем и структура общественных потребностей в рабочей силе, характеризующийся наличием свободных рабочих мест и вакансий на конкретную дату.
Для характеристики спроса на рабочую силу используются показатели: количество заявленных вакансий; количество безработных на одну вакансию.
Эти показатели формируются по экономике республики в целом, а также по секторам экономики, отраслям и регионам.
Предложение рабочей силы предопределяется наличием трудового потенциала, представляющего собой совокупную рабочую силу или совокупную общественную способность к труду данного государства, региона. На рынке труда предложение рабочей силы складывается под влиянием множества самых разнообразных факторов: инвестиционной активности, реструктуризации экономики, технических и технологических нововведений и т.д.
Вовлечение рабочей силы в процесс труда определяет занятость населения. Занятость как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу включения работника в сферу труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу.
Для характеристики занятости используется система показателей, среди которых определяющее значение имеет уровень занятости. Уровень занятости –это важнейший обобщающий макроэкономический показатель, отражающий соотношение спроса и предложения на рынке труда.
Важным показателем является структура занятости, представляющая собой пропорции в распределении трудовых ресурсов между сферами приложения труда, отраслями народного хозяйства, экономическими районами страны.
Структура занятости рабочей силы, наряду с условиями и организацией труда, в значительной степени определяет уровень производительности общественного труда, является главным показателем использования рабочей силы. Один из важнейших показателей рационального использования трудовых ресурсов – распределение работающего населения между материальным производством и непроизводственной сферой; в их пределах – между отдельными отраслями. Закономерностью общественного развития является постепенное повышение удельного веса занятых в непроизводственной сфере. Структура занятости постоянно совершенствуется и отражает достигнутый уровень развития производительных сил, общественного разделения труда, технической оснащенности отраслей народного хозяйства и производительности общественного труда. Именно структура занятости и обусловленный ею уровень производительности труда являются важнейшими показателями эффективности использования трудовых ресурсов общества.
Ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, обусловливает безработицу. Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в общественном производстве. Безработица создает большие экономические, социальные, психологические проблемы и для тех, кого она поражает, и для общества в целом, ибо «цена» безработицы – это невыпущенная продукция и, следовательно, снижение возможностей роста благосостояния народа.
В рыночной экономике для снижения безработицы необходимы рост валового внутреннего продукта и снижение инфляции. Но в условиях рыночных отношений невозможно обеспечить стопроцентную занятость населения. Неизбежным считается уровень фрикционной и структурной безработицы, равный 5-6% от численности экономически активного населения, и, следовательно, занятость, составляющая 94-95% от численности экономически активного населения, считается полной занятостью трудоспособного населения.
Для характеристики безработицы принципиально важны два показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы - это удельный вес количества безработных в общей численности экономически активного населения страны. Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого осуществляется поиск работы (с момента начала поиска до момента трудоустройства).
Основные параметры, характеризующие состояние рынка труда, можно представить следующим образом.
1. Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы.
2. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных работодателей – всего;
в том числе:
· предприятий и организаций государственной собственности;
· предприятий смешанной собственности.
3.Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства.
4.Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хозяйстве – всего; в том числе безработные.
42. совершенная конкуренция на рынке труда : краткосрочный и долгосрочный период
Рынок труда совершенной конкуренции
Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется такими свойствами как:
1) однородность рабочей силы (одинаковая квалификация);
2) высокая мобильность рабочей силы;
3) все субъекты, действуют на рынке изолированно, не вступая друг с другом ни в какие соглашения;
4) никто не может воздействовать на уровень зарплаты, которая формируется стихийно.
Данная форма организации рынка является идеальной и в реальной жизни не встречается.
На рынке труда совершенной конкуренции предложение осуществляют домохозяйства и существует прямая зависимость от уровня зарплаты, а спрос на труд предъявляют фирмы, которые стремятся максимизировать свою прибыль. Поэтому в основе спроса лежит доход в денежной форме, который может получить фирма при использовании дополнительной единицы труда (MRP). Так как MRP в краткосрочном периоде сокращается при увеличении объёма используемого труда, то спрос на труд находится в обратной зависимости от уровня зарплаты. В результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная зарплата, при которой все, кто желает найти работу, находят её, а фирмы полностью заполняют вакансии на своих предприятиях. Следовательно, формируется полная занятость, то есть отсутствует безработица. (Рис.8.7)
Рис.8.7 Равновесие на рынке труда совершенной конкуренции
На рынке труда совершенной конкуренции зарплата за труд равной квалификации при равных условиях труда одинакова во всех местах и при любой форме использования этого труда и равна предельной производительности работника или дополнительному доходу, который приносит данный работник фирме, то есть каждый работник получает зарплату, которая соответствует его вкладу в производство. Предположение о том, что владельцы факторов производства получают доход сообразно их предельной производительности известно кактеория предельной производительности распределения. В этом случае можно говорить о реализации принципа социальной справедливости в рыночном исполнении. Если реализуется данный принцип, то можно утверждать об отсутствииэксплуатациитруда капиталом. В экономической теории под эксплуатацией понимается ситуация, когда капитал незаконно изымает часть заработанного дохода у субъекта и работник не получает зарплату, равную МRP (точка зрения А. Пигу, Д. Робинсон). Э. Чемберлин утверждал, что эксплуатация существует в обществе в том случае, когда отсутствует свободная конкуренция на рынке товаров. Это, с его точки зрения, означает, что все факторы производства получают вознаграждение меньшее, чем их вклад в производство (МRP) и все они эксплуатируются, но такая эксплуатация позволяет фирмам избежать банкротства. Существует еще и марксистская теория эксплуатации, утверждающая, что рабочие получают только часть результатов своего труда, а остальная часть безвозмездно присваивается капиталистом.
Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
Долгосрочный период – это период, достаточный для входа и выхода фирмы из отрасли. Кривая предложения конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показывает объем продукции, производимый при каждом значении цены, чтобы достичь максимизации прибыли на долгосрочном интервале. Кривая предложения конкурентной фирмы на долгосрочном интервале определяется частью кривой LMC, расположенной выше LACmin, соответствующих цене безубыточности на долгосрочном интервале. ^ Долгосрочная цена безубыточности – это минимальная цена, при которой фирма может лишь покрыть свои затраты в долгосрочном периоде. Если фирма в долгосрочном периоде какой-либо отрасли получает высокую прибыль, это привлечет на рынок другие фирмы. Увеличение числа продаж снизит цену на товар – мелкие фирмы с нетехнологическим производством уйдут с рынка. Колебания будут происходить, пока цена на рынке не установится на уровне LACmin. Тогда рынок перестанет быть привлекательным для других фирм, так как действующие предприятия будут иметь нулевую прибыль. Для тех фирм, которые освоили данный рынок, это означает, что они будут иметь бухгалтерскую прибыль, но не будут иметь экономической прибыли, включающей неявные затраты. Поэтому стимула для выхода с рынка у них не будет. ^ Равновесие отрасли в долгосрочном периоде – когда фирмы не стремятся ни оставить отрасль, ни вступить в нее, ни повысить, ни снизить масштабы производства. В основе долгосрочного равновесия на конкурентном рынке лежат три момента:
- Спрос на рынке совпадает с предложением и установившаяся равновесная цена устраивает как покупателей, так и продавцов.
- Все фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, то есть находятся в равновесии.
- Все фирмы имеют нулевую прибыль.
Эти три условия создаются в течение длительного времени, а в коротком периоде фирмы могут получать высокую экономическую прибыль. ^ Парадокс прибыли: - экономическая прибыль больше нуля стимулирует фирмы вступать в отрасль совершенной конкуренции. Это повышает предложение, снижает цену до тех пор, пока экономическая прибыль не будет равна нулю; - экономическая прибыль меньше нуля вынуждает фирмы выходить из отрасли, в результате чего предложение падает, экономическая прибыль снова становится нулевой. Экономическая прибыль увеличивает или уменьшает выпуск продукции, возвращаясь к нулю. Экономическая прибыль равна нулю – значит достигнуто конкурентное равновесие отрасли в долгосрочном периоде. P = LMC = LACmin – достигается долгосрочное состояние безубыточности отрасли. Конкурентная фирма находится в состоянии краткосрочного равновесия, когда при равновесном объеме продукции P = МС и тогда достигается эффективность распределения. Конкурентная фирма находится в состояниидолгосрочного равновесия, когда при равновесном объеме выпуска P = LМС = LАС. Тогда фирма достигает производственной эффективности. ^ Рыночное предложение в долгосрочном периоде. Рыночное предложение определяется путем сложения Qs всех фирм рынка. Долгосрочная кривая рыночного предложения зависит от изменения на долгосрочном интервале уровня затрат отрасли по мере расширения объема выпуска. В зависимости от этого она имеет положительный или отрицательный наклон. Если средние затраты не изменяются в зависимости от изменения количества фирм отрасли, предложение отрасли абсолютно эластично, кривая предложения горизонтальна. ^ Отрасль с постоянными затратами – отрасль, в которой цены на факторы производства не зависят от изменения объема выпуска. Фирмы в отрасли имеют постоянные средние затраты (постоянный эффект масштаба). ^ Отрасль с возрастающими затратами – отрасль, в которой цены на ресурсы в долгосрочном периоде возрастают. Фирмы имеют возрастающие средние затраты (отрицательный эффект масштаба). Кривая предложения отрасли имеет положительный наклон. ^ Отрасль с уменьшающимися затратами – отрасль, в которой цены на факторы производства уменьшаются по мере возрастания объема выпуска (положительный эффект масштаба). Кривая предложения имеет отрицательный наклон. ^ Конфигурация долгосрочной кривой предложения отрасли зависит от уровня LAC, влияющего на уровень цены Р, увеличивая его или уменьшая. Совершенная конкуренция и ее эффективность. Совершенная конкуренция обуславливает эффективное распределение ресурсов. Ресурсы распределены эффективно в том случае, если ни один из субъектов не имеет возможности улучшить свое экономическое состояние без ухудшения экономического состояния других субъектов (оптимум Парето). Эффективное состояние экономики исключает неэффективное использование ресурсов. Предельные условия эффективности производства любого блага: МВ = МС, где МВ – предельная полезность потребителя; МС – предельные затраты производства. Равновесная цена на рынке совершенной конкуренции равна, с одной стороны, ценности для потребителя каждой дополнительной единицы блага, с другой стороны, затратам производства этой дополнительной единицы блага.
43. монополия профсоюзов на рынке труда и монопсония фирмы на рынке труда
Монопсония
При монополии существует единственный продавец товара. При монопсонии существует его единственный покупатель. Анализ поведения монопсониста сходен с анализом поведения монополиста. Для простоты мы предполагаем, что покупатель производит выпуск, который подлежит продаже на конкурентном рынке.
Как и в рассмотренном выше случае, будем предполагать, что фирма производит выпуск, используя при этом единственный фактор производства, в соответствии с производственной функцией y = f(x). Однако в отличие от проведенных выше рассуждений предполагаем, что фирма господствует на рынке фактора, на котором она предъявляет спрос, и сознает, что количество ее спроса на фактор оказывает влияние на цену, которую она должна платить за него.
Эта взаимосвязь в сжатой форме отражена кривой предложения (обрат-ной) w(x). Данная функция истолковывается следующим образом: если фирма хочет нанять x единиц фактора, она должна заплатить за это цену w(x). Мы предполагаем, что w(x) — возрастающая функция: чем больше фактора x хочет использовать фирма, тем выше должна быть предлагаемая ею цена фактора.
Для фирмы, действующей на конкурентном рынке факторов, кривая предложения фактора, по определению, горизонтальна: фирма может нанять столько фактора, сколько пожелает, по его текущей цене. Монопсонист сталкивается с возрастающей кривой предложения фактора: чем больше фактора он хочет нанять, тем большую цену за него должен предложить. Фирма, действующая на конкурентном рынке, является ценополучателем. Монопсонист — фирма, устанавливающая цену.
Задача максимизации прибыли для монопсониста есть
max pf(x) — w(x)x.
x
Условие максимизации прибыли состоит в том, что предельный доход от найма добавочной единицы фактора должен быть равен предельным издержкам на эту единицу. Поскольку мы предположили, что выпускаемая продукция реализуется на конкурентном рынке, предельный доход от найма добавочной единицы фактора есть просто pMPx. А что можно сказать о предельных издержках?
Общее изменение издержек вследствие найма на Dx большего количества данного фактора составит
Dc = wDx + xDw,
так что изменение издержек на единицу изменений x есть
.
Интерпретация этого выражения сходна с интерпретацией выражения для предельного дохода: увеличивая использование фактора, фирма должна платить за него на wDx больше. Но возросший спрос на фактор будет повышать цену фактора на Dw, и фирме придется оплачивать по этой более высокой цене все уже используемые ею единицы фактора.
Можно также записать формулу предельных издержек найма дополнительных единиц фактора в виде
MCx = w = w ,
где h — эластичность предложения фактора. Поскольку кривые спроса обычно имеют положительный наклон, этот коэффициент — число положительное. Если кривая предложения совершенно эластична, так что h равна бесконечности, данная формула сводится к формуле для случая фирмы, сталкивающейся с конкурентным рынком факторов. Обратите внимание на сходство сделанных замечаний с замечаниями для аналогичного случая монополиста.
Обратимся к анализу случая монопсониста, кривая предложения фактора для которого линейна. Обратная кривая предложения имеет вид
w(x) = a + bx ,
так что общие издержки будут
C(x) = w(x)x = ax + bx2,
и, следовательно, предельные издержки на дополнительную единицу применяемого фактора есть
MCx(x) = a + 2bx.
Построение решения для монопсонии дано на рис.25.2. Мы находим положение, в котором стоимость предельного продукта равна предельным издержкам, чтобы определить x*, а затем смотрим, какова должна быть в этой точке цена фактора.
Рис. 25.2 | Монопсония. Фирма нанимает фактор в точке, где предельный доход от найма добавочной единицы фактора равен предельным издержкам на нее. |
Поскольку предельные издержки найма добавочной единицы фактора превышают цену фактора, цена фактора будет ниже, чем если бы фирма столкнулась с конкурентным рынком факторов. По сравнению с конкурентным рынком будет нанято слишком мало фактора. Как и в случае монополии, монопсонист действует в точке, являющейся неэффективной по Парето. Однако теперь неэффективность характеризует не рынок выпускаемой продукции, а рынок факторов.
ПРИМЕР: Минимальная заработная плата
Предположим, что рынок труда является конкурентным и что правительство устанавливает минимальную заработную плату, которая выше преобладающей равновесной заработной платы. Поскольку при равновесной заработной плате спрос равен предложению, при более высокой минимальной заработной плате предложение труда превысит спрос на него. Это изображено на рис.25.3A.
A B
Минимальная заработная плата. На рис.A показан эффект установления минимальной заработной платы на конкурентном рынке труда. При конкурентной заработной плате wc занятость составит Lc. При минимальной заработной плате занятость составляет лишь Lmw. На рис.B показан эффект установления минимальной заработной платы на рынке труда, где господствует монопсонист. При монопсонии заработная плата равна wm, а занятость составляет Lm, что меньше, чем занятость на конкурентном рынке труда. Если установить минимальную заработную плату на уровне wc, то занятость возрастет до Lc. | Рис. 25.3 |
Дело обстоит совершенно иначе, если на рынке господствует монопсонист. В этом случае введение минимальной заработной платы может действительно увеличить занятость. Это изображено на рис.25.3B. Если правительство устанавливает минимальную заработную плату, равную заработной плате, преобладающей на конкурентном рынке, монопсонист видит, что можно нанимать рабочих при постоянной заработной плате wc. Поскольку ставка заработной платы, с которой он теперь сталкивается, не зависит от того, сколько рабочих он нанимает, он будет увеличивать число нанимаемых рабочих до тех пор, пока стоимость предельного продукта не станет равна wc.. Иными словами, он наймет столько же рабочих, сколько нанял бы на конкурентном рынке труда.
Установление минимальной заработной платы для монопсониста — то же самое, что установление максимальной цены для монополиста: обе указанного рода политики заставляют фирму вести себя так, как если бы перед ней был конкурентный рынок.
Монополия на рынке труда. Монополия – (от греч. mono - один и рoleo – продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополия – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной), и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.[8] При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один и «полио» - продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в акционерной форме органи