Монополия как экономическая категория. Виды монополий. Показатели монопольной власти. Последствия монополизации рынка.

Монополия— фирма или иное юридическое лицо, осу­ществляющие на рынке коммерческую или сбытовую функ­цию, занимающие наибольшую долю рынка и диктующие на нем свои условия. Монополизм характеризуется установлени­ем завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыноч­ного механизма.

Виды монополий:

1) Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.

2) Открытая монополия – фирма, не имеющая защиты от конкуренции в виде патентов авторских прав или преимуществ естественной монополии.

3) Закрытая монополия – фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензии, что даёт ей монопольные преимущества.

4) Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.

Показатели монопольной власти.

Монополизация рынка является естественным процессом развития рыночной экономики. В моделям степень монополизации рынков различна. Существуют методы, которые позволяют оценить наличие монополии и степень монополистической власти.

1) Простейшим количественным критерием отнесены фирмы к монополистам или занимающие доминирующие положение на рынке является торговая доля.

Согласно «Закону о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках РФ» от 1991 г. доминирующим положением на рынке обладает фирма доля которой составляет 65 и более %.

Согласно закону 2006 г. о конкуренции, доминирующей фирмой на рынке считается фирма, составляющая 50 %.

В США доминирующие положение занимают фирмы, доля которых составляет 35%.

2)Индекс Херфиндаля – Хиршмана.

Индекс нн (ха-ха) – введён департаментом юстиций США в 1982 году. Он характеризует не только долю рынка, контролирующую крупными компаниями, но и распределения рыночной власти между субъектами. Сначала определяется % доля в общем объёме продаж, каждой фирмы на данном рынке, затем суммируется возведённые в квадрат, доли каждой фирмы в порядке уменьшения их долей.

2 2 2 2

Iнн = T + Т + Т … Т, где

N

Т1 – доля рынка и фирмы, имеющий наибольший удельный вес на рынке.

Т2 – доля рынка у следующей по удельному весу у фирмы и тд.

Максимальная величина Iнн будет составлять для чистой монополии:

Iнн = 100 * 100 = 10.000

Высоко монополизированным считается рынок, в котором Iнн > 1800

Для рынка с сильной конкуренцией, где действует 100 фирм, доля каждой из которых составляет 1%, Iнн = 100.

3)В 1934 г. был предложен Лернером показатель измеряющий степень монопольной власти, которая определяется по формуле:

Pm - MC

LI =, где

Pm

Pm– монопольная цена на продукцию

МС – предельные издержки производимой продукции

В условиях совершенной конкуренции, цены устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС).

Рынок монополизирован, если LI > 0.

Последствия монополизации рынка:

Отрицательные:

1) Подавление конкуренции;

2) Власть над ценой приводит к нарушению рыночного механизма саморегулирования и установления равновесных цен;

3) Цены на монополизированных рынках выше равновесных, а объём производства меньше равновесного;

4) Господство на рынке фирмы устраняет потребность в экономии ресурсов и снижении издержек, в результате падает эффективность производства;

5) Получение монополистами сверхприбыли в долгосрочном периоде приводит к пользе монополии и усиливает неравенство;

6) В рамках монополи и существует тенденция к торможению НТП;

7) Обладая эк. властью монополии оказывают влияние на правительство с целью принятия мим решений выгодных для монополистов, зачастую в ущерб интересов общества (лоббирование).

Положительные:

1) Наличие монопольных структур является показателем состояния зрелости рынка и уровня развития страны;

2) В условиях моно и олигополии имеют места более широкие финансовые и научно – технические возможности для совершенствования технологий и создание новой продукции;

3) Моно и олигополии, разделяя рынок на разные сектора предполагают разных группам покупателей товары по разным ценам (ценовая дискриминация), от чего выигрывают потребители с низкими доходами.

Монополизация рынка выдвигает проблему демонополизации.

Демонополизация – правовая и эк. деятельность государства, направленная на нейтрализацию отрицательных последствий монополизации рынка. Она включает:

1) Поощрение конкуренции;

2) Поощрение инновации;

3) Создание условий для увеличения импорта на национальных рынках;

4) Сокращение объёма гос. регулирования по принципу «конкуренция, где возможно, государство, где необходимо».

5) Антимонопольная деятельность государства.

Антимонопольные меры принимаются, если имеет место:

1) Попытки сговора – фиксирование цен;

2) Горизонтальные и вертикальные слияния фирм;

3) Ценовая дискриминация;

4) Монополизация значительной доли рынка;

5) Картельные соглашения о дележе рынков и источников сырья.

Антимонопольная политика включает меры:

1) Прогрессивное налогообложение сверх прибыли монополистов;

2) Установление верхних и нижних пределов уровня цен;

3) Регулирование объёма производства через систему гос. законов.

Наши рекомендации