Экзамен по экономической теории.

Экзамен по экономической теории.

Экономическая теория: предмет, функции, методы экономического анализа.

Базовые экономические понятия: потребности, ресурсы, экономические блага, производство.

Потребность – состояние неудовлетворённости, нужды в чём – либо, необходимо для жизнедеятельности и развития отдельных людей и общества.

В общем виде потребности можно поделит на:

1) Первичные (базовые) – в пище, питье, жилище и тд.;

2) Вторичные (высшие) – в общении, развлечении и тд.

Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, а первичные нет.

Классификация потребностей:

1) Биологические (естественные, врождённые, физиологические) – потребности, которые связаны с биологической природой человека, т. е. со всем, что необходимо для осуществления, развития и воспроизводства.

2) Социальные – потребности, которые связаны с общественной природой человека, т. е. определяют принадлежность человека к обществу.

3) Духовные - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т. е. во всём том, что необходимо для духовного развития.

Блага – средство, удовлетворяющие потребности.

Классификация благ:

1) По количеству, относительно потребностей:

*свободные блага – имеются в практически неограниченных количествах по сравнению с нашими потребностями ( воздух, вода);

*эк. блага – имеются в ограниченных количествах.

2) По производительности использования:

* долговременные;

* одноразовые.

3) По форме:

*материальные;

* нематериальные.

4) По отношению друг к другу:

*субституты – взаимозаменяемые блага;

* комплементы – взаимодополнимые блага;

*независимые блага.

5) По способу производства и получения:

*частные блага – производятся рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них платит;

* общественные блага – создаются в общественном секторе экономики, предоставляются государством, потребляют субъекты коллектива, независимо платят за них или нет (нац. безопасность, строительство дорог, дамб, защита окр. среды).

Для получения эк. благ необходимо осуществлять хоз. деятельность, то есть производить.

Производство – целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование окружающей среды с целью создания эк. благ и услуг для удовлетворения потребностей людей.

Целью общественного производства является удовлетворение потребностей общества.

Для осуществления производства нужны ресурсы.

Экономические ресурсы – элементы, используемые для производства благ и услуг.

Важнейшими ресурсами являются:

1) Природные

2) Трудовые

3) Капитальные

4) Ресурсы предпринимательских способностей.

Эк. ресурсы определяют потенциальные ресурсы экономики по производству благ и услуг. Они существуют независимо друг от друга.

Результат (продукт)

Эффективность =

Затраты ресурсов

Основные показатели эффективности:

Объём работы в ед. времени

Производительность труда =

Число работников

Q * (1 – Kп)

Производительность труда =

Т1 * Ч

Q – объём продукции в натуральных единицах (штуках)

Kп – коэффициент простоев

Т1 – трудозатраты работника

Ч – среднее количество персонала

Выручка

Фондоотдача =

Основные средства

Объём всей выпущенной продукции

Фондоотдача =

Среднегодовая стоимость основных фондов

Стоимость выпущенной продукции за год

Материалоотдача =

Материальные затраты

Материалоотдача показывает сколько продукции вырабатывается из единицы сырья. Чем лучше используется сырьё, материалы и тд., тем выше материалоотдача.

Результатом общей производительности является общественный продукт. В своём движении он проходит собственно производство, распределение, обмен, потребление.

Потребление – конечная цель производство. В процессе потребления происходит удовлетворение потребностей, а продукт исчезает полностью или частично, что даёт толчок новому производству.

Стоимость набора рыночной корзины года n

Индекс цен года n =

Стоимость набора рыночной корзины базисного года

За базисный год принимается определённый год. Наименование индексов зависит от целей использования индексов, например индекс цен потребительских товаров, индекс цен на сельхоз. продукцию и тд.

Пересчёт номинальных величин в реальные осуществляются по формуле:

Номинальная зарплата года n

Реальная зарплата года n =

P

E = 1

D E = 1 (спрос с единичной эластичностью)

P

E < 1

D E < 1 (спрос неэластичный)

P

E = 0

D

E = 0 (спрос абсолютно неэластичный)

P

E = бесконечность

D E = бесконечность (спрос абсолютно эластичный)

Кроме эластичности спроса по цене существуют виды эластичности:

1) Эластичность спроса по доходу – относительные изменения спроса на какой – либо товар в результате изменения доходов потребителей.

2) Перекрёстная эластичность спроса – относительное изменение объёма спроса на 1 товар при изменении цены другого. Коэффициент может быть положительным, отрицательным, нулевым.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1) Принадлежность товаров к предметам роскоши или к товарам первой необходимости;

2) Уровень доходов потребителей;

3) Величина запаса данного товара у потребителей;

4) Наличие времени у покупателя для принятия решения о покупке;

5) Наличие товаров заменителей и цены на них.

Эластичность предложения по цене – степень изменения величины предложения под влиянием изменения цены.

Измеряется коэффициент эластичности предложения по цене, по формуле:

P изменение величины предложения в % дельта S в %

Е = =

S изменение величины в % дельта Р в %

В зависимости от коэффициента величины предложения различают следующие варианты:

P

1) Е > 1

S E > 1 (предложение эластично по цене)

P

2)Е = 1

S

Е = 1 (предложение с единичной эластичностью)

P

3) Е < 1

S E < 1 ( предложение неэластичен по цене)

P

4) Е = 0

S Е = 0 (предложение абсолютно неэластичен по цене)

P

5) Е = бесконечность Е = бесконечность (предложение абсолютно эластично)

S

Факторы эластичности предложения по цене:

1) Фактор времени.

* в кратчайшем рыночном периоде предложение абсолютно неэластичен (E=0) – производитель не успеет отреагировать на изменение цены.

* в кратчайшем периоде предложение более эластично

* в долгосрочном периоде предложение эластично

2) Особенности технологий производства продукта.

3) Наличие на рынке трудовых, капитальных и прочих ресурсов.

4) Способность товаров к хранению и стоимость хранения.

5) Состояние конкуренции и возможность входа на рынок новых производителей.

Анализ эластичности спроса и предложения имеет практическое значение: эластичность спроса по цене и эластичность предложения по цене должны учитываться производителями при осуществлении ценовой политики и государством при осуществлении налоговой политики.

Анализ эластичности спроса по цене осуществляют маркетинговые отделы фирм:

1) Если имеет место эластичный спрос по цене на производимый товар, то повышение цены приводит к более существенному снижению величины спроса, а следовательно к сокращению общей выручке.

Снижение цены приводят к более значительному увеличению спроса, а следовательно и к увеличению общей выручки. Отсюда, целесообразно при условии эластичности спроса по цене снижать цену, чтобы увеличить выручку.

2) Если имеет место неэластичный спрос по цене на производимый товар, то фирме целесообразно повышать цену на товар, что вызовет увеличение общей выручки.

3) В случае единичной эластичности спроса на товар, изменение цен не приведут к изменению общей выручки.

В зависимости по эластичности спроса и предложения по цене, находится возможность переложения налогового бремени с производителей на покупателя.

2 2 2 2

Iнн = T + Т + Т … Т, где

N

Т1 – доля рынка и фирмы, имеющий наибольший удельный вес на рынке.

Т2 – доля рынка у следующей по удельному весу у фирмы и тд.

Максимальная величина Iнн будет составлять для чистой монополии:

Iнн = 100 * 100 = 10.000

Высоко монополизированным считается рынок, в котором Iнн > 1800

Для рынка с сильной конкуренцией, где действует 100 фирм, доля каждой из которых составляет 1%, Iнн = 100.

3)В 1934 г. был предложен Лернером показатель измеряющий степень монопольной власти, которая определяется по формуле:

Pm - MC

LI =, где

Pm

Pm– монопольная цена на продукцию

МС – предельные издержки производимой продукции

В условиях совершенной конкуренции, цены устанавливается на уровне предельных издержек (Р = МС).

Рынок монополизирован, если LI > 0.

Последствия монополизации рынка:

Отрицательные:

1) Подавление конкуренции;

2) Власть над ценой приводит к нарушению рыночного механизма саморегулирования и установления равновесных цен;

3) Цены на монополизированных рынках выше равновесных, а объём производства меньше равновесного;

4) Господство на рынке фирмы устраняет потребность в экономии ресурсов и снижении издержек, в результате падает эффективность производства;

5) Получение монополистами сверхприбыли в долгосрочном периоде приводит к пользе монополии и усиливает неравенство;

6) В рамках монополи и существует тенденция к торможению НТП;

7) Обладая эк. властью монополии оказывают влияние на правительство с целью принятия мим решений выгодных для монополистов, зачастую в ущерб интересов общества (лоббирование).

Положительные:

1) Наличие монопольных структур является показателем состояния зрелости рынка и уровня развития страны;

2) В условиях моно и олигополии имеют места более широкие финансовые и научно – технические возможности для совершенствования технологий и создание новой продукции;

3) Моно и олигополии, разделяя рынок на разные сектора предполагают разных группам покупателей товары по разным ценам (ценовая дискриминация), от чего выигрывают потребители с низкими доходами.

Монополизация рынка выдвигает проблему демонополизации.

Демонополизация – правовая и эк. деятельность государства, направленная на нейтрализацию отрицательных последствий монополизации рынка. Она включает:

1) Поощрение конкуренции;

2) Поощрение инновации;

3) Создание условий для увеличения импорта на национальных рынках;

4) Сокращение объёма гос. регулирования по принципу «конкуренция, где возможно, государство, где необходимо».

5) Антимонопольная деятельность государства.

Антимонопольные меры принимаются, если имеет место:

1) Попытки сговора – фиксирование цен;

2) Горизонтальные и вертикальные слияния фирм;

3) Ценовая дискриминация;

4) Монополизация значительной доли рынка;

5) Картельные соглашения о дележе рынков и источников сырья.

Антимонопольная политика включает меры:

1) Прогрессивное налогообложение сверх прибыли монополистов;

2) Установление верхних и нижних пределов уровня цен;

3) Регулирование объёма производства через систему гос. законов.

N

FV = PV * (1 + i ) , где

FV – будущая стоимость сегодняшней суммы денег

PV – сегодняшняя сумма денег

n – количество лет, на которое вкладывается сумма денег

i – ставка % в десятичный дробях

тогдла формула для расчёта сегодняшнй стоимости будущей суммы денег:

N 1 n

PV = F V / (1 + i )

Эта формула позволяет дисконтировать будущие доходы.

Цена капитального блага есть ничто иное как дисконтированная ценность потока будущих доходов.

Текущая дисконтированная стоимость является текущей максимальной ценой приобретённого блага.

Чтобы ответить на вопрос имеет ли смысл вкладывать средства в приобретение капитальных благ следует исчислить чистую дисконтированную ценность, т.е. вычесть из величины дисконтированной суммы ожидаемых доходов издержки на инвестиции:

NPV = PV – I , где

NPV – чистая дисконтированная ценность

PV – сегодняшняя ценность будущей суммы денег

I – издержки на инвестиции

Фирме следует инвестировать, если NPV >= 0

1 1 1

i = i ном. – Р, где

Р

i - реальная ставка %

Р – темп роста общего уровня цен

i ном. – номинальная ставка %

Рыночный спрос на ссудный капитал – это сумма объёмов денежных средств, на которые есть спрос у всех нуждающихся в заёмных деньгах при каждой ставке ссудного %.

Структура рынка ссудного капитала далека от совершенной конкуренции, поэтому существует широкий диапазон ставок ссудного процента.

Он зависит от:

1) Степени риска (класса заёмщика, наличия или отсутствия залога и др.);

2) Размеров ссуды;

3) Срочности ссуды;

4) Системы налогооблажения (наличия или отсутствия льгот);
5) Структуры рынка ссудного капитала: чем выше степень монополизации рынка, тем выше ставка ссудного процента.

ВВП номинальный года n

ВВП реальный года n = * 100%

Дефлятор ВВП года n

Индекс цен года n – 1

Если индексы цен измеряются в %, тогда формулу нужно * 100%.

2 подхода к причинам инфляции:

1) Мониторная теория инфляции рассматривает инфляцию как чисто денежное явление. Причинами нагнетания в обращении излишних денег являются:

- дефицит гос. бюджета;

- неправильная денежная политика Центрального банка;

- рост скорости денежного обращения в стране, что равнозначно увеличению денежной массы.

2)Немонетарная концепция видит в качестве причин:

- рост издержек производства;

- несоответствие между структурой совокупного спроса и предложения;

- зависимость нац. эк. от мирового рынка, что приводит к возникновению «импортируемой» инфляции.

Виды инфляций:

1) В зависимости от причин:

- инфляция спроса связана с факторами, лежащими на стороне спроса. Может вызываться ростом денежной массы и тд.

- инфляция издержек связана с повышением цен на ресурсы, требованиями профсоюзов о повышении зарплаты и сокращением в результате обмена производства.

Инфляция издержек:

Экзамен по экономической теории. - student2.ru

На практике эти 2 вида инфляции трудно различить. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек усиливают друг друга.

2) По формам правления:

- открытая инфляция – разворачивается в условиях рыночного ценообразования и проявляется в росте цен.

- подавленная инфляция имеет место в условиях гос. контроля над ценами, проявляется в хроническом дефиците товаров, росте цен в теневом секторе.

3) По темпам роста цен:

- умеренная или ползучая – рос цен составляет до 10 % в год.

- галопирующая – рост цен составляет от 10 – 100 % в год.

- гиперинфляция – рост цен превышает 100% в год, может составлять до 50 % в месяц и достичь нескольких тысяч в год. Гиперинфляция разрушает экономику, банковскую систему, вызывает бегство денег к другим ценностям.

4) По предсказуемости:

- прогнозируемая инфляция – можно предсказать и учитывать при принятии решений

- непредсказуемая инфляция – является полной неожиданностью для субъектов рынка и характеризуется внезапным повышением цен.

Число безработных

Норма безработицы = * 100%

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены.

Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

1) Развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

2) Совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

3) Обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

4) Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

5) Поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

6) Организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Чистая прибыль банка

Норма банк. прибыли = ---------------------------------------------------------- х 100%

Стоимость экспорта

Экспортная квота =

Стоимость ВВП

Степень открытости нац. экономики – характеризуется объёмом экспорта, приходящегося на душу населения.

Экспортные возможности нац. хозяйства – доля продукции, которую может продать страна без ущерба для собственных потребностей.

На мировом рынке товары продаются по мировым ценам, которые являются денежным выражением интернациональной стоимости и регулируется условием производства в тех странах, которые поставляют на мировой рынок преобладающую часть определённого товара.

Признаки мировых цен:

1) Цены мировых товарных бирж;

2) Цены крупных, регулярных сделок;

3) Цены важнейших продавцов и покупателей.

V. Валютные отношения.

Международные валютные отношения – совокупность эк. отношений, которые возникают в связи и использованием нац. денежных единицах в международных расчетах обслуживания товарообмена, использование в качестве платёжеспособного средства или кредита.

Платёжный баланс – платёжная запись всех эк. резидентов страны (фирм, государств) с резидентами других стран в течение определённого времени – обычно года.

Россия, США и ряд других стран делают такие записи ежеквартально. Платёжный баланс составляется с целью учёта эк. отношений данной страны с зарубежными партнёрами.

Анализ платёжного баланса даёт необходимую информацию для выбора кредитно – денежной, бюджетно – налоговой, внешне – торговой политики и политики управления внешней занятостью.

Платёжный баланс включает в себя 3 элемента:

1) Счёт текущих операций;

2) Счёт движения капитала;

3) Изменение официальных золото – валютных резервов.

Платёжный баланс рассчитывается по принципу 2-го счёта – это обобщающий статистический документ, в нём учитывается с 1-ой стороны поступления, с другой – платежи по всем видам сделок. Между этими сторонами баланса должно достигаться равенство.

Дефицит платежного баланса ведёт к изменению обменного курса нац. валюты.

Причины дефицита платёжного баланса:

1) Сокращение экспорта;

2) Повышение цен на импортные товары;

3) Недопоступление доходов от экспорта;

4) Скупка иностранной валюты и накопления её на руках населения.

Резервирование сальдо платёжного баланса осуществляется за счёт резервных активов, они включают:

1) Иностранные валюты;

2) Золотые резервы;

3) Соц. права заимствования.

Платежный баланс.

Платёжный баланс – платёжная запись всех эк. резидентов страны (фирм, государств) с резидентами других стран в течение определённого времени – обычно года.

Россия, США и ряд других стран делают такие записи ежеквартально. Платёжный баланс составляется с целью учёта эк. отношений данной страны с зарубежными партнёрами.

Анализ платёжного баланса даёт необходимую информацию для выбора кредитно – денежной, бюджетно – налоговой, внешне – торговой политики и политики управления внешней занятостью.

Платёжный баланс включает в себя 3 элемента:

1) Счёт текущих операций;

2) Счёт движения капитала;

3) Изменение официальных золото – валютных резервов.

Платёжный баланс рассчитывается по принципу 2-го счёта – это обобщающий статистический документ, в нём учитывается с 1-ой стороны поступления, с другой – платежи по всем видам сделок. Между этими сторонами баланса должно достигаться равенство.

Дефицит платежного баланса ведёт к изменению обменного курса нац. валюты.

Причины дефицита платёжного баланса:

1) Сокращение экспорта;

2) Повышение цен на импортные товары;

3) Недопоступление доходов от экспорта;

4) Скупка иностранной валюты и накопления её на руках населения.

Резервирование сальдо платёжного баланса осуществляется за счёт резервных активов, они включают:

1) Иностранные валюты;

2) Золотые резервы;

3) Соц. права заимствования.

Экзамен по экономической теории.

Наши рекомендации