Некоторые сведения о работе тренеров

Конечно, о работе тренеров в связи с ее многогранностью и обширностью в нескольких словах сказать нельзя. Однако некоторые из основных вопросов, находящиеся только в компетенции тренера, которые стрелок без него не может и не имеет права решать, следует хотя бы схематически изложить в том же плане, как и весь материал, касающийся тренировок спортсмена-стрелка.

Успешное проведение тренировок, быстрый и непрерывный спортивный рост стрелка в огромной мере зависит от тренера. И не случайно, многие ведущие стрелки, оглядываясь на пройденный спортивный путь, говорят, что своими достижениями обязаны тому, что им посчастливилось с самого начала заниматься под руководством хорошего тренера. Но это не должно быть счастливым исключением. С первых же дней тренировки нужно правильно поставить работу тренера со стрелком, так, чтобы последний не приобрел неправильных и вредных для спортивной стрельбы навыков.

Моральный облик и личные достоинства тренера всегда должны служить образцом для его учеников. Принципиальность и глубокое знание теории и практики спортивной стрельбы, серьезное отношение к своим обязанностям и любовь к своему делу, искренняя доброжелательность, постоянная требовательность к ученикам и к самому себе только и могут создать должный авторитет тренера среди стрелков.

В своей требовательности тренер должен быть последовательным. Постоянный контроль за дисциплиной спортсмена и соблюдением им распорядка дня, знание стрелком, что его проступок не останется не замеченным тренером, являются стимулом к добросовестной работе спортсмена над собой.

При проведении тренировок с командой тренеру не следует забывать, что настоящая тренерская работа предусматривает индивидуальный подход к каждому спортсмену. Поэтому надо особенно тщательно следить, чтобы каждый стрелок решал посильную задачу, соответствующую его технической подготовленности и особенностям. Тренер должен планировать специальные часы в тренировках для самостоятельной работы спортсмена над слабыми местами в своей технике стрельбы.

Если тренер обнаружит признаки переутомления и начала перетренированности спортсмена, он должен принять срочные меры: либо уменьшить чрезмерно большую нагрузку для данного стрелка, либо вообще на некоторое время дать ему отдых от выстрела, переключив на отладку оружия или подбор патронов. Однако при этом следует помнить, что признаки переутомления у некоторых стрелков не могут служить поводом к уменьшению нагрузки для остальных членов команды.

Тренировка должна предусматривать применение форм и методов, при которых стрелку во многих случаях будет предоставлена возможность самостоятельно решать технические и тактические задачи и искать выгодные для себя приемы. Тренеру не следует что-либо навязывать стрелку; он должен приучать спортсменов думать, экспериментировать, а затем незаметно подводить к правильным выводам, которые стрелок обязан сделать из самостоятельной работы. Излишняя опека во время тренировок мешает воспитанию у стрелка инициативности, самостоятельности, а вместе с этим и других важных волевых качеств.

Чтобы иметь возможность изучать индивидуальные особенности техники спортсмена и поведение его при стрельбе, тренер должен, пользуясь зрительной трубой, периодически просматривать (по ходу стрельбы) все мишени и делать замечания и указания. Время от времени нужно подсаживаться к стрелку, чтобы давать ему советы, обращать внимание на особенности его изготовки, технику производства выстрела, темп стрельбы, правильный и рациональный отдых между выстрелами и т.д. Следя за тем, как реагирует стрелок на хороший и плохой выстрелы, тренер имеет возможность изучать волевые качества и особенности характера спортсмена.

Большое значение для дальнейшего роста стрелка имеет оценка его работы тренером. Успехи стрелка не должны проходить незамеченными, тренер должен в какой-то мере их отмечать и поощрять. В то же время нужно проявлять и определенную сдержанность, не захваливать молодых стрелков, чтобы они не переоценили свои способности и не перестали работать над собой. Такая успокоенность приводит, как правило, к прекращению роста мастерства спортсмена.

В процессе тренировок следует систематически проводить зачетные стрельбы, конкурсы и турниры, способствующие приобретению стрелками необходимых волевых качеств. При этом тренеру надо обязательно обнародовать результаты этих стрельб, вывесив таблицы, графики, диаграммы, что еще больше повысит ответственность стрелка. Требуя беспристрастного подсчета очков при зачетных стрельбах в соответствии с правилами соревнований, не засчитывая никаких средних результатов или результатов по кучности стрельбы, без перестрелок, тренер должен вести свою запись результатов не формально, а сугубо объективно, отмечая причины и случайные помехи, снизившие результат стрельбы: неприцельный выстрел, неисправность оружия, недомогание стрелка, резкое несовмещение СТП и др. Только с учетом этих записей и наблюдений можно делать выводы о степени технической подготовленности стрелка.

Тренеру не следует злоупотреблять проведением зачетных стрельб. Совершенно недопустима какая-либо явная или скрытая перестраховка с его стороны, стремление иметь как можно больше официальных результатов зачетных стрельб, чтобы ими можно было прикрыться при мотивировании своих действий по комплектованию команды. Не следует забывать, что чрезмерно частые зачетные стрельбы очень изматывают стрелков и могут привести к тому, что они придут на соревнования неспособными заставить себя показать результат из-за предшествующей большой нервной и физической нагрузки.

Помимо проявления заботы о техническом росте и укреплении волевых качеств стрелков тренер должен самое серьезное внимание уделить их моральному состоянию и настроению, поддерживать в них бодрость духа, немедленно устранять причины, вызывающие беспокойство и уныние. Воспитывая в спортсмене высокие моральные качества: чувство долга и ответственности перед коллективом, чувство дружбы и товарищества, нужно тщательно изучать его характер, психологию, ведя беспощадную борьбу с проявлениями карьеризма. Если стрелок будет думать лишь о лаврах чемпиона и с этими мыслями выступать на соревнованиях, можно заранее сказать, что он станет обузой для команды. Стрелки, думающие не о команде, а о себе, как правило, сильно волнуются на соревнованиях, чем снижают свои результаты. А затем, потерпев неудачу в своих честолюбивых планах и потеряв интерес к дальнейшей борьбе, начинают стрелять кое-как, не заботясь о результатах, и этим окончательно "заваливают" команду.

Однако, требуя от стрелка ответственности перед коллективом, нужно поступать в пределах разумного: не подавлять излишне его волю, чрезмерно не обременять ответственностью и, конечно, не применять угроз. Следует помнить, что часто причиной снижения спортсменом результатов на соревнованиях являются неуверенность, скованность движений, вызванные именно боязнью подвести команду, боязнью плохо отстрелять.

Наконец, заканчивая работу по подготовке команды к соревнованиям, тренер должен иметь в виду следующее. За несколько дней до соревнований следует в первую очередь проверить состояние и степень исправности оружия, своевременно обнаружить и устранить отдельные дефекты в нем. Нужно дать возможность стрелкам в течение 3-4 последних тренировок привыкнуть к произведенным изменениям в оружии: иному натяжению и характеру спуска, новой установке прицельных приспособлений и др.

Вообще за 2-3 дня до соревнований тренеру лучше прекратить тренировочные занятия со стрельбой и дать возможность стрелкам хорошенько отдохнуть от выстрела. В таких случаях спортсмен после перерыва стреляет с большим желанием, вниманием, в связи с чем и более тщательно может обрабатывать каждый выстрел. Однако вовсе не будет лишним, если во время такого перерыва тренер даст указание стрелкам регулярно брать в руки оружие и хотя бы непродолжительный период работать "вхолостую", поддерживая таким образом состояние тренированности.

При составлении заявки на участие команды в том или ином упражнении тренеру особо серьезно следует подходить к вопросу очередности выступления стрелков по сменам. Как правило, в первую смену надо ставить стрелков, имеющих определенный опыт выступления на соревнованиях и достаточно волевых. Волевые стрелки должны быть и в последней смене, когда спортивный ажиотаж достигает наивысшей степени и результат этой смены решает исход спортивной борьбы команды в целом. В промежуточных сменах можно ставить менее опытных, а также тех, в спортивных результатах которых тренер почему-либо сомневается.

Нужно также учитывать, что некоторые стрелки по складу характера любят стрелять в первую смену, когда еще не известны результаты других; иные, наоборот, стремятся выступать в более поздние смены, когда результаты предшествующих смен уже известны. Тренер должен идти навстречу желаниям спортсменов. Если интересы стрелков совпадают, тренер идет навстречу тому стрелку, который сможет содействовать наиболее успешному выступлению всей команды.

Как уже говорилось, совместная работа стрелка и корректора уже давно запрещена; единственным лицом, которому разрешено общаться со стрелком на соревнованиях, является тренер. Поэтому часть прежних функций корректора в какой-то мере теперь выполняет тренер; речь идет о воздействии корректора на волю спортсмена для подавления волнения или, во всяком случае, ослабления действия волнения на качество стрельбы. Поэтому в настоящее время больше, чем когда-либо в прошлом, тренеру нужно находиться при зачетных стрельбах в непосредственной близости от стрелка, наблюдать за ним в процессе выполнения упражнения и в перерыве между сериями или упражнениями своевременно сделанным замечанием помогать ему справляться с техническими и психологическими трудностями, встающими перед спортсменом во время стрельбы.

Прежде всего тренеру следует учитывать, что волнение стрелка на соревнованиях проявляется не только в том, что у него, скажем, учащается пульс и нарушается координация движений, но также в изменении поведения стрелка, в проявлении сторон характера, незаметных в обычных условиях. Иногда стрелок, совершенно спокойный и покладистый в обычной обстановке, на соревнованиях вдруг становится капризным, все ему мешает; день очень жаркий, куртка где-то жмет, кто-то слишком громко смеется, кто-то смотрит на него чересчур пристально, в упор, тренер и члены команды проявляют, мол, к нему безразличие. За этим следуют недовольство, обида. Другой стрелок становится очень рассеянным; говоришь ему - он кивает головой в знак того, что все понял, а поступает наоборот и т.д. Ко всему этому тренер должен быть заранее подготовлен, чтобы проявлять должную выдержку, заставить стрелка правильно работать на огневом рубеже и повысить спортивный результат.

Такого рода изменения в поведении спортсмена при волнении должны всегда настораживать тренера; особенно пристальное внимание и усиленный контроль за действиями таких стрелков нужны в начале стрельбы, когда волнение еще не улеглось. В этот период наиболее вероятны всевозможные упущения, так как при максимальном сосредоточении внимания на обработке выстрела и на борьбе с волнением некоторые другие действия стрелка выходят из-под контроля сознания.

Если внимательно присмотреться к тому, как на соревнованиях в начале выполнения упражнения спортсмены обрабатывают выстрел, то можно видеть, как не только у молодых, но и у некоторых зрелых мастеров появляются те или иные побочные неосознаваемые движения, которые отрицательно сказываются на устойчивости оружия и фактически лишают возможности произвести точный прицел. В обыденной жизни каждому из нас приходится наблюдать, как человек, например, при работе ножницами в такт движению пальцами двигает челюстью; или, скажем, сосредоточивая внимание при рисовании или вычерчивании, высовывает кончик языка; болельщики на футбольном матче "помогают" забивать гол движением своих ног и т.д. Все эти действия человек производит бессознательно, не замечая их.

Нечто подобное можно наблюдать и при стрельбе, когда стрелок усиленно сосредоточивает свое внимание на каких-либо одних своих действиях. Так, например, у некоторых стандартистов, применяющих пульсирующий способ управления спуском, при стрельбе стоя движение указательным пальцем иногда сопровождается движением пальцев левой руки, сжимающих или разжимающих "шампиньон"; эти движения спортсмен производит бессознательно. Делая одну за другой попытки выстрелить, они и понятия не имеют, что такое движение пальцев, перебиравших "шампиньон" и нарушавших устойчивость винтовки во время уточнения прицеливания, может быть, и являлось причиной, которая не давала возможности успешно завершить обработку выстрела. Впоследствии, по мере того как волнение проходило, эти побочные движения пальцев левой руки прекращались.

Приходится наблюдать и такие вещи, когда опытный револьверист, уже подняв руку с оружием и завершив прицеливание, продолжает шевелить пальцами правой руки, улучшая и уточняя хватку; теряя на этом наиболее благоприятное время, он опускает руку, так и не сделав выстрела. Одна за другой следуют попытки выстрелить, сопровождающиеся таким перебором пальцев; стрелок зацеливается и производит неудачный выстрел. Очень часто можно видеть, как револьверисты при прицеливании шевелят большим пальцем, не подозревая об этом, удлиняют время обработки выстрела и ухудшают качество стрельбы. На первенстве страны по стрельбе 1972 г. можно было наблюдать, как один спортсмен при стрельбе по "кабану" в начале каждой поводки перебирал пальцами цевье винтовки (пропуская из-за этого мишень почти до самого укрытия), совсем не осознавая эти движения. Другой известнейший стрелок-стандартист, стреляя стоя, в позе изготовки перед обработкой первых 3-4 выстрелов каждой серии, правой рукой поправлял наушник, чтобы он не касался приклада; об этом он с удивлением узнал, лишь сойдя с линии огня, когда ему был дан совет тщательней подогнать дужку наушника, и т.д.

Поэтому-то тренеру и следует внимательно наблюдать за стрелком на соревнованиях и при возможности вмешиваться в подобных случаях, а в дальнейшем, после соревнований, принимать меры к устранению закрепившихся вредных навыков.

Наблюдая за стрелком и воздействуя своими замечаниями на ослабление влияния предстартового состояния в начале выполнения упражнения, тренер не должен выпускать из виду и основную работу стрелка, касающуюся техники и тактики стрельбы в условиях, усложненных соревновательной обстановкой.

Если стрельба идет тяжело и есть опасность цейтнота, следует подсказать стрелку, чтобы он производил выстрелы через равные промежутки времени по часам, и этим заставить его смелее и решительнее работать.

Особенно нужно следить за временем при стрельбе в условиях порывистого ветра. В такой обстановке тренер должен напомнить о необходимости ведения стрельбы в несколько ускоренном темпе, чтобы у спортсмена был определенный запас времени на случай, если порывы ветра станут затяжными: стрелок не сможет при них стрелять и поневоле окажется к концу стрельбы в цейтноте.

Тренеру нужно внимательно смотреть за тем, чтобы спортсмен при выполнении упражнения в наибольшей мере придерживался своего привычного стиля стрельбы, в частности делал перерывы между выстрелами достаточно продолжительные. На соревнованиях часто бывает так, особенно со стрелками-пистолетчиками, попавшими в цейтнот, когда они после продолжительного прицеливания опускают руку для отдыха буквально на 2-3 сек., а затем вновь начинают прицеливаться. Им кажется, что они предоставили достаточно продолжительный отдых руке, на самом же деле такой отдых больше носит формальный характер, поскольку мышцы руки ни в коей мере не могут восстановить свою работоспособность в столь короткий срок. После такого ничего не дающего отдыха следует очередная (причем, как правило, безуспешная) попытка произвести выстрел, и стрелок вновь опускает руку на непродолжительное время. В таких случаях тренер должен советовать спортсмену удлинить отдых, работая при этом по секундомеру. Обычно применение такого приема позволяет стрелку быстро войти в свой нормальный темп стрельбы.

Тренер должен понимать, что волнение стрелка, его состояние на протяжении выполнения упражнения не могут рассматриваться как некая постоянная величина: спортсмены могут волноваться в начале стрельбы, а затем успокоиться и, наоборот, начать стрелять сравнительно спокойно, а потом разволноваться. В связи с изменчивыми условиями спортивной борьбы одни чувства могут быстро сменяться другими, часто противоположными. Все это требует, чтобы тренер понимал стрелка, знал его характер, а также все время следил за состоянием и настроением его. Так, если спортсмен после тяжелого начала стрельбы пересилит себя, начнет стрелять смело и уверенно, тренер на первых порах не должен вмешиваться. Однако если тренер почувствует, что уверенность стрелка переходит границы и он, несмотря на явную усталость, порывается и дальше стрелять, что обычно заканчивается, как правило, плохими, - "отрезвляющими", выстрелами, тренер должен по возможности вмешаться и этим предотвратить неизбежную потерю очков в дальнейшем, порекомендовав стрелку при отстреле следующих серий делать перерывы для отдыха.

Очень резко меняется настроение спортсменов при неудачных выстрелах; после них от хорошего, бодрого настроения часто не остается и следа. Такой резкий переход в настроении стрелка тренер также должен предвидеть и поступать в зависимости от особенностей характера своего воспитанника. На плохие пробоины стрелки реагируют различно. На одного они оказывают сильное "отрезвляющее" действие, и он лишь больше мобилизует себя при обработке последующих выстрелов, проявляя при этом большую осмотрительность. У другого стрелка плохая пробоина вызывает стремление как можно скорее произвести следующий выстрел, чтобы в какой-то мере компенсировать неудачу, что приводит, как правило, к повторению неудачи. В этих случаях тренер должен порекомендовать спортсмену сделать небольшой перерыв в стрельбе, а также проверить свою изготовку. На некоторых стрелков плохие пробоины оказывают дезорганизующее действие, вызывая неуверенность в себе. При таких обстоятельствах, если тренер чувствует, что плохая пробоина случайна, он должен настоять на продолжении отстрела следующих серий в прежнем темпе или, если стрелок все же не может заставить себя из-за неуверенности стрелять дальше, предложить разрядить оружие и потренироваться "вхолостую".

Причем такое руководство стрелком в перерывах следует осуществлять умело и разумно: очень много не говорить, а тем более чрезмерно не поучать, не делать нудных наставлений, так как такое "руководство" может вызвать у стрелка лишь чувство раздражения и неприязни к тренеру.

Оказывая активную помощь стрелку в достижении спортивного результата, тренер в то же время не должен навязывать ему свою волю, что может привести к потере стрелком уверенности в самом себе, потере веры в свои силы. Ни в коем случае тренеру не следует во время неудачной стрельбы проявлять раздражение и тем более повышать голос, так как эта нервозность передается стрелку. Если у спортсмена плохо пошла стрельба, тренеру нужно проявить особый такт по отношению к нему и помнить, что неудача - не злой умысел стрелка и не проявление халатного отношения к команде. В такие тяжелые для спортсмена минуты нужно действовать на стрелка не окриком или иронической улыбкой, а сказать ему слово сочувствия и оказать моральную поддержку; только такая помощь и способна вернуть стрелку уверенность в своих силах и восстановить то необходимое равновесие в психологическом отношении, которое поможет выправить результат последующей хорошей стрельбой. Вместе с тем тренер должен не потакать капризному стрелку, а принимать самые решительные меры, чтобы заставить его как следует работать и не ставить результаты команды в зависимость от его капризов.

Следует помнить, что создать у стрелка хорошее рабочее состояние, бодрое настроение, при котором он сможет уверенно и смело стрелять, можно только в том случае, если тренер всемерно стремится создавать непринужденную обстановку до начала и во время стрельбы и стрелок в каждом слове, в каждом жесте чувствует его доброжелательное отношение к себе, живое участие товарищей к его результатам, а также понимание ими тех волнений, которые он испытывает, выступая на соревнованиях.

В заключение нужно сказать следующее. Иногда тренер, достаточно изучив стрелка по результатам контрольных стрельб и личным наблюдениям, решает поставить его в число запасных. Выступая на личное первенство, такой стрелок иногда показывает результат выше тех спортсменов, которые были включены в основной состав команды. В таких случаях тренер не должен обвинять себя в незнании людей; следует учитывать, что стрелок, выступая на личное первенство и не неся бремя ответственности перед командой, чувствует себя значительно свободней во время стрельбы. Если бы он был зачислен в команду, еще неизвестно, показал бы он такой же высокий результат при том напряжении и волнении, которые сопутствуют выступлению спортсмена на соревнованиях в составе зачетной команды. В таких случаях тренер не должен проявлять растерянности. Он должен быть тверд в своих решениях, принципиален, выдержан. Нужно всегда помнить, что тренер - душа команды; от его поведения зависят спокойствие, выдержка стрелков, уверенность их в спортивной победе на соревнованиях.

Как и все советские педагоги, тренер является активным деятелем нашего социалистического общества. Его долг - не только заботиться о спортивном росте учеников, но и воспитывать людей, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

КОНЕЦ КНИГИ

Наши рекомендации