Социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06.03.2014 № 188-п
г. Ярославль
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. УтвердитьприлагаемуюСтратегию социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора области Ястребова С.Н.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 06.03.2014 № 188-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 01.02.2016 № 73-п)
СТРАТЕГИЯ
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПЕРЕЧЕНЬ
Экономики Ярославской области
Рисунок 1
Адаптированная матрица GE/McKinsey для анализа портфеля
отраслей в регионе
Рисунок 2
Стратегический анализ портфеля доходных отраслей
экономики Ярославской области*
*Красная черта означает среднероссийский уровень.
Рисунок 3
Стратегический анализ портфеля отраслей обрабатывающей
промышленности экономики Ярославской области*
*Красная черта означает среднероссийский уровень
Список используемых сокращений
ВРП – валовой региональный продукт
Приложение 5
к Стратегии СЭР
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06.03.2014 № 188-п
г. Ярославль
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. УтвердитьприлагаемуюСтратегию социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на Губернатора области Ястребова С.Н.
3. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 06.03.2014 № 188-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 01.02.2016 № 73-п)
СТРАТЕГИЯ
социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года
1. Общие положения
1.1. Назначение документа.
Стратегия социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года (далее – Стратегия СЭР) – документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления в Ярославской области на перспективу до 2025 года.
Стратегия СЭР детализирует положения Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной указом Губернатора области от 27.02.2013 № 110 «Об утверждении Концепции социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года» (далее – Концепция СЭР), до уровня целей и показателей, механизмов их достижения – набора конкретных задач и стратегических проектов для реализации в период до 2025 года.
Стратегия СЭР содержит оценку социально-экономического положения Ярославской области, в том числе данные анализа развития Ярославской области в сравнении с другими регионами.
1.2. Основания для разработки.
Основанием для разработки Стратегии СЭР является Концепция СЭР.
Стратегия СЭР разработана в соответствии с:
- положениями Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- сценарными условиями долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации;
- положениями Стратегии социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р;
- прогнозом социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный период 2016 – 2027 годов, одобренным постановлением Правительства области от 27.10.2015 № 1150-п «О прогнозе социально-экономического развития Ярославской области на долгосрочный
период 2016 – 2027 годов»;
- Положением о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства области от 09.02.2012 № 87-п «Об утверждении Положения о стратегическом планировании в органах исполнительной власти Ярославской области».
1.3. Особенности разработки и ключевые ценности Стратегии СЭР.
1.3.1. Процесс разработки и обсуждения Стратегии СЭРявляется публичным и открытым. Стратегия СЭР разработана на базе экспертного проекта социально-экономического развития, сформированного с учетом предложений СЦК – региональных центров компетенций по ключевым направлениям социально-экономического развития, созданных на период разработки Стратегии СЭР в соответствии с постановлением Правительства области от 19.12.2011 № 1084-п «О Стратегическом совете области». В состав СЦК вошли представители общественности, органов исполнительной власти, высшей школы, депутаты Ярославской областной Думы, профессиональные консультанты. Благодаря открытости и публичности процесса разработки, Стратегия СЭР фактически является «народной» стратегией и может выступать в роли договора между властью и обществом о принципах и целях развития региона, что создает основу для консолидации общества и власти вокруг задач развития региона.
1.3.2. Стратегия СЭР учитывает необходимость достижения ключевых показателей, определенных в федеральных стратегических документах – указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения», от 7 мая 2012 года
№ 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», от 7 мая 2012 года
№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года), от 21 августа 2012 года № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», от 10 сентября 2012 года № 1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности».
1.3.3. Стратегические цели должны быть конкретны и измеримы: они имеют конкретные измеримые показатели, с помощью которых в разрезе этапов реализации Стратегии СЭР возможно контролировать степень достижения плановых значений и при необходимости осуществлять корректирующее воздействие.
1.4. Основные термины и определения.
Главная цель развития – главная цель социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. В случае достижения главной цели развития Стратегия СЭР считается успешно реализованной. Главная цель развития имеет показатели, которые позволяют измерять степень достижения цели.
Направление развития – одно из направлений развития региона: экономика, социальная сфера, инфраструктура, система государственного управления.
Проблема социально-экономического развития – противоречие между желаемым и действительным состоянием социально-экономической системы.
Целевой образ региона – видение желаемого образа региона на долгосрочную перспективу, которое соответствует имеющемуся потенциалу и главной цели развития региона.
Стратегическая задача – конкретное направление действий для достижения стратегической цели.
Стратегические проекты – наиболее крупные и значимые инвестиционные и организационные проекты, выполнение которых необходимо для реализации Стратегии СЭР.
Реальный сектор экономики – отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах.
2. Оценка достигнутых целей и анализ основных направлений
социально-экономического развития Ярославской области
в 2005 – 2012 годах
Оценка достижения целей первого этапа Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 № 572 «О стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года», приведена в Концепции СЭР.
2.1. Анализ основных направлений развития Ярославской области.
Анализ социально-экономического развития Ярославской области и отдельных секторов экономики включает в себя оценку экономического и социального развития региона за период 2005 – 2012 годов. Основные показатели социально-экономического развития Ярославской области представлены в приложении 1 к Стратегии СЭР.
2.1.1. Экономика.
Спад в экономике, которым завершился последний деловой цикл конъюнктуры 2004 – 2008 годов, сказался на экономическом развитии Ярославской области самым неблагоприятным образом. В острой фазе кризиса в 2009 году ВРП области в реальном выражении снизился в большей степени, чем совокупный ВРП страны. Как следует из таблицы 1, индекс физического объема ВРП области составил в 2009 году 91,9 процента при 92,4 процента по стране в целом.
Таблица 1
Некоторые характеристики ВРП
Ярославской области
Наименование показателя | Годы | |||||||
ВРП Ярославской области, млн. руб. | 41 756 | 131 252 | 153 252 | 186 578 | 214 946 | 212 684 | 239 644 | 286 968 | 327 280 |
ВРП Ярославской области на душу населения, руб. | 29 828 | 99 335 | 117 309 | 143 936 | 166 712 | 165 758 | 187 876 | 225 778 | 257 427 |
Индекс физического объема ВРП Ярославской области, % к предыдущему году | 107,7 | 105,9 | 110,5 | 106,5 | 101,1 | 91,9 | 103,0 | 107,0 | 104,6 |
Справочно: индекс физического объема совокупного ВРП Российской Федерации, % к предыдущему году | 110,6 | 107,6 | 108,3 | 108,3 | 105,7 | 92,4 | 104,6 | 105,4 | 103,1 |
Доля ВРП Ярославской области в совокупном ВРП Российской Федерации, % | 0,73 | 0,73 | 0,68 | 0,67 | 0,63 | 0,66 | 0,64 | 0,63 | 0,66 |
Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации | |||||||||
Место Ярославской области по объему ВРП на душу населения среди субъектов ЦФО |
Доля Ярославской области в совокупном ВРП страны снизилась с 0,73 процента в 2005 году до 0,66 процента в 2009 году.
Анализ структуры ВРП области показывает, что Ярославская область относится к регионам индустриального типа. На первом месте в структуре добавленной стоимости находятся обрабатывающие производства. Доля обрабатывающих производств, которые в развитых странах обладают наибольшей производительностью по добавленной стоимости, упала с
32,1 процента в 2005 году до 25,1 процента в 2009 году. В 2012 году доля обрабатывающих производств составила 26,5 процента.
Таблица 2
Структура ВРП Ярославской области в разрезе ВЭД
(процентов)
Наименование показателя | Годы | ||||||
Всего | ||||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 4,9 | 5,2 | 4,3 | 4,1 | 4,3 | 4,2 | 4,2 | 3,9 |
Рыболовство, рыбоводство | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Добыча полезных ископаемых | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,1 |
Обрабатывающие производства | 32,1 | 27,2 | 28,3 | 27,0 | 25,0 | 24,9 | 27,2 | 26,5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и пара | 4,7 | 5,2 | 5,0 | 5,0 | 5,5 | 5,6 | 5,3 | 4,5 |
Строительство | 8,1 | 7,1 | 5,2 | 5,6 | 7,2 | 8,4 | 7,5 | 7,4 |
Оптовая и розничная торговля1 | 15,4 | 17,1 | 17,4 | 16,0 | 14,0 | 15,8 | 16,2 | 18,3 |
Гостиницы и рестораны | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Транспорт и связь | 14,7 | 14,7 | 15,7 | 17,7 | 17,7 | 15,1 | 13,9 | 12,1 |
Финансовая деятельность | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,4 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг2 | 6,5 | 7,8 | 8,3 | 8,0 | 7,7 | 8,8 | 9,1 | 9,8 |
Государственное управление3 | 3,7 | 5,3 | 5,4 | 6,1 | 6,8 | 6,3 | 5,7 | 6,3 |
Образование | 3,8 | 3,2 | 3,3 | 3,5 | 4,1 | 3,5 | 3,4 | 3,5 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3,3 | 4,1 | 4,1 | 3,9 | 4,4 | 4,1 | 4,2 | 4,5 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 1,3 | 1,5 | 1,5 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 1,7 |
1 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
2 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
3 Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.
Второе место занимает оптовая и розничная торговля, доля которой увеличилась с 15,4 процента в 2005 году до 17,4 процента в 2007 году, в 2012 году доля оптовой и розничной торговли составила 18,3 процента.
На третьем месте находится транспорт и связь, доля которых увеличилась с 14,7 процента в 2005 году до 17,7 процента в 2008 и 2009 годах, а затем снизилась до 12,1 процента в 2012 году. Такая значительная доля транспорта и связи нетипична для российских регионов (в 2012 году в целом по России она составила 10,4 процента).
По объему ВРП на душу населения среди субъектов Российской Федерации Ярославская область переместилась с 28-го места в 2005 году на 40-е в 2011 году и 37-е в 2012 году, среди субъектов ЦФО – с 4-го на 6-е и 5-е места соответственно. Для сравнения, в 2000 году область занимала 30-е место в целом по Российской Федерации и 3-е место в ЦФО по объему ВРП на душу населения.
Таким образом, можно отметить, что другие регионы в 2005 – 2012 годах развивались более активно, чем Ярославская область, поэтому область теряла свои позиции как в целом по России, так и по регионам ЦФО в частности.
2.1.1.1. Промышленное производство.
Промышленное производство в Ярославской области в 2005 – 2007 годах демонстрировало уверенные и стабильные значения ежегодного прироста индекса промышленного производства, достигавшие в среднем около 6 процентов в год. Однако мировой экономический кризис 2008 и 2009 годов оказал сильное негативное влияние на промышленность региона. Кризисные явления в экономике проявились в масштабном снижении спроса на продукцию промышленных предприятий. В результате произошло сильное сокращение прибыли, увеличилась задолженность предприятий, что повлекло за собой временную остановку механизмов кредитования промышленной сферы. Совокупность данных негативных факторов привела к снижению показателя индекса промышленного производства области за 2008 и 2009 годы до 82,6 процента к уровню предкризисного 2007 года.
Период 2010 – 2012 годов характеризовался возобновлением роста промышленного производства и наращиванием темпов в промышленности области – индекс промышленного производства за 2010 – 2012 годы увеличился на 23,1 процента.
Таблица 3
Динамика промышленного производства в Ярославской области
(в процентах к предыдущему году)
Период (годы) | ||||||||
Индекс промышленного производства | 105,5 | 105,6 | 106,8 | 99,0 | 83,4 | 106,2 | 111,3 | 104,1 |
Обрабатывающие производства дают наибольшую долю – 87,4 процента всего объема отгруженных товаров и предоставленных услуг в сфере промышленного производства области. Добыча полезных ископаемых не является для области приоритетом в силу того, что в регионе нет месторождений полезных ископаемых общенационального и международного значения. В настоящее время область остается импортером электроэнергии. С учетом вероятного ввода новых мощностей в сфере производства электроэнергии область может повысить долю данного ВЭД.
Имеющиеся в области предприятия по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, нефтепродуктов и химическому производству могут служить основой в выборе направлений дальнейшего развития промышленности. Вместе с тем часть выпускаемой в регионе промышленной продукции проходит такие стадии жизненного цикла, как зрелость и/ или спад, и имеет невысокую конкурентоспособность на российском и мировом рынках.
Анализ статистических данных показывает, что в течение последних лет сократился удельный вес промышленного производства в ВРП, а также доля занятых в промышленном производстве в общей численности занятых в экономике региона. Данная тенденция связана с общемировыми процессами сокращения доли промышленного производства. В Ярославской области сокращение удельного веса промышленного производства в ВРП по сравнению с долей занятых в промышленном производстве происходило опережающими темпами. Эта тенденция свидетельствует о постепенном снижении конкурентоспособности промышленного сектора экономики региона по сравнению с другими секторами экономики Ярославской области.
Кроме того, высокий износ основных фондов предприятий и существенные затраты на модернизацию или переоборудование производственных мощностей свидетельствуют о недостаточном соответствии ряда промышленных предприятий требованиям современной конкурентной среды.
Одной из важных проблем промышленного сектора является высокая доля производства комплектующих и сырья и ограниченное производство конечной продукции, выпускаемой предприятиями региона. Подобное положение приводит к зависимости ярославских предприятий от действий конечных производителей и снижает рентабельность производства. Данная проблема усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создание совместных предприятий с иностранными производителями. Перечень ведущих промышленных предприятий области представлен в приложении 2 к Стратегии СЭР.
Таким образом, традиционные для Ярославской области промышленные предприятия относятся в основном к медленно растущим отраслям, таким как нефтепереработка, шинная промышленность, машиностроение, электротехника, пищевая и легкая промышленность. Динамики развития базовых отраслей региона в настоящее время недостаточно для обеспечения целевых темпов роста ВРП, их мультипликативный эффект для развития области незначителен, что свидетельствует о необходимости внедрения и развития более динамичных и мультипликативных промышленных ВЭД.
2.1.1.2. АПК.
Доля сельского хозяйства в ВРП области в течение ряда лет имела тенденцию к снижению – с 5,8 процента в 2005 году до 4,3 процента в 2009 году. Это снижение было вызвано рядом объективных социально-экономических причин, включая большую изношенность основных фондов, сложное финансовое положение большинства предприятий отрасли, недоступность кредитов, а также демографический кризис, особенно остро проявившийся до 2010 года в сельской местности. В АПК региона в последние годы отмечались невысокие темпы прироста индекса сельскохозяйственного производства, в среднем около 1,3 процента в год. Ярославская область занимает 48-е место в России по обороту сельскохозяйственного производства.
В 2012 году продолжился прирост индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Ярославской области, который по итогам года составил 7,8 процента.
Таблица 4
Индексы производства продукции сельского хозяйства
Ярославской области по категориям хозяйств
(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)
Период (годы) | ||||||||
Хозяйства всех категорий, в том числе: | 101,1 | 100,2 | 101,4 | 100,0 | 103,8 | 92,7 | 112,2 | 107,8 |
сельскохозяйственные организации | 102,9 | 106,2 | 103,5 | 109,0 | 108,4 | 100,7 | 112,1 | 106,5 |
хозяйства населения | 98,9 | 93,9 | 98,9 | 91,1 | 96,4 | 81,9 | 111,4 | 109,6 |
крестьянские (фермерские) хозяйства | 109,0 | 99,7 | 107,0 | 99,8 | 111,3 | 64,7 | 137,8 | 115,4 |
Наиболее успешно развивается региональное животноводство и птицеводство. Ярославская область входит в число субъектов с положительной динамикой показателей производства скота и птицы, а также производства яиц, занимая при этом лидирующие позиции в ЦФО. Регион полностью обеспечивает население области мясом птицы, яйцами. Лидер регионального птицеводства – ОАО «Волжанин» Рыбинского района – входит в пятерку самых крупных птицефабрик России. В Угличе работает перепелиная фабрика, крупнейшая в Европе как по производству яйца, так и по производству мяса.
В целях дальнейшего перспективного развития отрасли в регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, преимущественно в сфере животноводства.
Новая экономическая реальность, связанная как с происходящими изменениями на внутреннем рынке, так и со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и Таможенный союз, поставила перед сельским хозяйством области ряд проблем, которые требуют качественного обновления всего производственного процесса. В настоящее время основными факторами, сдерживающими развитие АПК, являются:
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку, несовершенство его инфраструктуры и монополизация со стороны торговых сетей;
- отток трудоспособного населения с сельских территорий;
- территориальная неравномерность развития АПК области;
- высокая стоимость и низкая доступность кредитных ресурсов;
- высокая зависимость от государственной поддержки;
- низкий процент обновления основных фондов;
- низкий уровень заработной платы профильных специалистов.
Таким образом, доля продукции АПК Ярославской области в ВРП региона пока остается низкой. В отрасли сохраняется значительное количество проблем, сдерживающих развитие АПК. Происходит отток трудоспособного населения с сельских территорий и деградация сельских населенных пунктов. При этом сельское хозяйство области имеет ряд конкурентных преимуществ, таких как наличие высокопроизводительных специализированных хозяйств, предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, значительные земельные ресурсы. В регионе имеется потенциал для развития животноводческого производства.
2.1.1.3. Строительство.
Важная роль в экономике региона принадлежит строительному комплексу, который вносит значительный вклад в ВРП и является производителем товаров инвестиционного спроса, определяющих экономическое и социальное развитие на долгосрочную перспективу.
Доля строительной отрасли Ярославской области в объеме ВРП региона в последние годы значительно превышала среднероссийскую долю. Темпы динамики данного ВЭД превосходили темпы динамики ВРП. Это обусловлено в первую очередь тем, что значительная часть строительных работ выполнялась в рамках строительства инфраструктурных объектов, финансируемых не населением и бизнесом региона, а крупными федеральными корпорациями (ОАО «Газпром») и федеральным или региональным бюджетом (дорожное строительство, строительство Юбилейного моста и подходов к нему, объектов тысячелетия).
Завершение данных проектов привело к сокращению объема работ на 7,1 процента в 2012 году. В перспективе при отсутствии новых крупных инфраструктурных проектов доля строительства может снизиться до уровня среднероссийских значений. Вместе с тем возникший дефицит строительных работ по инфраструктурным проектам может быть компенсирован кратным увеличением объемов жилищного строительства.
Таблица 5
Отдельные показатели строительной отрасли Ярославской области
Показатели | Годы | ||||||
Темп роста ВРП региона (в сопоставимых ценах), % | 105,9 | 110,5 | 106,5 | 101,1 | 91,9 | 103,0 | 107,0 | 104,6 |
Индекс объема работ, выполненных по ВЭД «Строительство», % | 157,1 | 99,3 | 82,8 | 105,5 | 97,8 | 107,6 | 101,1 | 92,9 |
Доля добавленной стоимости, созданной по ВЭД «Строительство», в общем объеме ВРП, % | 8,1 | 7,1 | 5,2 | 5,6 | 7,2 | 8,4 | 7,5 | 7,4 |
Справочно: доля добавленной стоимости, созданной по ВЭД «Строительство», в общей сумме ВРП России, % | 5,7 | 5,8 | 6,3 | 6,9 | 6,7 | 6,9 | 7,0 | 7,2 |
За период 2005 – 2012 годов произошло улучшение ситуации в сфере жилищного строительства. Ввод жилья в 2012 году более чем двукратно превысил объем ввода жилья в 2005 году. Тем не менее даже такая динамика пока не может удовлетворить потребности населения в новом жилье – в 2012 году было введено в эксплуатацию 0,36 кв. метра жилья в расчете на одного жителя области.
Таблица 6
Ввод в действие жилых домов на территории Ярославской области
Показатели | Годы | |||||||
Ввод в действие жилых домов всего, тыс. кв. метров | 223,8 | 246,9 | 420,3 | 396,9 | 376,4 | 291,5 | 411,2 | 461,3 |
Кв. метров на человека | 0,17 | 0,19 | 0,32 | 0,30 | 0,29 | 0,23 | 0,32 | 0,36 |
Сдерживающими факторами развития сферы жилищного строительства в настоящее время являются отсутствие комплексного характера ведущейся застройки и развитого рынка земельных участков (в том числе под ИЖС), высокая рыночная стоимость квадратного метра первичного жилья по отношению к доходам населения, высокая стоимость присоединения застраиваемых объектов к коммунальным ресурсам, высокая стоимость банковских кредитов для застройщиков. Решение указанных проблем будет способствовать увеличению объемов ввода жилья и повышению его качества.
Таким образом, в анализируемый период строительство в Ярославской области было более активным, чем в среднем по России. Вместе с тем в настоящее время существует угроза снижения активности в строительной отрасли региона в связи с завершением больших инфраструктурных проектов. Возможно, что возникший дефицит строительных работ может быть компенсирован увеличением объемов жилищного строительства.
2.1.1.4. Туризм.
В настоящее время в Ярославской области в приёме туристов участвуют более 425 организаций (туристские и экскурсионные бюро, гостиницы, пансионаты, музеи, изготовители сувениров и другие организации). В области работают 34 туроператора, внесенные в Единый федеральный реестр туроператоров, из них 10 имеют право на организацию международного туризма.
В 2012 году туристский поток Ярославской области составил около 2,25 млн. посетителей, из них 247 тыс. иностранных и 2 млн. российских граждан. По сравнению с 2011 годом увеличение туристского потока составило 20 процентов. Таким образом, в 2012 году наблюдается опережение среднегодовых темпов роста потока туристов за 5 лет. Среднегодовая наполняемость гостиниц за последние 7 лет имела тенденцию к повышению и достигла максимума в 2008 году – 51 процент по области и 60 процентов по городу Ярославлю.
По итогам 2009 года наполняемость гостиниц по объективным причинам снизилась на 10 – 12 процентов. За 2012 год наполняемость гостиниц области составила около 40 процентов. За последние три года количество мест в гостиницах увеличилось в 1,7 раза за счет ввода в эксплуатацию около 30 гостиниц.
Вместе с тем, несмотря на позитивные тенденции в сфере развития туризма и реализацию ряда крупных инвестпроектов, дальнейшее увеличение туристического потенциала в Ярославской области сдерживается рядом проблем: недостаток развитой инфраструктуры, квалифицированных кадров, слабый маркетинг, неразвитая предпринимательская среда, несовершенство законодательства.
2.1.1.5. Инвестиционная деятельность.
В Ярославской области проводится активная работа по привлечению в регион российских и иностранных инвесторов. Анализ динамики темпов роста инвестиций в основной капитал в последние годы показывает, что максимальные объёмы инвестиций приходились на 2005, 2010 и 2011 годы. В 2005 году на территории области был осуществлён ввод в эксплуатацию газопровода. В 2010 году краткосрочный рост инвестиционной активности обусловлен значительными объемами дополнительного бюджетного финансирования в рамках празднования тысячелетия города Ярославля. Более того, подготовка празднования велась в рамках многих федеральных программ начиная с 2002 года. Ряд объектов достраивался в течение 2011 года.
Диаграмма 1
Динамика инвестиций в основной капитал в Ярославской области
(в сопоставимых ценах, процентов к 2004 году)
Доля Ярославской области в общем объёме инвестиций ЦФО (без учёта бюджетных средств) увеличилась с 2,5 процента в 2008 году до 2,7 процента в 2012 году, тогда как Тульская, Липецкая, Калужская Белгородская, Воронежская и Московская области имеют долю, превышающую значение Ярославского региона, а доля Воронежской области растёт более быстрыми темпами, чем в Ярославской области (с 4,1 процента до 6,4 процента.)
Учитывая данные видовой структуры инвестиций в основной капитал, стоит отметить, что более половины объема инвестиций приходится на здания (кроме жилых) и сооружения, наряду с этим устойчиво снижается удельный вес жилых зданий и доля инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства.
Данные о направлении использования инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2012 годов свидетельствуют о снижении проводимой модернизации и реконструкции и о преобладании экстенсивного пути развития.
В источниках финансирования инвестиций в основной капитал за период 2005 – 2012 годов отмечается существенный рост привлеченных средств, преимущественно федерального бюджета.
Вместе с тем зафиксирован рост доли собственных средств, удельный вес прибыли вырос с 9 процентов в 2005 году до 22,7 процента в 2012 году.
В структуре источников финансирования инвестиций крупных и средних организаций в 2012 году преобладали собственные средства, удельный вес которых составил 59,3 процента от общего объема инвестиций. Собственные средства были сформированы на 55,5 процента за счёт амортизационных отчислений и на 38,3 процента – за счет прибыли.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2012 года по полному кругу хозяйствующих субъектов составил 81 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 92,4 процента к уровню 2011 года.
В структуре инвестиций (по кругу крупных и средних предприятий) преобладали инвестиции в обрабатывающие производства (42,1 процента от общего объема), транспорт и связь (17,7 процента), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (8,3 процента), сельское хозяйство (7,1 процента), а также в оптовую и розничную торговлю (4,9 процента). На инвестиции в операции с недвижимым имуществом, гостиницы и рестораны, здравоохранение и социальное обеспечение, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг приходилось от 2 до 4 процентов от их общего объема. На остальные ВЭД приходилось менее чем по 2 процента от общего объема инвестиций.
В последние годы в Ярославской области активно привлекаются новые стратегические инвесторы, осуществляется работа по развитию новых секторов экономики, таких как фармацевтика, туризм, энергетика. В регионе началась реализация значимых крупных инвестиционных проектов.
Однако анализ инвестиционной активности Ярославской области показывает, что объём инвестиций в основной капитал, привлекаемый регионом за последние 4 – 5 лет, является недостаточным для опережающего развития Ярославской области. По темпам роста инвестиций в основной капитал Ярославская область занимает по итогам 2012 года лишь 79-е место в России и 17-е среди регионов ЦФО.
2.1.2. Инфраструктура.
2.1.2.1. Жилищный фонд.
Площадь жилищного фонда Ярославской области на конец 2012 года составила 31,6 млн. кв. метров. На долю МКД приходилось 77,2 процента общей площади жилых помещений.
Почти половина площади жилищного фонда области (47,6 процента) построена в период с 1971 по 1995 годы, в период с 1946 по 1970 годы введено 26,9 процента, до 1945 года – 12,9 процента площади жилищного фонда. Удельный вес площади жилых домов, построенных за последние 17 лет, составил 12,6 процента.
В области преобладает жилищный фонд с износом до 30 процентов. Его площадь составляет 17068,8 тыс. кв. метров (54,4 процента). Значительную долю занимает жилищный фонд с износом от 31 до 65 процентов – 13169,6 тыс. кв. метров (41,9 процента).
В ветхом состоянии находится 3,3 процента жилищного фонда области (1040,0 тыс. кв. метров). На конец 2012 года признаны непригодными для проживания вследствие аварийности 708 жилых домов площадью 189,3 тыс. кв. метров.
За последние 5 лет в области ежегодно ликвидировалось 7,0 тыс. кв. метров аварийного и 14,3 тыс. кв. метров ветхого жилья, в 2012 году – 3,8 тыс. кв. метров аварийного и 5,4 тыс. кв. метров ветхого жилья.
Поддержанию жилищного фонда в пригодном для эксплуатации состоянии способствует проведение капитального ремонта. С 2008 по 2012 год в области было отремонтировано 3885 МКД, в том числе 345 МКД в 2012 году. При этом потребность жилищного фонда в ремонте не сокращается: более четырех тысяч МКД требуют капитально