Тема 6. Международные бизнес-операции по трансферу научно-технического, производственного и маркетингового знания
Форма проведения занятий: выполнение практических заданий и анализ ситуаций
Задание 1.Разберите конкретную ситуацию.
АО «Маслосырзавод Алтайский» (Россия, Алтайский край) с 2006г. несет убытки по причине недостатка оборотных средств. С этого времени расчет с поставщиками молока производится готовой продукцией (маслом). Объемы продаж в районном центре, где находится предприятие, ежегодно снижаются, несмотря на то, что масло высокого качества. Это вызвано низкой платежеспособностью покупателей, а также высокой долей населения, имеющих коров в домашнем хозяйстве, таким образом, обеспечивающих собственное производство масла. Реализация масла в г. Барнауле и других населенных пунктах не эффективна, так как цена значительно увеличивается из-за роста транспортных затрат на перевозку. Отрицательно влияет на спрос также фактор высокого содержания холестерина в сливочном масле и появление на рынке товаров-заменителей – мягких масел без холестерина.
Оплата труда персонала на заводе очень низка, зачастую выплату производят в виде готовой продукции. В течение последних 11 лет сменилось три директора завода, но существенных изменений в финансовом положении это не вызвало.
В 2008 г. маслозавод заключил контракт с голландской фирмой на поставку казиинового клея. Поставки осуществлялись в течение года. Качество клея голландскую сторону вполне устраивало. Но связи были прерваны также по причине недостаточности оборотных средств для производства казиина.
Разработайте основные направления инжиниринга, который необходим АО «Маслосырзавод Алтайский». Есть ли необходимость приглашать для этого международную инжиниринговую компанию? Решите, стоит ли заводу возобновлять связи с голландской фирмой.
Задание 2.Допустим, Вы – российский предприниматель, который имеет капитал в размере 700 тыс. руб. Вы решили работать с китайской фирмой в системе франчайзинга с условием, что Вы будете франчайзиатом? Какой китайской фирме Вы предложили бы сотрудничество? Обоснуйте ваш выбор, основываясь на собственном опыте изучения китайского рынка. Поэтапно опишите процесс взаимодействия с иностранной фирмой – франчайзером.
Задание 3.Отечественное предприятие «Технобюро» заключило договор с индонезийской фирмой о передаче ей технологии очистки окружающей среды (сточных вод металлургического комбината). Срок действия договора – 3 года. В договоре определены комбинированные платежи за передачу технологии (роялти – отчисления в размере 5% прибыли в течение периода действия договора) и паушальный платеж (твердо фиксированная сумма вознаграждения), осуществляемый единорвеменно в размере 15 000 долл. Разработайте раздел лицензионного договора «Лицензионные платежи».
Тема 7. Международный трансфер производственной деятельности Форма проведения занятий: выполнение практических заданий и анализ ситуаций
Задание 1.Предметом сделки является создание станции технического обслуживания и ремонта сельхозтехники, ранее поставленной тракторным заводом. Участник зарубежного предприятия – подразделение тракторного завода. Страна, где предполагается создать зарубежное предприятие, - одна из стран Северной Африки (Египет, Тунис, Алжир, Марокко). Единовременные затраты (диагностическое оборудование) – 50000 дол. США, Мощность станции технического обслуживания – 600 единиц сельскохозяйственной единицы в год. Численность персонала – 50 чел., в том числе 5 руководителей и специалистов (граждане нашей страны), остальные – местный персонал. Текущие годовые затраты: заработная плата с отчислениями – 50000 долл, аренда здания и производственная площадь – 15000долл, электроэнергия, вода, газ – 5000 долл. Налоги и прочие отчисления – 10000 долл. Предполагаемый годовой доход – 120000 долл. Определите особенности, преимущества и недостатки международной сделки по созданию зарубежного предприятия. Рассчитайте эффективность данной международной сделки.
Задание 2.Отечественное предприятие «Сирена» и австрийская фирма «Ress» заключили соглашение о создании совместного предприятии по производству одноразовых шприцов с уставным фондом в 260000 евро. Отечественное предприятие передает: производственное здание, вспомогательное оборудование, транспортные средства – всего на сумму 130000 евро. Австрийский партнер передает: технологию производства, основное производственное оборудование, автоматизированную систему управления производством и технологическим процессом – всего на 130000 евро. Определите особенности, преимущества и недостатки международной сделки по созданию зарубежного предприятия.
Задание 3. Работая в малых группах (4-5 чел.) выполните задания по следующей ситуации: Вами был подписан договор о строительстве совместного предприятия на территории Ленинградской области по производству мебели из березы. По замыслу тайванского учредителя выпуск мебели в России позволит получить хорошую прибыль. Для дальнейших практических действий был создан комитет совместного предприятия из числа собственников. Установлен 1 контрольный показатель: объем продаж 20 млн. долларов через 2 года.
Задания к ситуации:
1.Избрать Генерального Директора и ключевых заместителей
2.Разработать организационную структуру и модель управления
3.Оцените необходимые человеческие, финансовые и прочие ресурсы
4.Составить план действий на 6 месяцев
Тема 8. Менеджмент международных арендных операций Форма проведения занятий: выполнение практических заданий
Задание 1.Завод по производству интегральных плат находится на грани банкротства. Руководство предприятия передает право собственности на специальное оборудование лизинговой компании за согласованное вознаграждение, а затем берет в лизинг это же оборудование. Лизинговая компания берет на себя безусловную ответственность по ремонту и обслуживанию оборудования. Определите, вид лизинга и его специфику.
Задание 2.Отечественная туристическая компания приобретает у немецкой фирмы в лизинг туристический автобус для международных перевозок туристов. Определите: а) основные особенности (отличия) операций, если туристический автобус берется на условиях: оперативного, финансового, полного, чистого лизинга; б) факторы, которые могли стать определяющими для туристической компании при выборе лизинга, как варианта приобретения автобуса; в) схему взаимодействия сторон при совершении данной лизинговой сделки; г) порядок расчета лизинговых платежей при финансовом и оперативном лизинге.