Международная торговля лицензиями

Международная торговля лицензиями предусматривает передачу на определенный срок прав, вытекающих из интеллектуальной деятельности в области науки и техники. Лицензионные соглашения можно классифицировать по признакам, характеризующим:

· степень автономности лицензий (самостоятельные и зависимые сублицензии).

Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в со­ответствии с лицензионным договором. Вознаграждение за предоставленную сублицензию распределяется между сторонами, подписавшими основной ли­цензионный договор, в соответствии с этим договором;

· вид объектов промышленной собственности права, на которые передаются (на использование изобретений и полезных моделей, промышленных образцов» ноу-хау, товарных знаков иди фирменных наименований («франчайзинг»);

· способы охраны объектов промышленной собственности (патентные, беспатентные и смешанные лицензии).

Патентными обычно именуют лицензии на использование технических решений, защищенных патентами или другими аналогичными охранными документами. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на его использование.

К беспатентной обычно относят лицензии, предметом которых являются разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, заключение лицензионного соглашения, при демонстрации приемов работы, обучении, ноу-хау). Передача ноу-хау может осуществляться по разным каналам, в том числе и без технического персонала, при установке и наладке оборудования, решении задач организационного, управленческого характера, изменении технологиче­ского процесса в соответствии с требованиями лицензиата и др.

Смешанные (передача ноу-хау и прав, охраняемых патентами). Часто приобретение ноу-хау осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентами или авторскими правами. Обычно лицензии на патенты и ноу-хау прилагаются к договорам купли-продажи оборудования (особенно комплектного, такого, как технологические линии предприятий и т.п.).

Приобретая или передавая технологии, защищенные патентами или другими охранными документами, важно знать сроки действия этих документов. В разных странах они различны, хотя и близки друг к другу; объем прав или использование технологии (простые, исключительные и полные).

При простой (неисключительной) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам.

При исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных в договоре, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату.

Полные лицензии применяются в некоторых зарубежных странах. Они представляют собой патентные лицензии, в соответствии с которыми в полном объеме предоставляются права на изобретение на весь срок действия патента. В законодательстве Российской Федерации понятие полной лицензии существовало до 1992 года, во вновь принятом Патентном Законе оно не предусмотрено. Предоставление полной лицензии близко по значению к продаже патента и отличается от нее тем, что патентообладатель при продаже полной лицензии остается прежний, а право на использование изобретения передается лишь на срок действия патента.

Определение цены лицензии представляет сложную проблему. Очевидно, что цена лицензии должна зависеть от массы дополнительной прибыли, получаемой лицензиатом при ее использовании. В то же время сумма вознаграждения за лицензию, выплачиваемая лицензиатом, должна составлять только часть получаемой им дополнительной прибыли, иначе теряется смысл ее приобретения. В международной практике торговли лицензиями доля, идущая на вознаграждение лицензиарам, в среднем составляет от 20 до 40 % общей суммы дополнительной прибыли.

Наиболее распространенными способами определения цены лицензии яв­ляются:

1. по затратам лицензиара на разработку изобретения до стадии, на которой предполагается его продажа;

2. по минимально допустимой цене, ниже которой продажа нецелесообразна;

3. по оценке затрат покупателя на альтернативное решение;

4. по опыту продажи аналогичных лицензий.

Лицензионные соглашения могут предусматривать различные способы выплаты вознаграждений:

1. Паушальный платеж – единовременная выплата заранее согласованной суммы, применяется, если стоимость лицензии мала, затруднен перевод валюты или контроль за показателями деятельности лицензиата.

2. Роялти – выплата частичными платежами пропорционально согласованным показателям деятельности лицензиатов. Роялти могутначисляться в согласованных пропорциях к дополнительной прибыли лицензиата, к общей прибыли, к объему продаж и др.

3. Платежи в смешанной форме.

Международный инжиниринг

Термин «инжиниринг» в российской экономической литературе определяется как совокупность работ прикладного характера, включающих предпроектные технико-экономические исследования и обоснования оптимальности планируемых капиталовложений, необходимую лабораторную доработку технологии, проектную промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта с выдачей спецификаций компонентов или оборудования, соответствующих требованиям заказчика, а также последующие услуги или консультации.

Однако отмечается, что с данным выше определением термина не обязательно будут согласны в других странах. Так, например, французский комитет по планированию считает, что инжиниринг – это интеллектуальные действия всякого рода, необходимые для оптимизации инвестиций на всем пути их осуществления, – от выбора места до практической реализации проекта и управления. Такое разночтение не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд, – очень часто результаты судебных разбирательств по коммерческим спорам зависят от такого значения слов, примененных в контрактах.

Услуги типа «инжиниринг» возникли в развитых странах в 60-е годы и к настоящему времени получили повсеместное распространение. Основной причиной этого называют рост капиталовложений в основные фонды предприятий и необходимость повышения эффективности их освоения. Обострение конкуренции за высококвалифицированных специалистов, способных «оживить» и заставить эффективно работать все более дорогую сложную технику, привело к закреплению в зарубежной управленческой лексике терминов «человеческий капитал» и «человеческий ресурс».

Именно применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала. Причем большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов требует привлечения значительного числа специалистов разного профиля. Увеличение численности штатных сотрудников фирмы не всегда желательно из-за постоянно присутствующего риска ухудшения конъюнктуры и, как следствие, невозможности их эффективного использования. Поэтому более выгодным представляется использование труда специалистов инженерно-консультативных фирм. Они помогают сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания и опыт в области техники, технологии, организации и управлении производством и сбытом, а также (очень часто) уменьшить необходимые инвестиции, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысить эффективность капиталовложений.

Поскольку консультант независим от администрации заказчика, он способен объективно оценить ситуацию, сложившуюся на фирме, лучше разглядеть имеющиеся недостатки и упущения, поставив о них в известность заказчика. Большой опыт консультанта по решению аналогичных задач на многих предприятиях помогает ему глубже вникнуть в суть проблемы и найти более эффективное решение. По-видимому, вследствие этого иностранные фирмы прибегают к услугам консультантов даже в тех случаях, когда та или иная работа может быть выполнена собственными силами без расширения штата.

Особенности инжиниринговых сделок, отличающих их от контрактов на поставку товаров и традиционных лицензионных соглашений, создают определенные трудности для предпринимателей, заключающих такие сделки. Так, например, бывает сложно:

· определить целесообразность заключения сделки;

· определить стоимость услуг или их долю в общей сумме контракта;

· решить вопрос о распределении поступлений между промышленными, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями;

· решить задачу оптимального премирования специалистов, чьи опыт и знания передаются в процессе оказания услуг типа «инжиниринг».

Кроме того, сама природа ноу-хау достаточно сложна, мало исследованы юридические аспекты их передачи и защиты. Все это воздвигает определенные барьеры на пути инжиниринговых услуг, тормозит их распространение. В то же время в развитых странах услуги типа «инжиниринг» широко используются во всех отраслях промышленности, особенно в химической и нефтехимической.

По роду оказываемых услуг в развитых капиталистических странах различают четыре группы фирм, предоставляющих инжиниринговые услуги:

· инженерно-консультативные;

· инженерно-строительные;

· консультативные по вопросам организации и управления;

· инженерно-исследовательские.

Инженерно-консультативные фирмы обычно не имеют собственной производственной базы, хотя в отдельных случаях у них есть опытное производство. Их сфера деятельности – выполнение работ типа «инжиниринг» без последующих поставок машин и оборудования или строительства объектов. Обычно предоставляется полный комплекс инженерных услуг либо услуги, связанные с модернизацией или расширением существующих объектов.

В соответствии с классификацией США все многообразие услуг, оказываемых профессиональными инженерно-консультативными фирмами, можно разделить на два направления:

· консультации и доклады: услуги, не связанные с созданием проектов, а также предшествующие их разработке и практическому осуществлению (например, технико-экономические исследования). В основе этих работ лежит главным образом сбор и интерпретация информации, подготовка замечаний, выводов и рекомендаций;

· услуги по разработке и осуществлению проектов: подготовка технико-экономического обоснования проекта, разработка рабочего проекта, строительство и специальные услуги, потребность в которых возникает в ходе выполнения проекта.

Инженерно-строительные организации подразделяются на инженерно-строительные компании и фирмы.

Инженерно-строительные компании, представляющие собой многочисленную группу, выполняют заказы на проектные услуги, включая маркетинг, материально-техническое снабжение, подготовку кадров и пр., без последующих поставок оборудования или осуществления строительства.

Инженерно-строительные фирмы оказывают комплекс услуг, связанных с проектированием промышленных и иных объектов, а также выполнением строительных работ, поставкой, установкой и монтажом оборудования, пуском объектов в эксплуатацию, т. е. выполняют заказы на условиях «под ключ» или на условиях «готовой продукции».

Консультативные фирмы по вопросам организации и управления оказывают значительный объем услуг, главным образом по проблемам руководства, организации и управления предприятиями, организации производства сбыта и т. д.

Поскольку методы управления предприятиями составляют часть их технологии организации выпуска конкурентоспособной продукции, эти методы в качестве объектов ноу-хау становятся все более распространенным и ценным товаром. Этот товар разрабатывается и предоставляется для продажи не только наиболее крупными фирмами, успешно организовавшими выпуск другой (профильной) продукции, но и специально учреждаемыми для оказания управленческих услуг фирмами управленческого консультирования.

Инженерно-исследовательские фирмы специализируются на разработке технологических процессов и материалов, решении проблем, связанных с промышленным или коммерческим освоением технических новшеств. Они занимаются изучением рынков, составлением смет, наблюдением за пуском оборудования в эксплуатацию, иногда осуществляют изготовление специального оборудования.

Поскольку для российских организаций сделки типа «инжиниринг» являются сравнительно новым видом деятельности, следует отметить некоторые их преимущества перед другими видами торговых сделок. Прежде всего отмечается меньшая по сравнению с поставками оборудования зависимость объема продаж услуг от производственной базы, а также то, что торговля услугами стимулирует рост торговли оборудованием и лицензиями. Предоставление услуг типа «инжиниринг» выгодно не только при осуществлении крупных проектов, но и при проведении небольших объемов работ какого-либо одного профиля (например, проведение анализа юридической состоятельности одного из контрактов заказчика с третьим лицом). Обычно в качестве помощи предпринимателям приводятся перечни основных услуг типа «инжиниринг», которые могут быть предметом торговли. К таким услугам относятся:

· оценка технических и экономических возможностей организации производства;

· составление технических зданий;

· составление проектных предложений и технико-экономических обоснований строительства промышленных и других объектов;

· составление смет расходов, оказание помощи в финансировании и проведении переговоров о заключении контракта, контроль за расходами;

· проведение научно-исследовательских работ;

· проведение инженерно-изыскательских работ для строительства объектов;

· разработка технических проектов и рабочих чертежей строительства новых и реконструкции действующих промышленных и других объектов;

· разработка предложений по внутризаводской и внутрицеховой планировке, межоперационным связям и переходам;

· проектирование оборудования и помещений для его установки, включая проведение сопутствующих исследований, опытно-конструкторских работ, испытаний, составление спецификаций;

· разработка составов материалов, сплавов, других веществ и проведение их испытаний;

· разработка технологических процессов, приемов и способов;

· изготовление опытных образцов, разработка инструкций и отправных данных, необходимых для организации производства;

· организация сбыта продукции;

· обучение персонала;

· помощь в техническом управлении производством;

· консультации и авторский надзор при строительстве, шеф-монтаже, пусконаладочных работах и эксплуатации оборудования и объектов в целом;

· консультации по оптимизации технологических процессов;

· консультации экономического, финансового или иного порядка.

Поскольку услуги типа «инжиниринг» часто присутствуют в одном «пакете» вместе с другими формами передачи технологии, актуален вопрос об их разграничении как по юридическим, так и по экономическим признакам. Наибольший практический интерес, по-видимому, представляет вопрос разграничения инжиниринга и простой передачи ноу-хау. Несмотря на значительную условность такой грани, главное отличие состоит в том, что при оказании услуг типа «инжиниринг» обязательно проведение конкретного, оговариваемого в контракте комплекса работ по заданию или требованию заказчика. При простой же передаче ноу-хау это вовсе не обязательно. Таким образом, инжиниринг – это одна из возможных форм передачи ноу-хау при выполнении конкретного комплекса работ, предусмотренного контрактом. Передача ноу-хау может быть оформлена лицензионным соглашением.

Вопрос о возможности передачи ноу-хау на условиях лицензионного соглашения решается с учетом того, будет ли партнер использовать ноу-хау и изобретения, передаваемые в технической документации, в виде консультаций, обучения и т.д., и если будет, то в каком объеме. Необходимые для принятия решения сведения можно получить, проанализировав условия контракта.

Международный франчайзинг

Термин «франшиза», получивший широкое распространение в последние три десятилетия, происходит от французского «franchise» – льгота, привилегия и обычно означает, что одна, как правило, крупная компания («франчайзер») разрешает другой организации («франчайзи») использовать свое широко известное фирменное наименование при условии, что «франчайзи» будет под этим наименованием сбывать продукцию этой корпорации, получая за это от нее техническую, коммерческую и иную консультацию, помощь и т.п.

Франчайзинг – это форма стратегического альянса, которая позволяет головной фирме, расти быстрее и с меньшими капитальными затратами, чем при традиционных способах организации бизнеса. В тоже время предприниматель, присоединившись к такой системе, снижает свой риск. То есть, это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную поддержку.

Системе франчайзинга свойственны следующие основные черты и особенности:

· франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) – «франчайзера» и «франчайзи»;

· франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;

· франчайзер, являясь правообладателем, передает свои права франчайзи на определенных условиях. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке товаров (услуг, работ) и по своему фирменному стилю идентифицируется с франчайзером;

· франчайзер выступает в единственном числе; франчайзи, работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т.е. это сеть, работающая по единой методологии;

· для успешного ведения бизнеса франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и пользуется правом регулирования деятельности

· франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его экономической и юридической самостоятельности;

· за пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи;

· договор франчайзи имеет индивидуальный характер и находится в зависимости от условий деятельности, политики, проводимой франчайзером, и не может быть тиражирован на другие системы.

В настоящее время крупнейшими мировыми экспортерами в системе франчайзинга считаются США, Канада, Япония, Австралия, Франция, Гер­мания, Великобритания.

Сегодня франчайзинг получил развитие более чем в 70 отраслях хозяйствования и признан в мире как наиболее прогрессивная форма ведения бизнеса.

В России франчайзинг получил свое развитие с приходом на рынок таких крупных компаний как «Pizza Hut», «Kodak», «McDonalds», «Coca-Cola».

Существует несколько разновидностей франчайзинговых систем.

Можно провести следующую классификацию систем по типу франчайзинговой стратегии:

· франчайзинг товара,

· производственный франчайзинг,

· сервисный франчайзинг,

· франчайзинг бизнес-формата.

Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком, Фран-чайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.

Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.

Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев для торговых предприятий большое значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда является эффективной.

Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.

Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:

· разделение труда и специализация производства;

· повышение объема производства и расширение производственной программы;

· обеспечение экономичности производства;

· увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии с требованиями рынка;

· освоение производства новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Схема производственного франчайзинга работоспособна практически во всех отраслях производства, но только при наличии прав на объекты интеллектуальной собственности, подтвержденных охранными документами, в том числе товарный знак.

Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей.

Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы. Франшиза – это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т.д., предлагаемых франчайзером к продаже.

По определению Британской ассоциацией франчайзинга, контрольная лицензия, которую франчайзер выдает франчайзи, называется франшизой.

Франшиза:

· дает разрешение и обязывает франчайзи заниматься в течение франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее франчайзеру или ассоциирующиеся с ним;

· позволяет франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством бизнеса, являющегося предметом франчайзингового договора;

· обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь в бизнесе, который служит предметом франшизы (в отношении организации предприятия франчайзи, обучения персонала, управления продажами и т. д.);

· требует от франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи;

· не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями, или между дочерними компаниями одной холдинговой компании, либо между физическим лицом и контролируемой им компанией.

Часто франшизой называют и саму сеть предприятий.

Франчайзинг бизнес – формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и определенных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.

При создании франчайзинговой системы ее тип определяется исходя из рыночной ситуации, вида деятельности и стратегической цели фирмы. Например, на быстро растущем рынке фирме с сильной конкурентной позицией целесообразнее всего использовать товарный франчайзинг, создавая дилерскую сеть, но сохраняя при этом жесткий контроль над рынком.

У любого типа франчайзинговой системы, будь то франчайзинг бизнес- формата или производственный франчайзинг существуют свои достоинства, основные из которых можно сформулировать следующим образом.

1. Минимализация риска. Начало своего бизнеса очень рискованно. По статистике от 80 % до 90 % компаний малого предпринимательства терпят неудачу в течение 3 лет деятельности. При франчайзинге же предпринимателю не придется начинать свое дело с нуля франчайзи, получает поддержку франчайзера, имеющего большой опыт в своем сегменте рынка, который он может передать другим.

2. Совместный рост. Другая причина покупки франчайза – это совместность предприятий. В сети, как правило, много франчайзи и каждый приносит свой капитал. При расширении сети есть много положительных моментов. Торговое имя продукта становится хорошо узнаваемым, потому что люди могут купить его везде. Огромная сеть производит впечатление успешного бизнеса. Франчайзинг вытесняет конкуренцию своими абсолютными размерами.

3. . Финансирование. Франчайзер может содействовать франчайзи в получении финансирования для начала бизнеса.

4. Поддержка деятельности. Обычно франчайзи достаточно только первоначальное обучение и консультации франчайзера для организации бизнеса. Но иногда необходимо постоянно извлекать опыт из маркетинговой деятельности франчайзера.

5. Реклама. Расходы на рекламу, как правило, сокращаются, потому что все франчайзи делят их между собой.

Вместе с тем франчайзингу присущи и определенные недостатки

1. Вступительный взнос. Это взнос, который необходимо оплатить франчайзеру, для заключения франчайзингового соглашения. Эта стоимость варьируется в зависимости от природы и уровня развития франчайза. Вступительный взнос обычно платится единовременно при заключении контракта.

2. Роялти. Это повторяющиеся во времени выплаты франчайзеру. Он основывается на проценте от доходов или продаж.

3. Потеря контроля. Франчайзи теряет большое количество самостоятельности, все свои действия ему необходимо согласовывать с франчайзером. Он должен неуклонно следовать договору франчайзинга. Такие ограничения могут касаться рабочих, часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзер, также, испытывает трудности при контроле сделок франчайзи, так как последний является не его работником, а независимым совладельцем бизнеса.

Наши рекомендации